Артемий Троицкий: «Надо уходить в глубокое подполье»

Переехавший в Эстонию музыкальный критик о новой книге и радио «Сталкер», политической реформе сверху и стратегиях жизни в современной России

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© Александр Миридонов / Коммерсантъ

С 21 по 23 июля в Москве на территории института «Стрелка» пройдет форум Selector Pro, посвященный истории и будущему музыкальной индустрии. Его откроет дискуссия «Как говорить о музыке», в которой примет участие известный российский музыкальный критик Артемий Троицкий, в последнее время редко появляющийся в России. Воспользовавшись поводом, Денис Бояринов поговорил с гуру отечественной музжурналистики, но вовсе не о музыке.

— До сих пор многие не понимают: куда вы пропали, в какую страну уехали, уехали насовсем или на время?

— Я подался в ближнее зарубежье. Проживаю с семьей в Таллине. Я бы сформулировал это так: я живу и работаю в Эстонии. Где у меня много работы, где я окружил себя максимальным комфортом, где моей семье очень нравится, где у меня прекрасные друзья и блестящие перспективы, несмотря на пенсионный возраст.

Я не считаю это эмиграцией или тем более политическим беженством, поскольку я остаюсь гражданином России. В отличие от многих других хороших ребят, я пока спокойно могу путешествовать туда-обратно. Я потому и выбрал Эстонию (хотя мне предлагали поступить на службу в один из главных университетов Нью-Йорка), чтобы быть к России поближе и не чувствовать себя отрезанным ломтем.

В Эстонии, а также в Хельсинки, в Лондоне и в Америке я занимался преподаванием культурологии в университетах, а также параллельно писал большую книгу, которую уже закончил. Она называется «Субкультура. Два века русского молодежного сопротивления» и до конца этого года выйдет в Англии. Фактически это история российских молодежных движений, организаций и субкультур с начала XIX по конец XX века. От декабристов и денди до гопников и хипстеров. Возможно, она выйдет и на русском языке, пока только не знаю где. Пока что ее предложили издать на русском только в Украине.

Я не считаю это эмиграцией или тем более политическим беженством.

Я очень много разъезжаю, что мне всегда нравилось, и в последнее время я стал больше склоняться в сторону своих традиционных занятий — радио и телевидения. В сентябре должна начаться еженедельная часовая программа на эстонском ТВ. Она будет называться «Незнайка на Луне», и там я буду разбираться в тонкостях европейской жизни.

С радио история еще более амбициозная. Мы хотим запустить информационно-развлекательное радио «Сталкер». «Сталкер» — с одной стороны, потому что Андрей Тарковский снимал этот фильм в Таллине и его окрестностях. С другой стороны, мы хотим посвятить это радио навигации для русских людей по западному миру. Радио будет ориентировано на молодых, энергичных и амбициозных русскоязычных людей, которые недавно выбрали своим домом Западную Европу и Северную Америку. А их очень много. Только в 2015 году из России на ПМЖ уехали 350 тысяч человек. Это не считая таких людей, как я, которые остались российскими гражданами. А за последние два года уехало миллиона полтора-два, и это не худшие люди, а скорее наоборот. И это очень обидно.

— У вас уже не осталось профессиональных поводов возвращаться в Россию?

— Одной и, возможно, главной из причин, по которым я принял предложение из-за рубежа, стало то, что в силу моей недостаточной восторженности в отношении Владимира Путина и проводимой им политики мне стали постепенно перерезать пути профессиональной самореализации. Сначала я понял, что ничего не могу толком сделать на телевидении. Потом у меня закруглились дела с Московским университетом, что было странно, поскольку я практически создал там кафедру музыкальной журналистики. А для меня профессиональная самореализация — может, и не главная вещь в жизни, но без нее скучно. Я думаю, что эта ситуация может измениться, если сильно изменится медийная политика в РФ. Если вновь забрезжит свобода слова, если людям, которые настроены критично, не любят врать и не пресмыкаются перед властью, найдется место в высоких эшелонах информационного пространства. А это может произойти только при кардинальной смене власти. Если это случится, я буду рад и счастлив вернуться на родину и продолжать работу тут.

— Вам, наверное, со стороны заметнее, как изменился воздух в России за последние годы?

— Самая ужасная атмосфера была в 2014 году, когда я уезжал. Поскольку в стране был реваншистско-милитаристский угар: Крым наш, мы вам покажем, «броня крепка и танки наши быстры». Это было совсем неприятно. Когда это кукареканье прошло, наступила пора тихой безнадеги, всеобщей стагнации и утечки мозгов. Эта пора продолжается и по сей день. При этом есть детали и нюансы, которые появились в последнее время. Сейчас в медиа — уныние полное. Никто ничего хорошего не ждет — ни в творческом плане, ни в денежном. Все журналисты, с которыми я общался, говорят о новых владельцах, об инструктажах и т.д. Свобода слова скукожилась до советских масштабов. Если в прошлом году свобода слова была на уровне 1986 года, то сейчас она на уровне середины 1985-го.

Когда кукареканье прошло, наступила пора тихой безнадеги, всеобщей стагнации и утечки мозгов.

С другой стороны, жуткая история с новыми законами, прежде всего я имею в виду «пакет Яровой—Озерова». Я не думаю, что эти законы будут применяться сплошняком. Скорее всего, выборочно и в отношении нужных людей. Тем не менее эти законы сократили поляну того, что в России можно делать, до абсолютного минимума. Очень сложно теперь в России жить и честно высказываться, чтобы не попасть под какую-нибудь статью. Поэтому даже я стал высказываться намного осторожнее — стал следить за формулировками. Не хочу, чтобы мне перекрыли дорогу в Россию. Раньше я шел напролом, а теперь хожу как сапер по минному полю. Это очень противно.

— Когда мы с вами разговаривали на «Острове 90-х», вы выдвинули любопытную теорию о временных циклах: мол, 1990-е в России были новыми 1960-ми, нулевые — новыми 1970-ми, а значит, нынешнее десятилетие — это новые 1980-е. Вы все еще ее придерживаетесь? То есть мы можем ожидать вскоре новой перестройки?

— Я по-прежнему ее ожидаю. Мне по-прежнему нравится эта моя смешная нумерологическая теория с 30-летним циклом. Еще не вечер — десятые годы еще не закончились. XX съезд был в 1956-м, Горбачев случился в 1985-м. А потом вообще будет 17-й — нарицательный год для российской истории.

Я верю в то, что в России должно произойти что-то кардинальное. Причем мне кажется, что хуже уже быть не может. Хуже власти, чем мы сейчас имеем, — более бездарной, вороватой, коррумпированной и в то же время агрессивной и алчной — в России не было никогда. Если не считать Иосифа Сталина, который был маньяк-убийца. А теперь у власти — маньяки-воры, которые могут превратиться в маньяков-убийц, если что-то начнет угрожать их кормушке.

Я верю в то, что в России должно произойти что-то кардинальное.

Почему я верю в то, что что-то должно произойти? Потому что я вижу, что то, что сейчас в России происходит, не нравится никому. Я не встречал ни одного человека, который считал бы, что дела в России происходят терпимо. Ни среди деревенских бабок, ни среди столичных олигархов. Все говорят, что в стране творится ужас. А поскольку среди них имеются и представители элиты, то я верю в то, что хотя бы из чувства самосохранения они что-то предпримут. В конце концов, все эти ребята теряют огромное количество денег, я уж не говорю о мотивах более благородных. Отсутствие иностранных инвестиций, изоляция — все это превращает миллиардные состояния наших нахапавших чиновников и бизнесменов в скромные накопления. Это единственное, на чем основан мой оптимизм.

— В какой вариант смены власти в России вы верите — эволюционный или революционный?

— Я не верю в революционную смену власти в России. Мы видели Майдан украинской модели и российской. В Украине люди стояли до конца, а в Москве — до тех пор, пока им не говорили с трибуны «пока!», а после сразу расходились. Нет у нашего народа ни стойкости, ни смелости, ни выдержки, ни желания довести дело до конца. В российский Майдан я не верю. Я верю в серьезные изменения, которые могут начаться сверху. Такого рода случаи были в нашей истории — и Петр I, и Александр II, и Хрущев, и Горбачев. У нас была масса реформаторов сверху. Я думаю, что элита, зажмурив глаза и сделав глубокий вдох, все-таки сиганет в холодную воду с тем, чтобы выплыть и выжить.

— Пока элиты решаются, что делать молодым людям, которым душно в нынешней ситуации? Вы бы посоветовали им эмигрировать, уехать работать за границу или оставаться делать свое дело здесь?

— На этот вопрос нет универсального ответа. Все зависит от индивидуальных качеств человека и условий его ситуации. Меня вчера опрашивало какое-то издание на предмет отменяющихся фестивалей в России — Outline, Raw и что-то еще они называли. Они спрашивали, что делать молодым ребятам, организаторам этих фестивалей. На мой взгляд, есть три возможности. Первая, хитро-профессиональная, — надо лучше готовить эти фестивали, заносить нужные взятки правильным людям и надеяться, что все пройдет нормально. Вторая — уходить в глубокое подполье. К черту согласования и рекламу — делать законспирированные культурные мероприятия. Я считаю, что это самое правильное. В конце концов, даже в свободной Англии, где я был на первых рейвах в конце 1980-х, делалось все нелегально. У нас в России в этом отношении есть какая-то заведомая кастрированность. Я на эту тему много спорил с организаторами политических митингов. Почему все надо согласовывать? Революцию согласовать нельзя. Майдан в Киеве никто не согласовывал. А наши революционеры-оппозиционеры, если не получат бумажки от мэрии, готовы ничего не делать. Я считаю, что надо действовать без оглядки, но предварительно все хорошо организовав и законспирировав. Так можно проводить любые фестивали. И мы в 1980-е так и делали. Запретили фестиваль в парке — перенесли его на дачу. У меня в трехкомнатной квартире в Зюзине проводились фестивали, где выступали «Аквариум», «Кино», «Звуки Му», «Центр», «Браво», Александр Башлачев.

Скоро под раздачу попадете вы, какие бы безобидные хобби вами ни владели.

Третий вариант — перебазировать свою деятельность в ближнее и дальнее зарубежье. Я думаю, что обвинять людей в измене и предательстве ни у кого язык не повернется. Все понимают, что если бы это можно было делать у нас — мы бы делали и сделали веселее, краше и кайфовее нашу любимую страну Россию. Но если наши власти хотят страну одеть в галифе и заставить ходить строем, то почему бы не попробовать себя на новой поляне.

То же самое я бы посоветовал всем молодым людям — не только организаторам мероприятий. Думаю, что самый популярный вариант — это внутренняя и внешняя эмиграция. Внутренняя эмиграция очень подходит для людей, которым трудно зацепиться за что-то заграничное. В таком случае есть прекрасный способ — положить прибор на весь маразм и подлючесть, которые творятся в стране, и замкнуться в своем мире с друзьями и подругами, хорошей музыкой и вкусной кухней. И гори оно все ярким пламенем. Проблема только в том, что при таком раскладе нет гарантии, что скоро под раздачу не попадете вы, какие бы безобидные хобби вами ни владели.

— А вы полагаете, что во всем виноват Путин? Неужели власть в России может кардинально поменяться с уходом одного человека?

— С одной стороны, нельзя говорить, что во всем виноват Путин. Имеется система, имеется режим. Это не блажь одного человека, будь он хоть трижды диктатор. Этот режим породил сотни и тысячи маленьких путиных, которые обеспечивают его жизнедеятельность на разных уровнях. Как ты прекрасно понимаешь, распоряжение об отмене фестиваля Outline давал не Путин. Но насадил таких наместников и создал в стране ту атмосферу, которая порождает эти прелести, начиная от одурманивания людей телепропагандой и заканчивая подлыми законами и расправами с активистами. Я считаю, что на Путине сошлось очень многое. Россия сейчас походит на перевернутую пирамиду, где внизу стоит Путин, а на его хрупких гэбэшных плечиках покоится власть. То же происходило со Сталиным — стоило ему издохнуть, как в стране стали происходить хорошие вещи, при том что система и кадры остались прежние. Но потихоньку начало теплеть, а потом уже началась полномасштабная оттепель.

Главная проблема нынешней России — что страна осталась в полной изоляции.

Мне кажется, если Путин завтра скажет: «Я устал — я ухожу, а вот вам мой законный преемник Дмитрий Анатольевич Медведев» — тут же начнется брожение, тут же начнется дрейф в сторону теплых морей, тут же начнут налаживаться отношения с заграницей. Главная проблема нынешней России — что страна осталась в полной изоляции. Ей никто не верит и не доверяет — в этом личная вина Путина. Лично ему никто на Западе не верит, потому что знают, что он врет как дышит. Если на его место сядет тот же Медведев — хоть он и креатура и продолжение путинизма, по крайней мере, это другой человек. Без кагэбэшных синдромов и без путинской православно-пацанской и мессианской мешанины в голове. Уже будет лучше.

— Изоляция России поддерживается нашими каналами пропаганды с помощью идеи «наша страна — супердержава, а вокруг враги, которые ей завидуют и хотят ее ослабить». Такая же идея манифестируется российскими масс-медиа и за рубеж — с помощью канала Russia Today. На Западе в нее кто-нибудь верит? Вам встречались такие люди?

— Я не думаю, что и в России искренне считают, что наша страна — супердержава. Все видят, как реально живет Россия. Все видят разницу между «Мерседесом» и «Жигулями». Эти сверхдержавные комплексы — чисто эмоциональная история, но не прагматическая. Люди в это не верят, хотя им, возможно, приятно обманывать себя, говоря, что это так.

Российская пропаганда довольно эффективно обрабатывает русских за границей. Я могу судить по Эстонии — там русских много, причем таких, каких я и в России не встречал. Когда я общаюсь со своими земляками, будь они закоренелыми путинистами и «крымнашистами», по другим вопросам я могу прийти с ними к полному консенсусу. Потому что любой из них прекрасно знает, что такое российские коррупция, правосудие, социальное обеспечение, здравоохранение и преступность. Они все знают, что это полный ужас. Зато Крым наш, говорят они. А русские в Эстонии, обработанные останкинским телевидением, искренне считают, что в России все зашибись — замечательно, справедливо, честно, культурно и квалифицированно. Они судят о России только по сериалам и программам новостей. Это странная прослойка общества. Ну что делать! Например, радиостанция «Сталкер» обращаться к таким людям не будет. Я считаю, что это так же перспективно, как обращать мусульман в христианство или наоборот. Я верю только в людей, способных думать, анализировать, — в людей с мозгами, у которых есть желание двигаться вперед и что-то менять. Таких среди русских более чем достаточно. Я не верю в то, что путем отрицательной селекции они на Руси перевелись. Не перевелись.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ В разлуке
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ  

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 2024115
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249429
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416074
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420383
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425625
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426964