6 апреля 2015Медиа
126

Динозавры медиа

Советские газеты и журналы, которые дожили до наших дней

текст: Егор Петров
5 из 5
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture
    «Крестьянка»

    Журнал «Крестьянка» создан в 1922 году по инициативе отдела Коммунистической партии по работе среди женщин. Формально он был призван освещать жизнь советского села, по сути — отражал происходящую в Советском государстве гендерную революцию. Героинями статей становились женщины, добившиеся успеха в сферах, считавшихся ранее неженскими, — ученые, экономисты, председательницы колхозов, директора тракторных станций, каменщицы, сварщицы, проходчицы. Журнал использовал непривычные феминитивы — делегатка, животноводка, комбайнерка. В обзоре внешней политики, например, можно было встретить информацию о том, что петицию против милитаризации подписали «3 млн французов и француженок».

    Кроме того, в «Крестьянке» публиковались приветственные статьи из женских журналов советских республик и социалистических стран, где часто использовалось популярное и ныне среди феминисток обращение «сестры». Но, несмотря на прорыв в вопросе женских прав, за женщиной оставались обязанности, которые никто с ней делить не спешил. Непременными рубриками журнала были советы по ведению домашнего хозяйства, приготовлению еды, воспитанию детей, шитью и вязанию. Они-то и обеспечивали журналу популярность в позднесоветское время — в условиях почти тотального отсутствия лайфстайл-периодики. В 80-х тираж журнала превысил рубеж в 14 млн экземпляров. Для его печати не хватало полиграфических мощностей — пришлось даже вводить ограничения на подписку среди городских читателей.

    В 1991 году журнал писал о том, что нужно «обживать пугающий всех рынок и учиться предпринимательству». В нем появились реклама, детективы, гороскопы и советы по укреплению женской половой сферы с помощью хатха-йоги. Но прочное место в нише демократичного женского глянца «Крестьянка» заняла не сразу. В 2008 году журнал подвергся ребрендингу, в результате которого на страницах «Крестьянки» появилось больше публицистики, в частности — в исполнении Александра Дугина.

    Сейчас о Дугине ничто не напоминает. В презентации журнала 2015 года, с которой нас ознакомила главный редактор издания Наталья Щербаненко, говорится, что это журнал «про радость жизни и то, из чего она складывается: любовь, детки, легкая и вкусная кухня, удовольствие от заботы о здоровье, добрые дела, милые собеседники и прочее-прочее, из чего состоит приятная сторона жизни». На обложках последних номеров «Крестьянки» — молодые российские актрисы. Красота и правильное поведение, по версии журнала, — главный актив современной женщины. «Вы хотите быть с мужем или вы хотите быть правой?» — вопрошает читательниц семейный психолог. Диеты подаются как путь к возможности «гордо щеголять в мини». Заметна тяга издания к беззаботному стилю жизни: «Ну наконец-то дождались: лето! Жаркая ночная Москва, по которой так приятно мчаться в автомобиле, открытые кафе, веранды, парки, клубы… Правда, прекрасно?» — с такого вопроса, например, начинается интервью с актрисой Агнией Кузнецовой. Неудивительно, что в ответ на это следует: «Москва летом — трэш».

    Сайт «Крестьянки» выглядит вполне современно, но очень неудобен для пользователя — поиска нет, тексты журнала можно посмотреть только в одном поле, предварительно отыскав конкретный номер в архиве, материалы не сортируются по рубрикам. Для продвижения в соцсетях «Крестьянка» выбрала Твиттер и Фейсбук, но не особенно усердствует: обновляются ее страницы не чаще пяти-семи раз в месяц. В Фейсбуке у издания 400 подписчиков, в Твиттере — три. Нынешний тираж издания — 180 тысяч экземпляров. «Это чистый, клевый и свежий проект сейчас. Скепсис по поводу советского бренда журнала еще встречается у некоторых партнеров издания, но только у тех, кто давно не держал журнал в руках, остальные относятся к нему очень положительно», — отмечает Наталья Щербаненко в письме COLTA.RU.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244598
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246180
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202412804
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419302
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423392
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428699
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429370