21 октября 2021Литература
46

...

 
<8 — Кабельные работы и богословские споры>

Первый вариант

И вообще в мире есть и другие ценности, например, кабельные работы. Там можно хотя бы младенцам на орехи заработать, а из леса — вино делать. Помнишь, Христос из воды вино делал, а чем мы хуже? Да у нас другого и выбора нет. Помнишь, ты меня спрашивал, что сначала было — слово или дело? [a] Так я тебе отвечу: конечно, дело. Ну о чем болтать, пока дело не сделано? А следующим, конечно, было вино и, конечно, следующая была баба. Дурак был Ходасевич, когда писал:

Что верно, то верно
Нельзя силком
Девчонку тащить на кровать
Ей надо сперва стихи почитать
Потом напоить вином [b].

— Дурак ты, Тихонов! Где это ты все вычитал?

— Да были кое-какие скрижали [c]. А вообще пора прекращать богословские разговоры: Авдяшка из магазина идет, а им с Сорокиным на службу к 12-ти [d]. Правда, опиум тут и там, только здесь покрепче.

— Конечно, Вадимчик, но они могут перепутать «азм есть» на «есть азм» [e].

— Да кто это заметит?

— Авдяшка не путает, потому что почти никогда туда не добирается [f].


Второй вариант

А вообще в мире есть и другие ценности, например, кабельные работы. Хотя бы детям на орехи заработаешь, а как уедет наш начальник в управление, будем рубить лес и делать из него вино.

— Опять ты все путаешь, <это> Он из воды делал вино.

— Ну, у Него под рукой была вода, а у нас другого выбора нету. Вот ты меня спрашивал: что сначала было — слово или дело. Я вот вычитал, что сначала было дело. Ну, о чем болтать, когда дело не сделано. А следующим, конечно, было вино, а уж потом — баба. Помнишь, у Ходасевича:

Что верно, то верно! Нельзя же силком
Девчонку тащить на кровать!
Ей надо сначала стихи почитать,
Потом напоить вином...

— Ну и где же, Тихонов, ты все это читал?

— Да были кое-какие скрижали. А вообще-то надо прекращать богословские разговоры — в 11-ть магазин открывается и Боре на службу в 11:30, ну а опиум — тут и там, только здесь покрепче.

— Конечно, Вадимчик, только он может перепутать «азм есть» на «есть азм».

— Да кто это заметит? — говорю я.

— Ну, Авдяшка-то не путает. Я слышал один раз.


Третий вариант

И вообще в мире есть другие ценности, например, кабельные работы, вот там и развернешься. Хотя бы своим детям на орехи заработаешь [g], а когда наш Сталин в Управление уедет, будем рубить лес и превращать его в самогон [h], как было сказано.

— А кого ты, Вадя, имеешь в виду?

— Да ты сам говорил, что сперва было слово, а потом еще чего-то. Только я сам читал: сперва Он сделал бабу, потом вино, чтобы, когда человек появится, ему было чего делать на этом свете. А про ребра все выдумали.

— Ну и где же ты это читал, Тихонов?

— Да были кое-какие скрижали.


Четвертый вариант

И вообще надо прекращать богословские споры, а то в 11 открывается магазин. Кстати, и Боре надо идти в церковь, и тоже в 11-ть [i], и меня зовет. А я знаю(?) [j], что там и там опиум, тут совсем запутаешься.


Пятый вариант

И вообще в мире есть и другие ценности, например, кабельные работы. Хотя бы детям на орехи заработаешь, а как уедет наш начальник в Управление, будем рубить лес и делать из него вино.

— Опять ты путаешь, это Он из воды делал вино.

— Ну, у Него под рукой была вода, а у нас другого выбора нет. Вот ты меня спрашивал: что сначала было — слово или дело? А я вот вычитал: сначала было дело. Ну, о чем болтать, когда дело не сделано. А следующим, конечно, было вино, а уж потом — из ребра баба. Помнишь, у Ходасевича:

Что верно, то верно! Нельзя же силком
Девчонку тащить на кровать!
Ей надо сначала стихи почитать,
Потом напоить вином...

— Ну и где же ты, Тихонов, все это читал?

— Да были кое-какие скрижали. А вообще-то надо прекращать богословские разговоры — в 11-ть магазин открывается, а Сорокину на службу в 12-ть. Правда, опиум тут и там, только здесь покрепче.

— Конечно, Вадимчик, но он может перепутать «азм есть» на «есть азм».

— Да кто это заметит?

— Авдяшка-то не путает. Я один раз слушал.

Вернуться к основному тексту



ЛИТЕРАТУРА

Ерофеев 2003: Ерофеев В. Мой очень жизненный путь. М., 2003.

Ерофеев 2007: Ерофеев В. Записные книжки. Книга вторая. М., 2007.

Ильф, Петров 1995: Ильф И., Петров Е. Золотой теленок. Щеглов Ю. Комментарий к роману «Золотой теленок». М., 1995.

Ходасевич 2009: Ходасевич В. Собрание сочинений: в 8 тт. Т. 1. М., 2009.


[a] См. обыгрывание этого евангельского зачина Прохоровым из «Вальпургиевой ночи»: «Я не очень верю, что в начале было Слово, но хоть какое-то задрипанное — оно должно быть в конце…» (Ерофеев 2003. С. 240).

[b] Почти точная цитата из стихотворения В. Ходасевича «Окна во двор» (1924) (Ходасевич 2009. С. 181).

[c] По всей вероятности, ходовая шутка в этой компании. В записных книжках Ерофеев несколько раз называет скрижалями собственные дневники.

[d] Т.е. на церковную службу.

[e] В записных книжках Ерофеева неоднократно встречается сюжет, где все путает сам Тихонов. См., например, запись:

«Что путает Вадя:

Генри Форда и Эрнеста Резерфорда.
Жорж<а> Марше и Карон<а> Бомарше.
Оффенбах<а> и Фейербах<а>.
Ондатру и Клеопатру.
Веру Марецкую и Майю Плисецкую.
Чухрая и Жухрая.
Павла Силенциария и Павла Лициана.
Георгия Победоносцева и Георгия Саркисянца.
Рембрандта и Ви<л>ли Брандта» (Ерофеев 2007. С. 393).

[f] Религиозные искания и споры Сорокина и Авдиева были темой для ироничных и самоироничных острот в ерофеевской компании. См. в записной книжке Ерофеева 1976–77 годов: «Друзья Б. Сорокин и И. Авдиев. Один шлепает другого по плечу и говорит: “Лучше друга нигде не найду я, мы теологи оба с тобой”» (Там же. С. 325).

[g] Зачеркнуто: «и этих дурацких полковничьих дочек нет, и зато одиночества навалом. Меня тоже носом утыкают и т. Ивлев(?) и <нрзб>т снизу.
— Не суйся ты, Тихонов, одиночество тебя до добра не доведет.
Дескать(?) в одиночестве объективности нет».

[h] Зачеркнутый вариант: «продавать его англичанам». Возможно, намек на знаменитую «табуретовку», о которой Остап Бендер рассказывал доверчивым американцам (Ильф, Петров 1995. С. 69).

[i] Зачеркнуто: «тут совсем запутаешься».

[j] Зачеркнуто: «А меня в школе учили».


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241759
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249662
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416315
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420548
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425795
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427144