7 августа 2017Литература
198

От св. Владимира до Бандеры

Сергей Беляков о книжном опыте русско-украинского исторического сотрудничества

текст: Сергей Беляков
Detailed_pictureАфанасий Сластион. Проводы на Сечь. Начало XX века

Многие историки отказались писать эту книгу. Трудно представить, что в наши дни русские и украинцы могут участвовать в одном проекте.

Сколько русских историков всерьез утверждают, будто и украинский народ, и украинский язык придуманы то ли поляками, то ли австрийцами, чтобы навредить России. Сколько украинских готовы писать о нашем общем прошлом лишь в рамках «колониального дискурса». Историческая наука, распавшись на национальные школы, перерождается в сорт политической пропаганды.

И все-таки составителям книги Анатолию Голубовскому и Никите Соколову из Вольного исторического общества удалось найти 5 русских и 5 украинских историков, которые согласились работать вместе.

«Русско-украинский исторический разговорник» посвящен известным, знаковым, спорным историческим деятелям — от св. Владимира до Степана Бандеры.

Начнем с Бандеры

Этот очерк должен был стать, наверное, самым спорным, а он оказался просто образцово объективным. Авторы — Георгий Касьянов (академический Институт истории Украины) и Алексей Баканов (РГАСПИ) — нашли верный тон.

Бандера — профессиональный революционер-подпольщик, «интегральный националист» — вписывается в историю своего времени. Восточная Европа между двумя мировыми войнами кишела разного рода националистическими движениями. Жесткая и недальновидная политика Польши озлобляла украинский народ, а приход советской власти с ее коллективизацией, с репрессиями против «буржуазных элементов» создал основу массового национального движения, знаменем которого и стал Бандера.

Сам Бандера с 1941-го по 1944-й был изолирован немцами, а после окончания Второй мировой остался в Германии. Пока «бандеровцы» вели безнадежную борьбу с Красной армией и войсками МГБ, Бандера «восстанавливал авторитет в структурах ОУН, действовавших в лагерях перемещенных лиц в английской и американской зонах оккупации». Бандера-миф намного больше реального человека Степана Бандеры, его популярность явно не соответствует вкладу в историю.

© Новое издательство, 2017
Князь Владимир и князь Андрей

Игорь Данилевский (Высшая школа экономики) и Вадим Аристов (Киево-Могилянская академия) развенчали миф о «реформаторе» Владимире (термин «реформы» для той эпохи — «непростительный анахронизм») и «первом великороссе», князе Андрее Боголюбском.

«Первым великороссом» назвал князя еще В.О. Ключевский. Идея оказалась близка М.С. Грушевскому и другим украинским историкам. Андрей Боголюбский пытался править самовластно, будто предтеча великих князей Московских. В 1169-м князь вместе со своими суздальцами взял штурмом Киев и отдал его на разграбление. Превратил восточную окраину Руси в новый политический центр, а Киев унизил, отдал, по словам Грушевского, своим «подручным, второразрядным князьям».

Авторы последовательно доказывают, что все было иначе. И войско князя состояло не из одних суздальцев и владимирцев, были там и черниговцы, и полочане. И Киев своего значения после разгрома не утратил, да и разгрома не было.

Вот тут уж хочется авторов остановить и сказать: «Довольно!» Вспоминается адвокат из «Братьев Карамазовых»: «денег не было», «грабежа не было», «да и убийства не было».

Аристов и Данилевский изящно доказали, что многое в биографии Владимира Святого было всего лишь экстраполяцией библейских сюжетов на жизнь князя, о которой на самом деле известно очень мало достоверного. Но что же тогда осталось от истории этого князя? Не перестарались ли с демифологизацией?

Хмельницкий и Мазепа

Игорь Курукин (РГГУ) и Владислав Яценко (Харьковское историко-филологическое общество) написали о гетманах Иване Мазепе и Богдане Хмельницком. «Гетманские» главы построены по принципу мини-исследования, небольшой, но все же академической статьи.

В России до сих пор считают, будто Богдан Хмельницкий всю жизнь стремился «воссоединить» Украину с Россией, а Мазепа был всего лишь прирожденным предателем и с тем остался в истории. На самом же деле Хмельницкий — блистательный полководец, искусный дипломат — вел рискованную политическую игру с польским королем, крымским ханом, турецким султаном, с князем Трансильвании, с королем Швеции. К Москве он, когда надо, проявлял уважение и лояльность, а когда надо — откровенно угрожал: «…я-де и все городы московские, и Москву сломаю».

Облик Мазепы-государственника — строителя Гетманщины, мецената — знаком украинскому читателю, но для большинства россиян будет в новинку. Опираясь на исследования польских и украинских историков, Яценко и Курукин развенчали миф, который прочно держался не только в школьных учебниках, но в научных исследованиях: Мазепа, как оказалось, не заключал договора с польским королем Станиславом Лещинским. Ни оригинала, ни копии такого договора не было найдено. Власть Лещинского держалась только на шведских штыках. Договор с ним просто не имел для Мазепы смысла.

Игорь Курукин и Владислав Яценко считают мифом эпизод из жизни молодого Мазепы, ставший популярным сюжетом для европейских поэтов и художников. Мазепа соблазнил жену польского магната, за что тот велел привязать юношу к спине лошади и пустить в поле.

В то же время они не подвергают сомнению историю куда более сомнительную. Когда Мазепа попросил царя Петра дать ему корпус в 10 тысяч для защиты Гетманщины, тот будто бы ответил, что «не даст и 10 солдат». Этот эпизод (известный лишь из письма Пилипа Орлика Стефану Яворскому) противоречит реальному ходу событий. Царь Петр никогда не оставлял Украину без помощи: в украинских городах стояли русские гарнизоны, а как только шведская армия вторглась на Украину, за ней последовала и русская армия.

Получается, что эпизод, который, на взгляд авторов, позорит Мазепу, считается мифом. Но если есть возможность Мазепу оправдать, историки не спешат с демифологизацией.

Матушка Екатерина, или «голодная волчица»

Если главы, посвященные Древней Руси и «казацкой эпохе», — это исторические портреты, то уже начиная с XVIII века жанр меняется. На место биографии приходит рассказ об эпохе.

Владимир Маслийчук (редактор украинского научного сайта) и Александр Каменский (Высшая школа экономики) написали очерк «Екатерина II: Украина в тисках просвещения».

Больше ста лет украинские земли, включенные в состав России, пользовались очень широкой автономией. Екатерина эту автономию ликвидировала, уничтожила Запорожскую Сечь, ввела на Украине крепостное право. Поэтому «матушка Екатерина» в глазах украинца — «лютый ворог», «голодная волчица» (Шевченко).

Маслийчук и Каменский стараются разрушить миф об украинофобии Екатерины. Они полагают, что императрица лишь стремилась наладить эффективную систему управления. Гетманщина находилась в упадке, ее порядки были для второй половины XVIII века уже архаичны. Запорожская Сечь после ликвидации Крымского ханства потеряла военное значение, но осталась источником смуты и «социального бандитизма». Императрица стремилась создать современное государство с едиными законами, едиными порядками, единой системой светского образования. И даже распространение крепостничества на малорусские и белорусские земли было частью программы унификации.

Вывод следует одновременно логичный и парадоксальный. Императрица уничтожала остатки украинской государственности и способствовала почти полной русификации малороссийской элиты, но «секуляризация образования, новое, основанное на выборном начале городское управление, зарождение рыночных отношений <…> в будущем составило основу буржуазного общества и создало почву для формирования украинского национального самосознания».

Это соответствует современным представлениям о природе национальных движений, но противоречит реальной истории Украины. Массовое национальное движение на Большой (российской) Украине в 1917—1921 гг. было преимущественно крестьянским, а не буржуазным.

Ищу человека…

Очерки о Ленине, Сталине и Петлюре написали самые авторитетные и титулованные из авторов «Исторического разговорника» — Валерий Солдатенко (член-корреспондент Национальной академии наук Украины) и Александр Шубин (Институт всеобщей истории РАН).

Они коснулись проблемы, которая сейчас занимает многих, — границы современного украинского государства. Границы эти «ленинско-сталинские», но сам Ленин взял за основу «географию Винниченко», то есть границы Украины согласно III универсалу Центральной рады (Владимир Винниченко тогда возглавлял созданное Радой правительство). А Рада, в свою очередь, претендовала на те земли, где этнические украинцы составляли большинство.

Сталин объединил украинские земли не из любви к украинскому народу. Он боялся оставить за пределами СССР страну, которая могла бы стать альтернативой Советской Украине. Поэтому польская Галиция и румынская Северная Буковина были включены Сталиным в состав УССР.

И все же эти очерки оказались, пожалуй, самыми слабыми в книге. Текст производит странное впечатление, некоторые фрагменты смотрятся просто архаично: «В Западной Украине было создано 174 МТС. Развернулась коллективизация сельского хозяйства <…> Была ускорена индустриализация. В Львовской области было построено 440 новых промышленных объектов».

Где и в каком году это написано? Я предположил бы, что в СССР, скажем, 1977 года.

Однако всего через один абзац мы попадаем в другую эпоху: «Оккупируя Украину, нацистская Германия отвергла Акт провозглашения Украинской державы <…> Даже на робкие протесты Бандеры, Стецька, Андрея Мельника относительно бесцеремонного раздирания Украины или не реагировали, или отвечали репрессиями». Как видим, это уже написано на современной Украине.

Солдатенко и Шубин более или менее убедительно обосновали причины Голодомора. Да, Сталин не собирался «успокоить украинцев голодом», а лишь стремился извлечь из деревни (не только украинской) как можно больше ресурсов, необходимых для индустриализации. Вопрос в другом: можно ли так писать о гибели миллионов людей?

«Сталин <…> был подобен капиталистическим менеджерам в США и Западной Европе, которые в это же время безжалостно увольняли миллионы людей, обрекая их на голод».

Это в какой же стране, пострадавшей от Великой депрессии, был массовый голод? Да такой голод, когда ели кошек, собак, воробьев, ежей, сдирали с деревьев кору, сушили, толкли и пекли из нее коржи? Неужели в Америке? Или, быть может, в окрестностях Лондона? А словечко «менеджер» применительно к Сталину звучит совершенно одиозно.

И здесь становится очевидной слабость научной методологии авторов. История — наука о частном и конкретном. Уход в социально-экономические процессы, в абстрактные схемы не только дегуманизирует ее, но и упрощает, искажает, делает плоской и скучной. Мы не видим здесь людей. Вместо них — история Гражданской войны, коллективизации, индустриализации… Словом, голимая политическая история.

Невозможно видеть в историческом прошлом только социально-экономические процессы, реформы, контрреформы, военные походы и переговоры дипломатов. Все это важно, но ведь в истории Украины Шевченко и Гоголь сыграли роль куда более важную, чем Петлюра и Бандера.

Впрочем, грешно завершать упреком рецензию на в общем-то очень хорошую книгу. «Исторический разговорник» при всех своих недостатках стал несомненной удачей. Оказалось, что и в наши дни историк может оставаться прежде всего ученым, а не идеологом и пропагандистом.

Русско-украинский исторический разговорник. Опыты общей истории. — М.: Новое издательство, 2017. 182 с.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245233
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246841
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413319
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419776
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423848
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429147
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429816