6 апреля 2015Медиа
126

Динозавры медиа

Советские газеты и журналы, которые дожили до наших дней

текст: Егор Петров
2 из 5
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture
    «Смена»

    Журнал «Смена», отметивший в прошлом году 90-летие, был основан как издание для рабочей молодежи. Первые годы «Смена» была не только литературно-художественным, но и научно-популярным и даже, если можно так выразиться, лайфстайл-журналом. Хвалила достижения комсомольских бригад на «фронте стройки», призывала беречь социалистическое имущество, на которое покушаются расхитители и спекулянты, печатала стихи. Например, о том, как «газеты из западных наций стряпают липу из провокаций», или о девушке Кате, вынужденной по бедности проводить ночи с тузом-растратчиком из рыбного треста — но в итоге ставшей трактористкой.

    Со временем литература заняла в «Смене» главное место, с ней связаны самые яркие моменты истории издания. В «Смене» публиковались Михаил Шолохов, Максим Горький, Валентин Катаев, Алексей Толстой, Михаил Зощенко, Исаак Бабель, Виктор Астафьев, Юрий Нагибин, Евгений Евтушенко. К началу 90-х журнал был одним из самых популярных советских изданий — тираж составлял больше 3 млн экземпляров.

    В постсоветское время «Смена» постепенно выпала из круга востребованной периодики и тихонько угасала, но в конце нулевых руководство встрепенулось и решило побороться за новую аудиторию. В журнал пригласили молодых журналистов, перезапуском издания занимался бывший главный редактор Men's Health Алексей Яблоков. На обложках стали появляться герои комиксов, «Смена» начала писать о сериалах, актуальной музыке, борьбе за Химкинский лес, митингах на Триумфальной площади. Но вскоре Яблоков ушел, заявив, что участники процесса «перестали приносить друг другу радость», а «Смена» вернулась к полусонному существованию.

    Михаил Кизилов, занимающий должность главреда «Смены» уже почти 30 лет, считает, что нынешний читатель журнала — это «состоявшийся, обремененный высшим образованием человек, который понял, что, заработав деньги, он кое-что упустил в своей жизни, и чувствует потребность наверстать упущенное». Сейчас тираж издания составляет 8—14 тыс. экземпляров. Теперь «Смена» — просветительский журнал, рассказывающий в основном о российских исторических фигурах и событиях прошлого, причем в исторических обзорах «Смены» ощущается явное томление по царской России и самодержавию. Например, в статье о Первой мировой войне Светлана Бестужева-Лада интерпретирует действия России с ультрапатриотических позиций. Она называет войну справедливой для Российской империи, а тех, кто не хотел идти на фронт, — «шкурниками, оседающими в тылу». Победа, по мнению Бестужевой-Лады, была России гарантирована, но ни союзники, ни противники не хотели ее усиления и сообща устроили в стране переворот. «В подготовке революции участвовали спецслужбы США, Англии и Франции. При этом финансирование разрушительной работы велось и со стороны Германии, и со стороны союзников, осуществлялось из одних и тех же транснациональных банковских кругов. Там и тут орудовали одни и те же банкирские семьи: Варбурги, Ротшильды, Морганы, Милнер, Шифф», — пишет она. Февральскую революцию Бестужева-Лада называет столичным мятежом и искренне сожалеет, что он не был подавлен гвардией.

    Все выжившие советские издания так или иначе изменились, но наблюдать такой стойкий монархизм на страницах некогда главного комсомольского журнала — все-таки особенное удовольствие. Тем более что Светлана Бестужева-Лада не подводит. В других статьях для «Смены» она сочувственно пишет и о цензуре, и о печально знаменитом царском акте, запрещающем получение образования детям из низших слоев общества. После этого уже не удивляешься, читая в журнале статью о писательнице Надежде Тэффи, где говорится, что юмор — «качество, довольно редкое для женщины».

    В остальном журнал «Смена» тоже выглядит вполне ретроградно. Чего стоят одни названия рубрик — «Забытые страницы», «Неизвестное об известном», «Минувшее», «Штрихи к портрету». Интересно, что темы журнала — русские князья, картины Делакруа, жизнеописания генерала Скобелева или Франца Лефорта, история парикмахерского искусства или киноиндустрии в России — вызывают ассоциации с онлайн-академией «Арзамас». По сути, такой же просветительский ресурс с широким спектром гуманитарных интересов — но какая чудовищная разница нарративов и рабочего инструментария.

    Сайт «Смены» — нагромождение рубрик, старых материалов, неработающих блогов, редко обновляющихся новостей. Читателям предлагается приобрести электронную версию журнала. «Данный вид подписки актуален для читателей, предпочитающих наслаждаться чтением при помощи компьютера, IPad, IPhon», — уточняет сайт (именно с такой орфографией). Зато оцифрован и выложен весь архив издания — с самого первого номера. А еще у «Смены» есть аккаунты в Фейсбуке и Твиттере, причем в одном из них больше 4000 подписчиков. Правда, ведутся аккаунты крайне нерегулярно: ссылки выкладываются без сопроводительных постов и с интервалами в четыре года.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244596
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246179
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202412803
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419300
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423391
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428698
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429369