5 ноября 2015Литература
100

Не сущая стена

Власть, собственность и частное пространство в России согласно Максиму Трудолюбову

текст: Андрей Ф. Бабицкий
Detailed_picture© Василий Шапошников / Коммерсантъ

Накануне наступления нынешнего старого порядка, в 1999 году, Ричард Пайпс издал книгу «Собственность и свобода», отчасти исследование, отчасти — манифест. Знаменитый историк писал, что свобода и демократия невозможны без частной собственности, приводя примеры из всех стран и эпох, а России (любимому объекту) в его построениях отводилась грустная роль контрольной группы. Заключительные ремарки к русской главе книги начинаются так: «История показывает, что право собственности является необходимым, но недостаточным основанием свободы». Многолетний редактор отдела комментариев газеты «Ведомости» Максим Трудолюбов спорит с гарвардским славистом: в России, считает он, собственность и свобода обитают в «непересекающихся вселенных». Его новая книга, «Люди за забором», — долгое эссе о трагедии частной собственности в России — будет стоять на одной полке с книгами Ричарда Пайпса.

В 1999 году людям оптимистичным могло показаться, что к истории, описанной Пайпсом, можно будет сделать жизнерадостный сиквел, что вот теперь-то у людей появились собственные квартиры, машины, иногда капитал — и какое-то количество свободы. Что, может быть, все это приживется в России. Но прошло 16 лет, и совершенно ясно, что этого не случилось; свободы нет, собственности тоже. Ни власть, ни граждане, ни сами собственники не верят всерьез, что кто-то чем-то владеет, и чем собственность дороже, тем более зыбки на нее права. Никого не удивляет, когда государство бесплатно забирает у собственника нефтяную компанию. Никого тем более не удивляет, когда бывший министр изо всех сил отказывается от 60 млн долларов в швейцарском банке (ей почти хочется верить). Кто-то переписывает собственность на партнеров и родственников, опасаясь антикоррупционных расследований, кто-то, напротив, заполучил легальный титул во всех мыслимых юрисдикциях и выиграл дюжину судов, но все равно на всякий случай выводит активы. Границы между «иметь», «распоряжаться» и «потерять» полностью стерты. Космополит и швейцарский подданный Геннадий Тимченко продал, спасаясь от санкций, нефтетрейдинговый бизнес, арендовал старую дачу Хрущева и развесил по стенам соцреалистические картины (тут нет никакой морали, чистый сюр).

© Новое издательство

Может быть, Трудолюбов прав и огромные безвкусные дворцы путинских друзей (один из них был раскопан археологами как раз к выходу книги) — это побег от советской бездомности, выученной 40—50 лет назад, поиск отдельного угла. Может быть, дело не только в ней: если твой дворец принадлежит тебе с вероятностью 10%, как таймшер, хочется, чтобы он был побольше. Десятая часть подмосковного Тадж-Махала потянет на один достойный дом. Эти две темы — тоска по отдельной, частной жизни и трагедия собственности, которая так и не появилась в России, — главные в его книге.

Только пишет он ее не как историк, а как комментатор — и один из лучших — русской действительности. Каждая глава — это одновременно и часть воображаемого жилого пространства, через которое проходит автор, и рассказ про очередную преграду на пути появления в России частного пространства. Книга смонтирована как телефильм или сериал: герой идет к дому, но никак не может в него войти, потому что постоянно останавливается, поворачивается к камере и комментирует происходящее через пролом в четвертой стене.

Пространство по ту сторону забора, воображаемый пустырь, — это пространство утопии, тут автор рассказывает о том, как русские революционеры читали Томаса Мора и как не читавшие его европейцы создавали уют. Сам забор — повод поговорить об условности владений, границы которых задает не формальный титул, а физическая преграда. Подходя к дому, автор рассуждает о трудной идее собственности и о том, как она тысячелетиями пускала корни на Западе. Участок становится фоном для рассказа о «внутренней колонизации», а замок на двери — метафорой внешних и внутренних угроз, которые веками питали властвующую паранойю и не давали государству в разных обличьях допускать появление частного.

Историю завоевания собственности (как, например, в Англии) нетрудно сложить в повествование, пусть и лукавое, но последовательное. Бароны воюют с королем, парламент хочет сам устанавливать налоги, крестьяне борются с огораживаниями; раз в двести лет случаются победы. История неудачи (как в России) никогда не имеет ясного лейтмотива. Каждое правительство, каждое российское государство имело свои резоны для того, чтобы контролировать собственность и не давать людям свобод. Много лет проработав редактором полосы мнений, Трудолюбов очень достоверно и беззлобно передает все оттенки дурной риторики.

В доме есть жители — работники и хозяева. Посвященные им главы — самые, наверное, трагические во всей книге. Работников (то есть крестьян) веками закрепощали на земле и сгоняли в общины с круговой порукой. Процесс раскрепощения был долгим, но, даже получив свободу от помещиков, крестьяне долго не могли освободиться от общины и взять свою землю в личную собственность. Крестьяне не имели склонности к «коллективизму и бесправию», пишет Трудолюбов, но никто, конечно, в это не верил. Во всем русском обществе в XIX веке не нашлось влиятельной силы, которая уважала бы частную собственность и хотела дать ее крестьянам. Даже понимая неизбежность реформ, все силы общества филигранно обучились объявлять их несвоевременными.

В результате стимулировать крестьян выйти из общины взялось государство. Но пока Столыпин убедил крестьян выделять участки в частную собственность, было уже поздно. Начиналась война, а за ней революция. Дважды в книге возникает знаковая цитата из Сергея Франка: «Если в России частная собственность так легко, почти без сопротивления, была сметена вихрем социалистических страстей, то только потому, что слишком слаба была вера в правду частной собственности, и сами ограбляемые собственники, негодуя на грабителей по личным мотивам, в глубине души не верили в свое право».

«Хозяева» России тоже не вполне свободны: безусловную собственность они получают очень поздно и ненадолго, живут не по средствам — и это их устраивает, ловко учатся приспосабливаться. «Работники», пишет Трудолюбов, выработали у себя «моральную экономику» (термин Джеймса Скотта), в которой главная ценность есть выживание. Но элиты, оказывается, тоже выживают. Их владения почти столь же зыбки и непрочны, они так же мало готовы за них бороться. Даже в лучший период, в последние полтора века существования Российской империи, дворянская собственность находится под моральным обременением. Александр Герцен выводил из России капитал, полученный в том числе и от «крещеной собственности».

Пусть вся русская история не слишком доброжелательно относилась к частному пространству, катастрофа случилась в XX веке. Собственность исчезла, началось великое переселение народов, сотни тысяч людей вселились в чужое жилье, свой угол стал привилегией. Жилье приобрело «моральное измерение», пишет Трудолюбов. Важный эпизод книги — получение Мандельштамом квартиры в Нащокинском переулке: «О.М. проклял квартиру и предложил вернуть ее тем, кому она предназначалась, — честным предателям» (воспоминания Н.Я. Мандельштам).

Мандельштама возмущала, конечно, не архитектура, а статус новообретенного дома, «пайковое благоустройство», но разница между камнем и бумагой не так велика. Рассказывая про сталинские дома, Трудолюбов пишет: «сервильность и предательство стали в этих домах башенками и ажурными решетками». Это не удачный троп, это основа авторского метода. Невидные глазу элементы декора, отношения и контракты, слова бывают весомее кирпичных стен, считает он; стены, напротив, иногда являют собой только кажимость. Многоэтажная пагода на Рублево-Успенском шоссе — это только голограмма, даже живущие в ней люди не верят в ее реальность. Дырявая лачуга, которая открыта дождю, снегу и ветру, но не впускает короля Англии, — это на самом деле крепость. Видимые глазу стены плохо описывают отношения человека с пространством. «Люди за забором» — это гид по несоответствию: «не смотрите на этот дом, его на самом деле нет».

Несмотря на обилие грустных наблюдений, Трудолюбов оптимист: он считает, что право собственности в России появится, надо только начать и кончить работу над этим. (Пессимисты полагают, что страна наша приговорена.) Жилье уже находится в частных руках, но это все еще «собственность без рынка», привычке к своему дому еще предстоит появиться. К частному пространству, однако, наши сограждане уже привыкли, а значит, можно пытаться потихоньку строить невозможное прежде общественное. Не в том, естественно, смысле, в котором его строит Собянин, а в интуитивно понятном: пространство сосуществования людей.

Максим Трудолюбов. Люди за забором. — М.: Новое издательство, 2015


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245236
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246844
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413324
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419780
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423852
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429151
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429820