2 августа 2017Литература
282

Демьян Кудрявцев: «Я, возможно, лучший гусар из русских литераторов»

Линор Горалик поговорила с поэтом и бизнесменом о гражданстве и гражданственности

текст: Линор Горалик
Detailed_picture 

21 июля стало известно о том, что российское гражданство предпринимателя и писателя Демьяна Кудрявцева аннулировано. Линор Горалик поговорила с Кудрявцевым о гражданстве, гражданственности, идентичности и готовности к потерям.

— Ты с российским гражданством и ты без него — это два чем-то различающихся человека?

— Как-то странно думать, что человека определяет набор документов. Так сложилось, что у меня было много разных паспортов, я их получал и сдавал, но никогда я не считал, что это меняет меня самого или мои отношения с временем и местом. С годами представление о гражданственности развивается и расширяется, а представление о гражданстве, напротив, размывается и съеживается.

— Как меняется твое ощущение какой бы то ни было собственной гражданственности?

— Гражданство как производная от гражданственности — это связь с местом, общностью, институтами, языком, которые тебя волнуют до степени совершения поступков. В этом смысле ничего особо не изменилось: существует несколько стран и пространств, которые меня волнуют до совершения поступков (хотя это каждый раз разные поступки), и Россия — безусловно, важнейшее для меня пространство. Границы моей России могут не совпадать с сегодняшними государственными, и волнение может быть разное — в том числе неконструктивное, или, скажем, не то, которое нравится государству в России, или отдельно ее языку, или отдельно ее народу, или отдельно ее важным для меня институтам и сообществам. Но градус этой причастности до сих пор самый высокий из всех зон и языков, что для меня важны.

— Что значит в данном случае совершать поступки, что это за поступки? Не только на уровне повседневности, а шире.

— Повседневность в них тоже включена. В частности, пребывание на какой-то территории — это вполне действие, которое готово было бы свестись к повседневности. Если какое-то место меня волнует, вероятно, я хочу в нем быть или бывать, строить дом, помогать соседям. И то, что бытование в нем не рутинно, — не всегда мой выбор. Может быть, наоборот, я бы хотел обыденного существования в некоей прекрасной Аркадии — и превратить всю свою причастность в повседневность.

— А вместо этого что происходит?

— Вместо этого происходит мелкое членение моих поступков на разные идентичности, на отдельные «я». И чем сложнее ситуация, тем менее цельно мое отношение к месту: поэт во мне хочет применительно к нему сделать одно, гражданин (в том смысле, в котором это слово понимаю я, а не органы, выдающие паспорт) — другое, предприниматель иногда просыпается и хочет третьего. И чем сложнее ситуация, тем больше противоречий между их желаниями.

— Каков сейчас главный конфликт между этими сущностями?

— Предприниматель во мне хочет послать гражданина к чертовой матери, снизить риски, зафиксировать убытки или прибыль — или готов за эту прибыль сражаться, но как бизнесмен, а не как гражданин. Литератору сейчас в целом все равно: я набрал такое количество литературных задач и обременений, что они сами по себе являются родиной, и эту родину можно унести с собой — не обязательно уехав, а просто отстранившись. А гражданин считает, что по сравнению с тем, что происходит в России, и с тем, что, по-хорошему, нужно в ней делать или менять, все мои проблемы как предпринимателя ничтожны и могут быть, так сказать, списаны, — но, возможно, сил на эти необходимые действия у меня как у гражданина уже нет.

— А хотелось бы, чтобы они были? Представляется, чтобы это было важным?

— Я не привык думать в сослагательном наклонении. Да, хотелось бы, чтобы я был моложе, и романтичнее, и наивнее. Я люблю это состояние. Да, хотелось бы.

— Тебе кажется, что для таких поступков нужен кто-то не просто моложе, а романтичнее и наивнее?

— Нужно хотя бы что-нибудь из этого набора.

— Есть ли какие-то поступки, которые ты готов был бы совершать как гражданин, но вот это формальное отсутствие бумажки лишает тебя такой возможности?

— Нет, сейчас нет.

— Вплоть до элементарного — голосовать?

— Безусловно, я всегда голосовал. Но это не большое действие, я невысоко его ценю. Был ли бы я готов — ну там, не знаю — избираться, или работать в избирательном штабе, или не предложить стране что-то, а отдать все? Сейчас — нет, а много лет назад — да.

— Когда придет конец этому мрачному времени и что-нибудь изменится к лучшему — ты станешь восстанавливать гражданство зачем-нибудь? Я спрашиваю не столько о прагматических соображениях, сколько о символических.

— Та прекрасная Россия, которая могла бы прийти на смену существующей, тем доказала бы, в частности, свою прекрасность, что ни ей, ни мне было бы неважно, какой паспорт у меня в кармане.

— А та Россия, которую ты как литератор «набрал» себе, накопил, — это исчерпаемый ресурс?

— К сожалению.

— На сколько у тебя его запасено?

— Этого я не знаю — он исчерпаем вместе с поэтикой. Он заканчивается не тогда, когда заканчивается ресурс, а тогда, когда разрушается емкость, в которой ты его несешь. А поэтика конечна. И ценность ее в том, что она соответствует определенному периоду твоего мироощущения, твоей жизни. Сегодня одна, завтра другая; есть прекрасные мастера, которые видоизменяют поэтику относительно часто, есть люди, которые тянут относительно долго, — но если воспринимать поэтику не как самоценность (хотя она таковой является), а как сосуд, то набранное в него разрушится, когда он сам состарится, прохудится. Я видел это у других авторов и знаю это по себе. Я уносил с собой Ленинград, эмигрируя в Израиль, и нес с собой песчаный милитаристский (или антимилитаристский) Израиль, возвращаясь в Москву. И я знаю, что такой ресурс не вечен для поэта как для субъекта культуры. А для объекта он может быть вполне вечен.

— А вот, например, это как?

— Не мое воздействие на литературу и язык, а их воздействие на меня, я думаю, бесконечно. Я полагаю, что меня всегда будет волновать русская словесность, даже когда и если мне самому будет нечего сказать или незачем говорить.

Предприниматель во мне хочет послать гражданина к чертовой матери, снизить риски, зафиксировать убытки или прибыль — или готов за эту прибыль сражаться, но как бизнесмен, а не как гражданин. Литератору сейчас в целом все равно.

— В той поэтике, которая с тобой сейчас, в той, которая содержит «накопленную» тобой Россию, ты сегодня ближе к началу работы, к середине, к концу?

— Мне кажется, что я достаточно овладел некоторым инструментарием, но еще не сделал с его помощью чего-то очень важного, что хотел бы сделать.

— Это свобода своего рода — такое владение инструментом?

— Да, это она.

— Ты — человек, который одну из книг озаглавил «Гражданская лирика». Ты — поэт, который, может быть, в большей мере воспринимается как человек с гражданским мышлением (и гражданским modus operandi), чем многие другие. Ты сам ощущаешь, что это важная часть тебя как поэта: «человек, говорящий о гражданском»?

— Я же в русской словесности (чтобы не говорить «поэзии») нахожусь в относительно редкой роли — как Денис Давыдов приблизительно. Я, возможно, лучший гусар из русских литераторов и, наверно, даже лучше всех пишу стихи из русских фехтовальщиков (предпринимателей). Это прекрасное состояние, но оно чревато тем, что и те, и другие воспринимают тебя как любителя.

— У тебя есть такое чувство?

— Скорее предположение. В моей бизнес-биографии я, ни разу не изменив ни принципам, ни методам, воспринимался абсолютно по-разному: и как успешный менеджер, и как стартапер, и как разрушитель; как притворщик, ханжа, прохиндей, грубиян — и, наоборот, как человек, слишком мягкий для того, чтобы заниматься бизнесом. Нет, наверное, неправильным будет сказать «мне не важно, как я воспринимаюсь» — просто я знаю, что это преходяще и неточно. Как литератору, мне такое «позиционирование», скорее, мешает.

— Каким способом?

— Я не могу пройти столь вчуже милый мне традиционный путь академического литератора с университетским бэкграундом, который куда-то ездит, состоит в каких-то сообществах и так далее, — я все время отвлекаюсь на свою другую ипостась. То же и наоборот. Поэтому размышления о том, как меня воспринимают, меня раздражают и отвлекают; но зато я думаю, что не мне придется самому делать выбор между идентичностями — хотя каким-то образом этот выбор так или иначе будет сделан.

— Как это может произойти?

— Перестать заниматься изменением мира, бизнесом или гражданской активностью я могу и готов сам, а вот языковой, поэтический инструментарий у меня может забрать провидение. Так или иначе, выбор, безусловно, состоится: если Господь наградит меня длинной жизнью, то какая-то из моих ипостасей отомрет. Не в восприятии внешнем — не мне судить, каким я останусь в памяти друзей или, условно говоря, современников, — но внутренне я, безусловно, живу с ощущением, что чего-то из возможностей и практик, которыми я живу последние двадцать лет, я лишусь. Вообще готовность к лишению — не к лишениям, а к лишению — кажется мне одним из важнейших навыков, и его необходимо не лишиться. Любое свойство, качество или объект, которые у тебя есть, могут быть отняты у тебя.

— Удерживать в себе это знание — очень ресурсоемкая практика, нет?

— Нет, удерживать это знание нетрудно вообще: как только ты забываешь о нем, тебе напоминают. У тебя отбирают родных, друзей, территории, гражданство, какие-то задачи, привязанности, игрушки. Ровно в ту минуту, когда тебе кажется, что ты уже собрал свой минимальный чемодан и с ним идешь, выясняется, что и из него в любой момент может что-нибудь пропасть. Не надо об этом специально помнить — об этом невозможно забыть.

— Ты говорил о том, что невозможно — а иногда и вредно — думать о том, каким тебя видят. Но если бы была возможность самому дать ответ на вопрос «какой я поэт?» — что бы ты ответил?

— Я бы хотел восприниматься (прежде всего, я бы сам хотел думать о себе) как автор, который стоит на четко очерченном наделе, но возделывает и расширяет его. Кажется, что так можно сказать почти про любого — но на самом деле с точки зрения самопозиционирования есть много поэтов, устремленных исключительно в будущее. Есть, напротив, малое количество авторов, которые хотят заполнять какие-то пустующие лакуны в классическом (или в «большом») теле поэзии. А я вижу себя тем ростком, который четко понимает, откуда он растет, и помнит об этом, устремляясь на новую территорию. Даже не ростком, а побегом.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249340
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415982
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420311
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425543
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426887