Александр Зайцев из «Елочных игрушек» выпускает дебютный альбом «AZ». Слово «дебютный» звучит немного удивительно для тех, кто следит за дискографией питерского дуэта, потому что Зайцев всегда был главным по музыке в многочисленных проектах, возникавших вокруг «ЕИ»: заверченный рэп 2h Company, электрошансон Стаса Барецкого, совместная пластинка дуэта с поэтом Андреем Родионовым и четыре альбома «Самого Большого Простого Числа» не случились бы без Александра Зайцева. В группе «СБПЧ», которая до недавнего времени давала концерты в формате рок-квартета, Зайцев не только сочинял музыку, но и играл на гитаре и пел. Неожиданно для многих — недавно он ушел из востребованного коллектива, чтобы выпустить собственный альбом, мегамикс из которого представляет сейчас на COLTA.RU:
Комментирует Александр Зайцев
— Можно ли сказать, что ты записал дебют? В чем идея этой пластинки?
— Можно сказать, что я записал дебют. Я так и говорю.
Мне хотелось записать побольше музыки, которую я слышу. Не отвлекаясь на объяснения, что я делаю и зачем. Я уехал в деревню и стал писать. То, что я делал, было естественным продолжением всего, что было до. Не было резкой смены. Когда что-то делаешь, всегда думаешь: а как можно еще? Я все чаще последнее время думал про это «а как же еще». А потом купил одну машинку, она уже довольно старая, вышла в начале нулевых, называется Monomachine, и на ней оказалось просто делать вещи, которые я придумывал, но не мог сделать.
Я не писал никогда экспериментальную музыку ради экспериментальной музыки, мне кажется это очень скучным.
Я написал много музыки, почти 400 треков, но понял, что работать сразу со всем этим невозможно, взял первые примерно 50 с чем-то треков и показал их некоторым людям, чье мнение мне было важно. Это были даже не готовые вещи, а просто спонтанные демо-записи, и я не хотел выбирать сам из них треки для альбома, потом искать для них порядок, потом записывать их качественно и т.д.; мне было интересно, можно ли этот материал структурировать какими-то другими способами.
Кто-то так ничего и не ответил, а кто-то, как Федор Веткалов, наоборот, активно включился в работу, и очень быстро возник неожиданный для меня самого альбом.
— Кто еще принял участие в записи?
— Когда много и давно пишешь, очень мешает собственно музыкальный опыт, и мне хотелось развивать музыку внемузыкальными способами. Например, меня очень волновало, можно ли мелодию развить, думая про визуальные образы, а не про программирование барабанов. Наверное, это глупости, но мне было важно. Так что для меня самым главным было общение с «немузыкантами» — фотографами, дизайнерами. Поэтому я в первую очередь среди контрибьюторов должен бы назвать фотографов Настю Цайдер и Антона Михайловского, которые нас давно снимали как «СБПЧ», например, или Кирилла Благодатских, дизайнера, делавшего книгу про «СБПЧ», или Саню Захаренко (экс-барабанщица «СБПЧ». — Ред.), которая сделала этот мегамикс, или Игоря Антоновского, автора паблика «Спальные районы страны OZ», но их на альбоме не услышать ))). Хотя Кирилл Благодатских в итоге сделал весь дизайн для кассеты и альбома в целом из съемок Насти Цайдер.
Обложка альбома «AZ»
— Судя по тому, что ты рассказываешь, твой опыт записи этой пластинки — чисто для себя. Ты сделал пластинку «для себя». Но при этом вряд ли ты не задумывался о слушателе: о том, что ему нужно, или, например, о том, что тебе неплохо было бы с этим материалом выступать — скажем, на фестивале SKIF или «Электро-Механика» — или в городах Сибири, как сейчас делает «СБПЧ».
— Думал, конечно. Я потому и купил себе эту машинку. На самом деле у нее много недостатков, но есть два огромных плюса — она компактная, так что я сейчас мобилен как никогда, и она работает стабильнее компьютера. Я не писал никогда экспериментальную музыку ради экспериментальной музыки, мне кажется это очень скучным. Я бы хотел не в студии работать, а именно играть концерты. Поэтому весь этот материал и много нового очень даже играется. Я пробовал почти год на наших электронных четвергах и «Сайлент-гигах» в музее «Эрарта» — получалось вот так:
Мне кажется, очень хорошо для фестивалей подходит. Летом я съездил в Нижний и там сыграл на клубной вечеринке, и получилось очень круто. Не только по моим ощущениям. Было видно по людям, их реакции — я для этого и лейбл сделал, чтобы это можно было начать экспортировать во все города Сибири и не только.
— Что ты думаешь о возвращении слушательского запроса на «интеллектуальную электронику» — музыку без очевидного прикладного значения, без прямой бочки и дропов? Он существует? Насколько широка эта ниша?
— Пока я ездил по Англии и Европе, то думал, что неширока. Но в нулевых я проехал достаточно от Владика и Комсомольска-на-Амуре до Киева и Риги, чтобы понять, что новый язык интересует всех и везде. И как людям нужны дропы и прямая бочка, так же им очень хочется и музыки без этого.
Комментирует Федор Веткалов, Xi Zhuang
— В чем заключалась твоя роль при записи «AZ»? Как вы взаимодействовали с Александром Зайцевым?
— Как-то Саша сказал, что летом в деревне записал очень много лайв-сессий, и выслал мне огромный архив в 52 трека — больше двух часов музыки. Я загрузил все, что было, в айпод и несколько дней без конца слушал композиции, катаясь по многу часов на велосипеде. Для меня это лучшая форма прослушивания музыки — летишь себе спокойно и слушаешь, отвлеченно и внимательно одновременно. Каждый раз, когда был интересный трек, я делал пометку и ехал дальше. Таким образом, из 52 треков осталось 30, потом 20, а потом и 12 композиций, на мой взгляд, самых показательных и разносторонних. То есть из двух часов музыки осталось 32 минуты — это удача. Дальше, отталкиваясь от звука, я придумал вариант названия альбома, обложку, распорядок треков, названия треков и выслал Саше в виде мини-презентации как будто бы уже готового альбома. В итоге после совместных дискуссий и раздумий название альбома стало другим, сменилась обложка, у композиций пропали имена, но вариант с выбором треков и их последовательностью мы так и зафиксировали, чему я очень рад.
Я за интеллектуального разностороннего слушателя (ИРС) и за русскую самобытную музыку (РСМ).
— Что тебе больше всего нравится в альбоме «AZ»?
— В альбоме мне нравится его самобытность, его целостность. Конечно, всегда можно найти параллели с тем или иным саундом, но тут ведь важен не только звук, но и свое высказывание, свое видение. Саша сделал очень личную, интимную работу, и она находится вдалеке от шумной дороги. Стоит свой домик, вокруг хозяйство, и всем в этом доме хорошо. Для меня в альбоме есть много базовых, фундаментальных вещей (грусть, меланхолия, тоска, страх, любовь, доброта и т.д.), но высказанных в довольно отвлеченной и не эмоциональной манере. Это тоже редкость. Еще мне кажется, что это очень русская музыка. По-моему, слышно, что ее написал человек, который здесь живет. Одним словом, для меня Сашин альбом и есть самая настоящая русская электронная музыка.
— Зачем вы с Сашей еще и лейбл завели — и какие у вас на него виды?
— Мы очень много общались на самые разные темы, я несколько раз приезжал в Питер, были разговоры и про поиск своего музыкального языка, и про опыт места, в котором мы живем, про русскую музыку, и естественным образом возникла идея сделать лейбл, чтобы просто эту общность интересов как-то поддержать и заодно поддержать все проекты, которые бы на нем выходили. Скажем, альбом одного музыканта привлекает внимание к альбому другого. Еще удачно получилось, что Саша услышал у Алика — tembr69 (Альберт Расюлис, участник проекта Fizzarum. — Ред.) — его треки и скомпилировал из них альбом, который так и называется: «tembr69». Отличная и мало на что похожая работа со своим причудливым языком. Я вижу лейбл как поле для издания необычной, своеобразной музыки, где есть свой внутренний порядок. В планах уже есть очень много интересного и, кстати, слава богу, не только электронного.
— Что ты думаешь о возвращении интереса у слушателей к т.н. интеллектуальной электронной музыке — есть такое явление? Или это фикция?
— Мне кажется, возвращение слушателя к интеллектуальной электронной музыке — это даже не фикция, а несколько фикций.
На мой взгляд, то, что называется «интеллектуальной электронной музыкой» (IDM), еще в 1990-х годах стало просто штампом: удобно писать на афишах и т.д. Но, по большому счету, можно просто послушать какой-нибудь опус Штокхаузена, Ксенакиса и других замечательных людей, и вопрос об интеллектуальности музыки IDM сам собой закроется. Причем музыка этих композиторов называется просто — электронная музыка. Если же говорить про Россию, то моды на IDM особо никогда и не было, только, может, в конце 90-х, поэтому и возвращения никакого нет. Но на самом деле это все не так уж и важно. Скажу по-другому: я вижу, что в России есть много думающих, интересных, глубоких людей и у них есть интерес к самобытной музыке, очень бы хотелось именно таких слушателей чаще видеть и общаться с ними. Я хочу жить здесь, и хочется путем утверждения, а не отрицания просто делать свое дело. Я не за IDM, я за интеллектуального разностороннего слушателя (ИРС) и за русскую самобытную музыку (РСМ). Ну а лейбл, в свою очередь, постарается и дальше издавать записи, сделанные путем использования как электроники, так и акустики. Вместе будем поливать грядку, и взойдут цветы.
Презентация альбома Александра Зайцева «AZ» состоится 21 ноября в московском баре «Бородач», 22 ноября — в «Буфете» (Нижний Новгород), 24 ноября — в «Море» (СПб.).
Понравился материал? Помоги сайту!