20 мая 2016Литература
135

Григорий Чхартишвили: «По моему счету, мы живем в российском государстве № 6»

К шестидесятилетию автора проекта «Б. Акунин»

 
Detailed_picture© AFP / East News

Сегодня беллетристу и историку Григорию Чхартишвили, более известному как Б. Акунин, исполняется 60 лет. COLTA.RU поздравила юбиляра и задала ему несколько вопросов.

— Как вы воспринимаете свое сегодняшнее положение. Вы в эмиграции или нет?

— А черт его знает. Сам не пойму. Во времена интернета физическое местонахождение перестает быть определяющим. Френдлента создает ощущение присутствия в России, хотя, боюсь, это иллюзия. Надеюсь, что в России все не так безысходно, как это выглядит через окошко моего ФБ.

— Что сейчас на первом плане — беллетристика или история?

— История, конечно. Меня очень увлекает эта работа. Не столько процесс писания, сколько процесс чтения и осмысления. Самому удивительно, сколько всего нового я для себя обнаруживаю, хоть вроде и историк с университетским дипломом. Впрочем, какая в советские времена была история…

— Что определяло выбор текстов и авторов в «Библиотеке проекта Бориса Акунина “История Российского государства”»?

— Два фактора: полезность и увлекательность. Даже если автор мне не нравится или я с ним не согласен. Вот сейчас, например, проблема: [Лев] Гумилев в один том не помещается. А делить на два тома — никто не купит, получится слишком дорого. Жалко. Я совсем не поклонник Гумилева, но он здорово будоражит мысль.

— История России для вас— движение или ряд законченных эпох, то есть не эволюция, а последовательность скачков, «мутаций»?

— Эволюция. Спиралеобразная, с частыми сползаниями в архаику, но эволюция.

— Насколько история проясняет современность? Можно ли сказать, что история Советского Союза — история «другой страны» по сравнению с царской Россией?

— По моему счету, мы живем в российском государстве № 6. Пятым государством был СССР. Четвертым — военная империя от Петра до 1917 года. Третьим — Московское царство XVII века. Вторым — Московия от середины XV века до Смуты. Первым — Древняя Русь. Все это разные государства. Очевидно, в недалеком будущем мы увидим и Россию седьмой модификации, поскольку нынешняя, 1991 года рождения, — явный нежилец.

— Николай Полевой в свое время в противовес Карамзину решил написать «Историю русского народа» (то есть не историю правителей и государственных институций) — сегодня насколько это возможно и продуктивно?

— История народа, если речь идет не об этнографии, — это какие-то пропагандистские спекуляции. «Народ» в отрыве от государственной формы — все равно что пол-литра без бутылки. Разольется и впитается в землю. А государство — это про политику и про правителей.

— Три тома «Истории» доводят читателя до семнадцатого столетия. Какой темп повествования будет в дальнейшем?

— Сейчас пишу четвертый том, от Смуты до Петра. Ужасно интересное время, особенно начало семнадцатого столетия: процесс развала одного государства и построения на его месте другого. Потом будет том про Петра целиком. Потом про остальной XVIII век. Потом про первый опыт сверхдержавы — от наполеоновских войн до Крымской. Потом про реформы и контрреформы второй половины XIX века. Потом про канун революции. И всё. Летопись закончена моя.

— Будет ли затронут в «Истории» «украинский вопрос»? Будут ли учтены концепции украинских историографов (скажем, Грушевского)?

— Конечно, в части про царствование Алексея Михайловича я буду про это писать. Но ничьих концепций я не касаюсь. Меня не интересуют суждения, меня интересуют только факты. Я вообще по возможности стараюсь работать только с первоисточниками, а труды историков читаю, закрыв один глаз, чтобы не заразиться чужой логикой.

— «Вдовий плат» может читаться как вполне традиционная русская историческая проза, реплика в сторону Карамзина, даже не А.К. Толстого, — или это намеренная стилизация?

— Это реплика в сторону телесериала «Карточный домик». Про грязные политтехнологии и истинную природу власти. Пока писал, много веселился. Дописал — загрустил.

— Что такое «уроки прошлого» и существуют ли они вообще? Какое отношение имеет современная Россия к накопленному в прошлом культурно-историческому опыту? 

— Уроки прошлого имеют огромное значение. Я бы заставлял каждого кандидата в парламент и каждого крупного чиновника сдавать экзамен по истории. 90 процентов наших проблем из-за того, что политики не знают истории. Современная Россия — ветка на дереве, которому минимум полтысячи лет (если считать от Ивана III). Пока не разберешься, откуда растут корни, ничего не поймешь и будешь все время ошибаться, выращивать от осины апельсины.

— Можно ли выделить ряд наиболее общих положений, определяющих специфику исторического развития России (за исключением смены ориентаций в сторону Востока или Запада)?

— Думаю, стержень российской государственности начиная с XV века — приверженность «ордынской» модели. Это концентрированная централизация с обязательной сакрализацией «великого хана»; управление не по единому для всех Закону, а по ханским указам; сакрализация самой идеи государства, в котором все жители рассматриваются как слуги Государства (а не наоборот); система личных привилегий, а не личных прав, и еще несколько магистральных принципов меньшей важности. Поскольку никто никогда всерьез не пытался изменить основу этой модели, все попытки либерализации оставались на уровне косметического ремонта и приводили лишь к новой «орде».

— Возможно ли (и нужно ли) сегодня новое или очередное Просвещение, в чем оно может заключаться, от кого исходить? 

— Мне кажется, прежде чем просвещать «широкие народные массы», думающее и придумывающее сословие должно просветиться само. Прежде всего — разобраться, что в нашем государстве не так и что с этим делать. А уже потом, разобравшись и придумав, просвещать всех остальных.

— Какой период русской истории вас лично интересует более всего?

— Тот, которым я в настоящий момент занимаюсь. Семнадцатый век. А потом меня больше всего будет занимать восемнадцатый. И так далее.

— Будет ли написана история рода Фандориных (именно как история)?

— Нет. А зачем? Там еще одна книжка, и всё. Обязательство перед читателями будет исполнено — и прощайте, Эраст Петрович, спасибо вам за всё.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241633
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249623
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416269
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420509
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425760
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427103