Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20249280Первый вариант
И вообще в мире есть и другие ценности, например, кабельные работы. Там можно хотя бы младенцам на орехи заработать, а из леса — вино делать. Помнишь, Христос из воды вино делал, а чем мы хуже? Да у нас другого и выбора нет. Помнишь, ты меня спрашивал, что сначала было — слово или дело? [a] Так я тебе отвечу: конечно, дело. Ну о чем болтать, пока дело не сделано? А следующим, конечно, было вино и, конечно, следующая была баба. Дурак был Ходасевич, когда писал:
Что верно, то верно
Нельзя силком
Девчонку тащить на кровать
Ей надо сперва стихи почитать
Потом напоить вином [b].
— Дурак ты, Тихонов! Где это ты все вычитал?
— Да были кое-какие скрижали [c]. А вообще пора прекращать богословские разговоры: Авдяшка из магазина идет, а им с Сорокиным на службу к 12-ти [d]. Правда, опиум тут и там, только здесь покрепче.
— Конечно, Вадимчик, но они могут перепутать «азм есть» на «есть азм» [e].
— Да кто это заметит?
— Авдяшка не путает, потому что почти никогда туда не добирается [f].
Второй вариант
А вообще в мире есть и другие ценности, например, кабельные работы. Хотя бы детям на орехи заработаешь, а как уедет наш начальник в управление, будем рубить лес и делать из него вино.
— Опять ты все путаешь, <это> Он из воды делал вино.
— Ну, у Него под рукой была вода, а у нас другого выбора нету. Вот ты меня спрашивал: что сначала было — слово или дело. Я вот вычитал, что сначала было дело. Ну, о чем болтать, когда дело не сделано. А следующим, конечно, было вино, а уж потом — баба. Помнишь, у Ходасевича:
Что верно, то верно! Нельзя же силком
Девчонку тащить на кровать!
Ей надо сначала стихи почитать,
Потом напоить вином...
— Ну и где же, Тихонов, ты все это читал?
— Да были кое-какие скрижали. А вообще-то надо прекращать богословские разговоры — в 11-ть магазин открывается и Боре на службу в 11:30, ну а опиум — тут и там, только здесь покрепче.
— Конечно, Вадимчик, только он может перепутать «азм есть» на «есть азм».
— Да кто это заметит? — говорю я.
— Ну, Авдяшка-то не путает. Я слышал один раз.
Третий вариант
И вообще в мире есть другие ценности, например, кабельные работы, вот там и развернешься. Хотя бы своим детям на орехи заработаешь [g], а когда наш Сталин в Управление уедет, будем рубить лес и превращать его в самогон [h], как было сказано.
— А кого ты, Вадя, имеешь в виду?
— Да ты сам говорил, что сперва было слово, а потом еще чего-то. Только я сам читал: сперва Он сделал бабу, потом вино, чтобы, когда человек появится, ему было чего делать на этом свете. А про ребра все выдумали.
— Ну и где же ты это читал, Тихонов?
— Да были кое-какие скрижали.
Четвертый вариант
И вообще надо прекращать богословские споры, а то в 11 открывается магазин. Кстати, и Боре надо идти в церковь, и тоже в 11-ть [i], и меня зовет. А я знаю(?) [j], что там и там опиум, тут совсем запутаешься.
Пятый вариант
И вообще в мире есть и другие ценности, например, кабельные работы. Хотя бы детям на орехи заработаешь, а как уедет наш начальник в Управление, будем рубить лес и делать из него вино.
— Опять ты путаешь, это Он из воды делал вино.
— Ну, у Него под рукой была вода, а у нас другого выбора нет. Вот ты меня спрашивал: что сначала было — слово или дело? А я вот вычитал: сначала было дело. Ну, о чем болтать, когда дело не сделано. А следующим, конечно, было вино, а уж потом — из ребра баба. Помнишь, у Ходасевича:
Что верно, то верно! Нельзя же силком
Девчонку тащить на кровать!
Ей надо сначала стихи почитать,
Потом напоить вином...
— Ну и где же ты, Тихонов, все это читал?
— Да были кое-какие скрижали. А вообще-то надо прекращать богословские разговоры — в 11-ть магазин открывается, а Сорокину на службу в 12-ть. Правда, опиум тут и там, только здесь покрепче.
— Конечно, Вадимчик, но он может перепутать «азм есть» на «есть азм».
— Да кто это заметит?
— Авдяшка-то не путает. Я один раз слушал.
ЛИТЕРАТУРА
Ерофеев 2003: Ерофеев В. Мой очень жизненный путь. М., 2003.
Ерофеев 2007: Ерофеев В. Записные книжки. Книга вторая. М., 2007.
Ильф, Петров 1995: Ильф И., Петров Е. Золотой теленок. Щеглов Ю. Комментарий к роману «Золотой теленок». М., 1995.
Ходасевич 2009: Ходасевич В. Собрание сочинений: в 8 тт. Т. 1. М., 2009.
[a] См. обыгрывание этого евангельского зачина Прохоровым из «Вальпургиевой ночи»: «Я не очень верю, что в начале было Слово, но хоть какое-то задрипанное — оно должно быть в конце…» (Ерофеев 2003. С. 240).
[b] Почти точная цитата из стихотворения В. Ходасевича «Окна во двор» (1924) (Ходасевич 2009. С. 181).
[c] По всей вероятности, ходовая шутка в этой компании. В записных книжках Ерофеев несколько раз называет скрижалями собственные дневники.
[d] Т.е. на церковную службу.
[e] В записных книжках Ерофеева неоднократно встречается сюжет, где все путает сам Тихонов. См., например, запись:
«Что путает Вадя:
Генри Форда и Эрнеста Резерфорда.
Жорж<а> Марше и Карон<а> Бомарше.
Оффенбах<а> и Фейербах<а>.
Ондатру и Клеопатру.
Веру Марецкую и Майю Плисецкую.
Чухрая и Жухрая.
Павла Силенциария и Павла Лициана.
Георгия Победоносцева и Георгия Саркисянца.
Рембрандта и Ви<л>ли Брандта» (Ерофеев 2007. С. 393).
[f] Религиозные искания и споры Сорокина и Авдиева были темой для ироничных и самоироничных острот в ерофеевской компании. См. в записной книжке Ерофеева 1976–77 годов: «Друзья Б. Сорокин и И. Авдиев. Один шлепает другого по плечу и говорит: “Лучше друга нигде не найду я, мы теологи оба с тобой”» (Там же. С. 325).
[g] Зачеркнуто: «и этих дурацких полковничьих дочек нет, и зато одиночества навалом. Меня тоже носом утыкают и т. Ивлев(?) и <нрзб>т снизу.
— Не суйся ты, Тихонов, одиночество тебя до добра не доведет.
Дескать(?) в одиночестве объективности нет».
[h] Зачеркнутый вариант: «продавать его англичанам». Возможно, намек на знаменитую «табуретовку», о которой Остап Бендер рассказывал доверчивым американцам (Ильф, Петров 1995. С. 69).
[i] Зачеркнуто: «тут совсем запутаешься».
[j] Зачеркнуто: «А меня в школе учили».
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20249280Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 202410890Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202416971Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202423287Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202424006Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202426571Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202427293Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202432547Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202432623Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202431957