20 июля 2015Литература
179

Хватка золотого сна

Юлий Дубов о новом романе Марии Галиной «Автохтоны»

текст: Юлий Дубов

Роман Марии Галиной «Автохтоны» разными людьми прочитывается по-разному. Возможно даже, что из этих многочисленных прочтений ни одно не совпадает с тем, что сама Мария Галина уже сказала и еще, наверное, скажет о своем романе.

© АСТ

Для подобных многослойных историй такая ситуация совершенно естественна. Этот роман написан вовсе не так, чтобы его все одинаково понимали. Несколько коряво звучит, но «Автохтонов» не надо одинаково понимать — надо одинаково чувствовать. Ну, более или менее одинаково. В идеале между читателем и романом должны установиться примерно такие же отношения, что и между двумя главными персонажами.

Первый главный персонаж, обретающий имя только в самом конце, да и то совершенно случайно, приезжает из неназванной местности в некий, также безымянный, город. Он приезжает не просто так, у него есть какая-то своя потайная цель, о которой мы никакого представления не имеем. Каким-то образом эта цель связана с оперой «Смерть Петрония», поставленной в этом городе в 1922 году никому не известной группой «Алмазный витязь» и выдержавшей ровно одно представление.

Вот в этом месте для читателя уже заготовлена первая ловушка, одна из тех, которые должны, как писал Диккенс, «держать и влечь». Нам говорят, что «Алмазный витязь» — это вроде как осколок «Бубнового валета»: надо перевести словосочетание «бубновый валет» на английский, получится «Knight of Diamonds», а потом перевести обратно на русский, например, с помощью Гугла — вот вам и «Алмазный витязь». Все бы хорошо, но только «бубновый валет» по-английски будет «Knave of Diamonds», и любой «слово за словом» способ перевода ничего, кроме «алмазного прохвоста», вам не выдаст.

Но это только начало. Первый главный персонаж (как и всякий приезжающий в этот город турист) немедленно погружается в мир легенд и иллюзий. Старинные, чуть ли не римские еще, катакомбы под городом, одна из главных туристических достопримечательностей. Городская аптека со своей кроваво-кошмарной историей. Вполне живые современники той самой оперной постановки, довольно молодо выглядящие. Оборотни, по ночам нападающие на людей. Саламандры, которых подкармливают молоком в специально оставляемых на ночь блюдечках. Разумные тритоны, самозародившиеся в городской канализации. Таинственно пустые могилы на городском кладбище. Неземной красоты сильфы, создания воздуха и дети света.

И много чего еще.

В той неназванной местности, из которой приехал первый главный персонаж, ничего подобного нет. То есть когда-то, возможно, и было, но с этим уже покончено. Какие римские катакомбы? Старые винные подвалы, в которые заманивают доверчивых туристов. А историю с кровавым аптекарем ему уже несколько раз рассказывали в одном австрийском городке и еще в других местах. Как вы сказали — саламандра? «Есть такая штука, называется зажигалка. Такая, знаете... Щелкаешь колесико...». Разумный тритон вообще оказывается плешивым местным жителем, чьим-то дядюшкой. Что же касается сильфа, то это пациент психушки, которого взяла к себе буфетчица из «Криницы» и живет с ним как с мужем.

Казалось бы, появление рационально мыслящего индивидуума должно радикально уменьшить число ложных сущностей, но этого не происходит. Получается ровно наоборот. Неожиданная для аборигенов (или автохтонов) реанимация старой и всеми забытой истории про «Смерть Петрония» приводит к давно не виданному всплеску мифотворчества. Ну то, что начинается выпуск сувенирной посуды с эскизами художника спектакля, а мэр города готовится к презентации внезапно открытого эпизода из мировой истории театра, — это еще привычно. Но еще появляется тайное общество «меломанов», считающих, что стихийно возникшая на представлении оргия была спровоцирована неведомой «музыкой сфер», и охотящихся за пропавшей бесследно партитурой. Вместе с ними действуют и «контактеры». У этих своя теория: композитор был пришельцем из космоса и обладателем хрустального шара, а наш главный персонаж — тоже пришелец и спустился на Землю, чтобы этим шаром завладеть. Надо сказать, что «контактеры» производят небезопасное впечатление, поэтому главному персонажу приходится признать, что он и вправду пришелец, но от своих прав на хрустальный шар отказывается и срочно должен отбыть восвояси.

С золотым сном не так-то просто распрощаться.

Но параллельно с пассивным мифоборчеством, осуществляемым главным персонажем, происходит и нечто странное. Персонаж все больше и больше поддается обаянию окружающего его иллюзорного мира, причем практически не сопротивляясь. Его как магнитом притягивает к себе второй главный персонаж.

Понятно, почему слово «город» везде в тексте пишется со строчной буквы — булгаковские ассоциации могут только помешать. Но правильно, конечно, — «Город», оговорившись, что с булгаковским Городом ничего общего нет, кроме разве что наличия и там, и тут Банковской улицы.

У Города тяжелое прошлое. Как и у многих других пограничных поселений на Западе Украины. Через Город проходили гунны и татаро-монголы, там погулял Тарас Бульба со своей козацкой вольницей, потом были шведы, немцы, Первая Конная, замирение под властью Речи Посполитой, Советы, снова немцы и опять Советы, уже надолго. После каждого очередного набега Город все больше и больше замыкался в себе, окукливался, обрастал легендами, множил иллюзии и параллельные версии собственной истории, отгораживаясь от войн и политических теорий. Он постепенно превращался в такой особенный град Китеж, про который никто не знает толком, есть ли он на самом деле, зачем он и что там происходит. Город утратил свою историческую идентичность, о которой можно было бы написать в учебнике, что вот это было так, а это вот так и никак иначе, и заменил ее облаком из множества альтернативных толкований. «Почему никто не говорит правду? Я всегда говорю правду. Вам какую правду надо?» Такой способ защиты.

А еще Город остановил время, оно просто перестало течь, и прошлое, отредактированное и размноженное в различных версиях, слилось с настоящим и будущим. «Вам как всегда?» — спрашивает буфетчица в «Кринице» у впервые появившегося там клиента, и это не случайно, потому что если он зашел сегодня, то был и вчера и завтра придет тоже. По улицам ездят автомобили и коляски, запряженные белыми лошадьми с плюмажами, прогуливаются великаны на ходулях, а увитые хмелем девушки раздают прохожим бесплатное пиво. «Волшебная шкатулка размером с город».

И первому главному персонажу начинают сниться странные сны. В этих снах он не летает, как в детстве, — он куда-то бежит, сам не знает куда. Явь и сон начинают путаться, и в окне напротив, над рюмочной с пылающей малиновым светом вывеской, где молчаливые мужчины поедают пельмени, он каждый вечер видит, как одна и та же девушка в маленьком черном платье поправляет и никак не поправит прическу, и это было вчера, сегодня и будет завтра. А ведь это очень сильное искушение: «найти потаенную дверь и ускользнуть через нее — и там, за дверью, увидеть свет, и буколический пейзаж с горами и морем, и ангела с оливковой ветвью». Что-то вроде последнего пристанища, устроенного Воландом для Мастера.

Конечно, это иллюзия, очередной порожденный Городом фантом, но — как это было у Беранже — «честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой».

Однако же первый главный персонаж от иллюзии отказывается. Он уезжает, и вот тут мы впервые узнаем кое-что о той неназванной местности, из которой он прибыл в Город. Там «страшные железные звуки, и люди с песьими головами, и мрак, и грязь, и стыд, а иногда и кровь».

Поезд уносит его в эту неназванную, но до боли знакомую местность. «А он все спал на верхней полке, сжимая в руке мертвый телефон, и ноги его подергивались во сне». Ему по-прежнему снится, что он куда-то бежит. С золотым сном не так-то просто распрощаться.

Так что, если кому невмоготу среди людей с песьими головами, перечитайте «Автохтонов». Помогает.

Мария Галина. Автохтоны. М.: АСТ, 2015. 352 с.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241775
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249672
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416326
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420555
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425804
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427152