14 октября 2014Литература
227

От Навального до «Правого сектора»

Мария Розальская о книге «Россия — не Украина: современные акценты национализма»

текст: Мария Розальская
Detailed_picture© Colta.ru

Пару лет назад я ушла из центра «Сова» в длительный отпуск, блаженно перестав следить за деталями политической и уголовной жизни русских националистов. Я превратилась в симпатизирующего экспертам обывателя: с одной стороны, ни сил, ни времени вникать во все это у меня не стало, но с другой, остался былой интерес. Как такой обыватель, я могу сказать, что в последней книжке «Совы» есть как скучноватые для непосвященных вещи, так и «сливки» — экспертные рассуждения о самом интересном и наболевшем: о Навальном, об искажении истории, о связях русских и зарубежных националистов. И об Украине, о ней, о тех самых украинских нацистах, из-за которых все якобы и началось.

Сборник статей под редакцией директора «Совы» Александра Верховского декларативно фрагментарен и не претендует на исчерпывающее описание русского национализма во всех его ипостасях. Статьи разделены на несколько тематических блоков, последний из которых посвящен Украине. Его центр «Сова» призывает рассматривать «не как приложение, а как способ осознания ситуации национализма в России».

Интересно поразмышлять, что имелось в виду под названием «Россия — не Украина». Не буду притворяться: я, конечно же, спросила и Верховского, и редактора, и авторов. Четкого ответа нет: всем понятно, что Россия не Украина (а кому непонятно, тот сам рискует попасть в объекты интереса центра «Сова»), но в самом этом противопоставлении есть признание того факта, что все очень сложно, что тут есть предмет разговора.

© Информационно-аналитический центр «Сова»

Предлагаю желающим ознакомиться с оглавлением; я не стану подробно останавливаться на каждой статье.

Итак, снимая сливки, хочу обратить внимание читателей на следующие статьи сборника.

Здесь про Навального

Политолог Эмиль Паин в статье «Современный русский национализм в зеркале рунета» приходит к выводу, что за последнее время обострилось идеологическое размежевание не только между условными левыми, либералами, националистами и провластными традиционалистами, но и внутри каждой из этих групп. Одним из примеров внутригруппового размежевания, естественно, служит случай Навального, национализм которого вызывал весьма горячие споры внутри либерального лагеря. Паин наконец сделал то, что поможет привнести в эти поутихнувшие до поры споры хоть какие-то цифры. Анализ 1315 постов Навального в ЖЖ за период с июня 2010-го по июнь 2013 года показывает, что его национализм носит спорадический характер плюс существует лишь в рамках его нелюбви к коррупции. Как утверждает исследователь, некрасивые высказывания Навального в адрес грузин, которые он допустил в 2008 году, так всем запали в душу именно потому, что они уникальны. Пик его националистических высказываний приходится на события на Манежной площади в 2010 году и на начало 2011 года. После же выборов в Координационный совет оппозиции (октябрь 2012 года) доля националистического дискурса сильно снижается в пользу общегражданской тематики.

Навальному автор противопоставляет случай Владимира Милова. Если первый, сократив к 2013 году интенсивность националистических высказываний вдвое, идет, по предположению Паина, навстречу не приемлющим националистический дискурс либералам, то Милов в тот же период активно наращивает долю националистических высказываний по сравнению с общеполитическими и иллюстрирует собой «весьма типичный переход от прагматического использования этнического национализма к заражению им как болезнью».

Здесь про насилие и про то, что нас ждет

Невозможно обойти вниманием статью Александра Верховского «Динамика насилия в русском национализме». Широкому читателю она не покажется захватывающе интересной. Насилие на почве ненависти — одна из тем, от которых обычному человеку скорее хочется как-то психологически защититься. Тем не менее есть большой круг людей — специалисты по смежным темам, журналисты, политики, — которым эта статья будет весьма полезна и как аналитический материал, и как справочный, потому что она охватывает длительный период времени — с конца 80-х годов по наши дни и потому что написал ее Верховский, the expert по этой теме. Кроме того, автор делает осторожный, но оттого не менее пессимистический прогноз: в ближайшем будущем мы можем ожидать роста насилия на политической почве с участием радикальных, но верноподданных националистов. Нападениям будут подвергаться как их прямые оппоненты, так и просто оппозиционно настроенные граждане.

Здесь про то, как именно СМИ нам врут

Этнолог Виктор Шнирельман в статье «СМИ, борьба с “этнической преступностью” и культурный расизм» на примерах, подробно, с цифрами показывает, с помощью каких приемов журналисты создают и навязывают обществу негативный образ мигрантов. Эту статью можно вставлять в учебник факультета журналистики. Вот способы создания мигрантофобских настроений, которые перечисляет Шнирельман: называние этнической принадлежности преступника (кроме тех случаев, когда преступник русский), манипуляция криминальной статистикой (использование непроверенных цифр, прямое искажение цифр), двойные стандарты («чужим» не прощают проступков, которых с легкостью не замечают у «своих»), алармистские заголовки статей (в заголовке пишут о вытеснении коренных граждан мусульманами, а в статье — что количество мусульман в городе выросло с 3 до 4 процентов), привлечение радикальных националистов в качестве комментаторов по миграционной проблеме. Упоминает автор и ответственность тех, с кого зачастую журналисты и берут пример: статусных чиновников и политиков — как мейнстримных, так и оппозиционных (и снова не обошлось без упоминания Навального).

Анализ 1315 постов Навального в ЖЖ за период с июня 2010-го по июнь 2013 года показывает, что его национализм носит спорадический характер плюс существует лишь в рамках его нелюбви к коррупции.

Здесь про Дугина, а не про бонхедов

Статья профессора Университета Джорджа Вашингтона Марлен Ларюэль «Русские националисты и крайне правые и их западные связи: идеологические заимствования и личное взаимодействие», к сожалению, посвящена не субкультурным связям. В ней идет речь о заметных людях: об Александре Дугине, Алене де Бенуа, Александре Севастьянове, Дэвиде Дюке, о руководстве Русской православной церкви. Сожаление же вызвано тем, что исследование низовых и культурных контактов давно востребовано, но так и не было предпринято на серьезном уровне. Естественно, упрек этот относится не к автору, да и не к составителю. Это, скорее, пожелание вслух, чтобы некоторые носители подобного знания (в первую очередь это относится к антифа) наконец оформили его в удобочитаемую форму.

Статья Ларюэль не только дает экскурс в историю отношений русских евразийцев и наукообразных расистов с новыми правыми в Европе и Америке, но и показывает, как изменение вектора внутренней политики в России привело к демаргинализации таких фигур, как Дугин, и последующему их влиянию на внешнюю политику страны. Как отмечает автор, «украинский кризис 2014 года позволил указанным группам в явном виде предложить Кремлю свои западноевропейские связи», ярким примером чему служит тот факт, что большая часть европейских наблюдателей, приехавших на референдум в Крым, оказалась из крайне правых организаций.

Здесь про занимательную конспирологию и про то, во что это выливается

Историк и эксперт центра «Сова» Елена Струкова в статье «Дым отечества: сюжеты российской истории в текстах и высказываниях современных русских националистов» рассматривает исторические публикации, больше напоминающие, по выражению автора, «занимательную конспирологию». Рассмотрены произведения нескольких ультраправых деятелей: Александра Дугина (куда же без него), воспевшего неоопричнину; членов партии «Родина»; Николая Старикова — идеолога «Партии Великое Отечество»; Евгения Федорова — депутата Госдумы от «Единой России» и создателя организации «Национально-освободительное движение»; Владимира Жириновского. Все эти фигуры так или иначе лояльны по отношению к существующей власти. Все они в своих сочинениях совершают систематическую подмену обычного для историков вопроса «Почему это произошло?» на вопрос «Кто виноват?». Вина же внешних и внутренних врагов, неизбежно обличаемых на страницах рассматриваемых книг, заключается в препятствовании самостоятельному историческому развитию России. Исправлять существующее положение дел большая часть авторов предлагает путем создания организаций активных сторонников власти. На этом месте можно вздрогнуть и, как и пишет Елена в финале статьи, по-новому взглянуть на дугинскую ностальгию по опричнине.

Вишенка на торте и must-read

Заглавная статья «украинского» блока сборника «“Правый сектор” и другие: национал-радикалы и украинский политический кризис конца 2013-го — начала 2014 года» («Правый сектор» — организация, запрещенная в РФ) за авторством Вячеслава Лихачева — руководителя Группы мониторинга прав национальных меньшинств на Украине — опубликована на сайте «Совы» и на «Полит.ру». Это, конечно, вишенка на торте и настоящий must-read для всех, кто хочет подкрепить (а возможно, и скорректировать) свое эмоциональное отношение к событиям на Украине более рациональными аргументами. Учитывая доступность текста в сети, нет смысла пересказывать здесь даже основные выводы, но главный все же надо привести: сколько-нибудь опасным в смысле национализма политическим явлением Лихачев считает набирающего популярность популиста Олега Ляшко, способного привести в новую Раду национал-радикалов. При этом главный фактор роста его популярности — военная угроза со стороны России; таким образом, получается, что Россия, обвинив новую украинскую власть в приверженности к радикальному национализму, сама же катализирует его подъем в украинском обществе.

Две другие статьи из украинского раздела посвящены более частным вопросам: Антон Шеховцов — исследователь крайне правых — пишет о взлете и падении партии «Свобода» (статья «Всеукраинское объединение “Свобода”: от успеха на выборах к провалу в революции»), а эксперт центра «Сова» Вера Альперович в статье «Идеологические баталии русских националистов на украинских фронтах» проследила, как именно затронул русских националистов тот раскол, который мы сейчас наблюдаем во всех сферах общества, а иногда и в собственных семьях.

***

«И все же зачем, зачем мне во все это вникать? — наверное, спрашивает читатель, который дошел до этого места рецензии. — Ну что мне за дело до деталей существования полоумных фанатиков?»

Дело в том, что тема национализма уже давно не маргинальна. Оставим за скобками, что размах насилия достиг такого уровня, когда этим надо интересоваться уже всем «приличным людям». Проблема и шире, и одновременно проще: все слои нашего общества так пропитаны национализмом и расизмом, что люди, избежавшие этого, уже составляют меньшинство даже среди «приличных». В такой ситуации уже мало просто быть против: надо быть активно и квалифицированно против, владеть фактами — да и просто работать над собой, чтобы, не дай бог, не поддаться всеобщему помутнению разума. Тогда, возможно, и вопрос (не)тождественности России и Украины перестанет являться нам в такой пугающей реальности, как война.

Россия — не Украина: современные акценты национализма. Сб. статей. Сост. А. Верховский. — М.: Информ.-аналит. центр «Сова», 2014. 308 с.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245238
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246846
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413326
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419782
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423853
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429153
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429822