16 июля 2012Литература
247

О чем нужно писать, чтобы получить «Русского Букера»?

Что привлекательнее для жюри — трагическая история России или экзистенциальный кризис?

текст: Мартын Ганин
Detailed_picture© Наталья Цыбулина / Colta.ru

12 июля премия «Русский Букер» представила очередной длинный список. Премия обрела недавно нового спонсора в лице банка «Глобэкс» и увеличила в связи с этим размер призового фонда более чем в два раза. Лауреат получает теперь полтора миллиона рублей, а финалисты — по 150 000. Состав жюри этого года таков. Председатель — петербургский критик и эссеист Самуил Лурье. Члены жюри: гендиректор фонда «Пушкинская библиотека» Мария Веденяпина, поэт Владимир Салимон, прозаик и режиссер Павел Санаев, прозаик и критик Роман Сенчин.

Кто же из длинного списка покажется жюри привлекательным, кто победит? Вот, например, в этом году за «Русский Букер» борются такие разные книги, как антиутопия Александра Терехова «Немцы» и роман Александра Иличевского про интеллигенцию «Анархисты».

Трагическая история России, любовь, семейная хроника, семья, интеллигенция, противостояние государству

В связи с этим мы решили исследовать вопрос о том, какие книги особенно любит «Русский Букер». Речь не о качестве, а только о темах. Для этого мы взяли всех лауреатов премии с самого ее начала, 1992 года, и составили для каждого текста-победителя что-то вроде облака тегов. На схеме очевидно, что из этих тегов встречается чаще, а следовательно, более ценимо и любимо.

«Букер десятилетия» как отдельная акция в списке не учитывался.

Итак, вот список всех победителей «Букера» в хронологическом порядке. К каждому названию привязано облако тегов. Какие статистические результаты это дает, можно посмотреть внизу на схеме.

 

Марк Харитонов. «Линия судьбы, или Сундучок Милашевича»: трагическая история России, религия, любовь, интеллигенция, СССР, провинция, литература, противостояние государству

Владимир Маканин. «Стол, покрытый сукном и с графином посередине»: экзистенциальный кризис, религия, антиутопия, противостояние государству

Булат Окуджава. «Упраздненный театр»: трагическая история России, семейная хроника, детство, семья, СССР, автобиография

Георгий Владимов. «Генерал и его армия»: трагическая история России, война, альтернативная история, СССР

Андрей Сергеев. «Альбом для марок»: детство, воспоминания, СССР, автобиография

Анатолий Азольский. «Клетка»: трагическая история России, война, СССР

Александр Морозов. «Чужие письма»: эпистолярный роман, СССР, любовь, семья, одиночество, литература

Михаил Бутов. «Свобода»: экзистенциальный кризис, интеллигенция, постсоветская реальность, одиночество

Михаил Шишкин. «Взятие Измаила»: трагическая история России, детство, любовь, семейная хроника, смерть, семья, интеллигенция, СССР, противостояние государству

Людмила Улицкая. «Казус Кукоцкого»: трагическая история России, любовь, семейная хроника, семья, интеллигенция, противостояние государству

Олег Павлов. «Карагандинские девятины»: постсоветская реальность, СССР, смерть, провинция

Рубен Давид Гонсалес Гальего. «Белое на черном»: детство, СССР, смерть, одиночество

Василий Аксенов. «Вольтерьянцы и вольтерьянки»: история России, противостояние государству

Денис Гуцко. «Без пути-следа»: постсоветская реальность, любовь, семья

Ольга Славникова. «2017»: постсоветская реальность, антиутопия, любовь, мистика, политика

Александр Иличевский. «Матисс»: интеллигенция, постсоветская реальность, экзистенциальный кризис, одиночество

Михаил Елизаров. «Библиотекарь»: постсоветская реальность, СССР, интеллигенция, провинция, литература, триллер

Елена Чижова. «Время женщин»: семья, детство, война, трагическая история России, семейная хроника, СССР

Елена Колядина. «Цветочный крест»: религия, секс, история России, семья


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244885
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246445
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413035
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419523
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423605
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428906
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429560