14 января 2022Литература
2123

Малолетние преступники

Святочный рассказ Ариадны Эфрон

текст: Елена Коркина
Detailed_pictureБорис Свешников. Ели. 1949–1950© Международный Мемориал*

В этом году исполняется 110 лет со дня рождения Ариадны Сергеевны Эфрон.

В эти новогодние дни я листаю старые блокноты с моими записями ее рассказов и думаю, что, если бы Бог дал ей веку да еще освободил каким-то чудесным образом от материнского архива, какую бы книгу своей жизни она написала. Но случилось как случилось. А блокнотам уже полвека. И кажется, что записи эти — крошки хлеба Мальчика-с-пальчика, отмечающие дорогу в невидимое, но как-то угадываемое прошлое, в тот мир, где нас не было.

И я все чаще возвращаюсь памятью в те ранние зимние вечера давно прошедших лет, когда еще не включилось над нашими головами эсхатологическое ускорение, когда было время сидеть и разговаривать, рассказывать и слушать, когда убиралась со стола чайная посуда, вытиралась клеенка и А.С., взяв в руки вязанье и поставив на стол пепельницу, произносила привычный зачин: «А рассказывала я тебе про …?»

И просто хочется вспоминать ее с самых первых дней этого не такого уж юбилейного для нее, но нового для нас всех 2022 года. А утром сегодня встретился мне рассказ вполне святочный, почти полностью отвечающий всем требованиям этого жанра: и праздник, о котором идет речь в середине рассказа, и элементы фантастики в обстановке места действия, и мораль в нем кое-какая имеется, и даже непременно веселое окончание — с учетом невеселых общих обстоятельств — удалось общими силами устроить.

Елена Коркина


Малолетние преступники

Во время войны к нам в лагерь привезли малолетних преступников. Были они действительно малолетние и вряд ли преступники, ибо у каждого в жизни — в такой юной еще жизни — произошли какие-то тяжелые события. Некоторых из них надо было просто лечить. Например, один мальчик говорил: «Я у тетки сумку вырываю, а она, паскуда, не выпускает, тогда я раз ее по руке бритвой!» — ну тут уж все ясно. А были и другие. Например, один, Витя. Незабвенный.

Работали они все у нас в красильном цеху. Здесь и жили. Одеты все были кое-как, обмундирование-то было рассчитано на взрослых, пока там перешьют… А у нас было тепло, потому что все время топились печи.

Вообще это было какое-то прямо средневековое производство, фантастика! Лагерь был старый, и когда-то этот промысел занесли сюда крестьяне из села Семенова, раскулаченные, посаженные на заре советской власти. Цех был большой, в два ряда шли сушильные печи, и перед ними два ряда низких столов, за которыми мы сидели друг против друга. К нам поступали готовые белые ложки, плошки, чашки, вообще всякая посуда, изготовлявшаяся в соседнем деревообделочном цеху. У нас процесс их обработки распределялся так: сначала эти ложки-плошки обмазывали олифой, которую тоже, кстати, сами варили (а это очень сложно, как я увидела), складывали рядами на доски и несли в печь. Вынимали, опять мазали, опять совали в печь — и так семь раз, пока они не приобретали этот желто-золотистый ровный тон. И тогда они поступали к нам, художникам, и мы их расписывали старинным плавным семеновским узором, трехцветным — зелень, черная и охра (последняя, кстати, — самая прочная краска). А мне, имеющей кое-какие профессиональные навыки, это было просто и скучно делать один и тот же узор, поэтому я делала двести разных, выполняя норму в два-три раза больше. И мне разрешали иногда оставаться вечерами и делать сколько-то впрок в расчете на отстающих, больных, чтобы их поддержать: ведь кормили-то с выработки. И этими вечерами я пригляделась к нашим новичкам.

Все они курили, все матерились, а были совсем детьми.

Я очень быстро с ними подружилась — нашла ключик, то есть особого ключика и не надо было находить, а просто в отношениях с детьми — да и со взрослыми тоже, но с детьми особенно — должен быть всегда элемент игры, развлечения. Поняв, что с курением бороться бесполезно, я решила использовать это по-другому. Взяла большую деревянную миску из тех, которые мы красили, и сказала: «Ну вот что, ребята, хватит материться, пора научиться разговаривать нормально. Теперь будем так: кто ругнется, сыплет в эту чашку табак на одну самокрутку. А в субботу то, что наберется, будем делить между всеми, включая меня».

И очень хорошо действовало. Кто-то забудется и пошлет соседа, а сосед: «Тетя Аля, он ругнулся!» Я подхожу с чашкой: «Ну, сыпь». И сыпали беспрекословно.

Однажды зашел к нам в цех один заключенный, учитель из Белоруссии, такой сгорбленный, жилистый, голова лысая и горящий взгляд, вообще очень интересный человек был. Так вот, заходит он и кому-то из взрослых начинает что-то рассказывать с возмущением: «И вот я ему, падле, говорю — куда ты, так твою мать, норму мне завышаешь…» И вдруг детский голосок: «Тетя Аля! Тетя Аля!»

Подхожу с чашкой: «С вас табачок, Прокопий Савельич, на две цигарки, так как вы совершеннолетний…» Поглядел, насупился и полез в карман за кисетом. И с тех пор, прежде чем ругнуться, оглядывался и потом уж, шепотом…

И вот был среди них один, Витя, с которым у меня ничего не выходило. Был он худенький мальчонка лет 12–13, а на вид восьми. Ходил он в черном комбинезоне, надетом на голосе тело. Сзади одна пуговица была оторвана, и было видно худенькое, синее детское тельце. Как-то после работы я подхожу к нему: «Витя, дай я тебе пуговицу пришью». Он как волчонок смотрит — а лицо совсем взрослое, мужское, с такими жесткими складками — и говорит сквозь зубы: «Катись отсюда, б∗∗∗∗ ! Не вяжись — хуже будет».

И так на все отвечал. Ну я больше не вязалась. И вот однажды уходила я после работы в барак и вдруг вижу — сидит этот Витя в уголке и плачет. Я подошла: «Что у тебя случилось?» — «Катись отсюда!» — сквозь слезы. Я села рядом: «Ты скажи, Витя, ведь я не просто так спрашиваю, может быть, я смогу тебе помочь».

И он рассказал. Родителей он потерял в самом начале войны и остался вдвоем с сестренкой, которую очень любил. Так они вдвоем и жили. Он ее кормил, одевал, учил, вообще всячески спасал. Для нее и воровать начал. Однажды их забрали в детский приемник и оттуда послали в детский дом, но в разные: сестренку в один, его в другой. Он убежал ее разыскивать, его поймали, отправили в другой детский дом. Он опять убежал, его опять поймали. Он опять убежал… и так далее… и наконец попал он сюда, потеряв единственное, что у него было, — сестру.

Я сказала: «Давай попробуем ее найти. Вдруг найдем. Я пойду к начальнику лагеря и попрошу его сделать запрос…»

И он поверил мне и дал на этот раз пришить пуговицу на штанах. А я пошла к начальнику и попросила его сделать запрос через Всесоюзный розыск. И однажды меня к нему вызывают, и он дает мне письмо — нашлась Витина сестра! И это все произошло очень быстро, потому что исходило не от заключенного, а от администрации.

Пришла я в цех, принесла Вите письмо, он просто задрожал от радости. Я говорю: «А теперь, Витя, ты должен работать, чтобы заработать деньги и послать ей к Новому году посылку. А пока давай напишем ей письмо. Садись и сам пиши». Он написал. Я проверила: «Смотри, вот ошибочка, и вот, и вот… Неудобно так посылать, перепиши». Переписал он, отправили. «А теперь будем ждать ответа и зарабатывать деньги».

И стал Витя работать, и стал совершенно другим человеком, у него появилась цель.

Перед Новым годом Витя мне говорит: «Тетя Аля. Ну как же, будем посылку посылать сестренке?» — «Да, — говорю, — сейчас пойдем узнаем, сколько ты заработал». Пошли мы в бухгалтерию и узнали, что заработал он 50 рублей. «А теперь, Витя, ты иди к начальнику лагеря и попроси его, чтобы эти твои деньги он с твоего счета перевел сестре, а мы напишем воспитательнице (с воспитательницей переписывалась я — чудная женщина оказалась), чтобы она купила на эти деньги все, что сестренке нужно». — «Тетя Аля, а может быть, вы попросите у него?» — «Нет, ты должен пойти сам. Мне нетрудно, но ведь ты-то скоро освободишься, устроишься на работу, возьмешь к себе сестру — и все должен будешь делать сам, меня ведь не будет рядом, так что надо привыкать к самостоятельности уже сейчас».

И пошел Витя, сам пошел.

А потом он очень старательно и хорошо работал, зарабатывал на их с сестренкой будущую жизнь. А потом он освободился, их всех очень быстро после войны освободили.

Я прибавила к заработанным им деньгам еще какую-то сумму со своего счета и проводила его до вахты. Радостный он уезжал. Обнял он меня на прощание и поцеловал, обещал писать. И правда, одно письмо я от него получила.

* Внесен Минюстом РФ в реестр НКО, выполняющих функцию иностранного агента.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244948
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246499
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413088
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419571
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423644
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428947
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429600