22 ноября 2013Современная музыка
587

«Не хотелось делать как у Metallica»

«Би-2» представляют альбом с Пражским симфоническим оркестром, который переносит песни группы в золотой век советской эстрады

текст: Александр Великанов
Detailed_picture© bdva.ru / bunkov.com

23 и 24 ноября «Би-2» дают традиционный осенний концерт с симфоническим оркестром МВД, каждый посетитель которого получит в подарок свеженапечатанный CD «“Би-2” & Prague Metropolitan Symphonic Orchestra». COLTA.RU поговорила с создателями этой пластинки — Левой и Шурой Би-2, сопродюсером альбома Сергеем Большаковым и дирижером оркестра МВД полковником Феликсом Арановским — о том, зачем надо было ехать в Прагу и при чем тут традиции советской эстрады.


— Зачем группе «Би-2» понадобился второй альбом с симфоническим оркестром, да еще и с Пражским?

Шура Би-2: Раз в год, когда мы играем концерты с оркестром, мы добавляем к программе четыре-пять новых песен. За пять лет у нас набралось порядка 16 песен, которые мы решили записать. Первый симфонический альбом мы с Серегой (Большаковым. — Ред.) писали с оркестром МВД на «Мосфильме». Писали очень долго — недели две-три, потом еще год он редактировал. Поэтому в этот раз он предложил пойти по другому пути. Он нашел три оркестра...

Сергей Большаков: Пражский, Венгерский и Болгарский. Оркестры выбирали по моим киношным каналам. Знакомые европейские звукорежиссеры, которые постоянно пишут оркестры для кино, сказали, что с ними не будет проблем. Просто приезжаешь с нотами — и все. Я-то сначала не поверил — по собственному опыту.

Феликс Арановский: Я тоже.

Большаков: Мы выбрали Пражский оркестр. Поехали к ним с Феликсом. Когда мы решили провести с ними первую репетицию, они сказали — нам не надо, мы сразу сыграем.

© bdva.ru / bunkov.com

Арановский: Это оркестр высшего класса! Сборная Праги! Они играли с листа так, будто очень долго учили материал. Разными штрихами, но удивительно точно по интонации и в ансамбле. Эти пять-шесть дней в Праге были незабываемыми. Пражский оркестр восхитил нас — дисциплинированный, восторженный, теплый, эмоциональный. Исполнительское мастерство, высочайший уровень игры в ансамбле, удивительное понимание и ощущение стилистики рок-музыки. Штрихи, артикуляция, драйв, соучастие, сотворчество — все это подкупало качеством и искренностью.

Давайте отмотаем историю назад — как вы вообще познакомились?

Арановский: 10 лет назад в Москву приезжала чудная американская певица Дайан Шур. На концерте в зале Чайковского с ней выступила девочка, москвичка. Тоже незрячая. Я искал ее месяцев восемь, и мне помог ее найти Юрий Сергеевич Саульский — известный композитор, к несчастью, уже ушедший от нас. Вместе с этой девочкой, ее звали Рита Петрова, пришел на репетицию Сергей Большаков и сказал, что хочет ее записать. Потом он показал эту запись Шуре.

Шура Би-2: Мы тогда писали альбом — по-моему, «Иномарки». Я услышал, как оркестр Феликса Пьяццолу играет, и подумал: прикольно.

Арановский: Шура пришел знакомиться на сцену: «Это ваш оркестр?» — «Да». — «А кто аранжировал?» — «Геннадий Корнилов». Так мы с Геннадием Корниловым стали делать песни «Би-2» для оркестра. Сначала было «Серебро», потом «Полковник» — через несколько месяцев было сделано уже 17 песен, и в драматическом театре Станиславского и Немировича-Данченко был первый концерт, который взорвался бомбой. С тех пор мы работаем уже девять лет, и я, как скромный аккомпаниатор, могу сказать, что очень рад, что жизнь свела меня с этими удивительными людьми.

Шура хотел в золотой век советской эстрады. И Корнилов его туда поместил.

Большаков: А сейчас — про Корнилова.

Арановский: Сколько у нас есть времени? О Геннадии Корнилове я могу говорить бесконечно. Он первый номер сегодня.

Шура Би-2: Корнилов — это старая советская гвардия: он аранжировал песни Магомаеву, Кристалинской, Миансаровой...

Это чувствуется.

Арановский: Он мог бы сделать и по-новому, но Шура хотел в золотой век советской эстрады — в 60—70-е. И Корнилов его туда поместил.

Геннадий Корнилов, как и я, — кадровый офицер, выпускник Военно-дирижерского факультета при Московской консерватории. Долгие годы был начальником кафедры инструментовки и чтения партитур, то есть этот предмет— его конек, он одновременно и теоретик, и практик.

© bdva.ru / bunkov.com

Существует понятие инструментовки, или оркестровки. Это когда мастер передает исходный материал средствами другого по составу коллектива, в нашем случае оркестра. То есть картина как бы раскрашивается другими цветами. Совсем другое дело — аранжировка. Профессия аранжировщика предполагает не только раскраску, но и существенные изменения самого рисунка. Это уже композиторская работа, соавторство в каком-то смысле. Это уже не просто облаченная в другие одежды музыка «Би-2». Это — другая культура. Геннадий Корнилов привнес в рок-н-ролл оркестровое мышление, формировавшееся в европейской музыкальной культуре несколько веков. При этом он предельно бережно отнесся к музыке «Би-2», которая сама по себе глубокая, проникновенная, искренняя, многожанровая, полная неожиданных решений...

Группа «Би-2» — рок-группа, ассоциирующаяся с модным английским звуком. Почему вдруг — советская эстрадная школа, возвращение в 70-е?

Лева Би-2: Одно другому не мешает. Как Феликс сказал, мы группа достаточно эклектичная. Но для нас проект с симфоническим оркестром имеет значение только после того, как выйдут наши оригинальные песни. Мы начинаем с рок-н-ролла. А после уже знакомим наших слушателей с другой интерпретацией нашего творчества.

Шура, нужно выдвигаться на «Грэмми»!

Шура Би-2: То, что делают Корнилов и Феликс, — это ушедшая эпоха. Никто сейчас так не играет. Когда мы встречались с Феликсом и Корниловым, мы принесли им как образец звучания Portishead — «Roseland NYC Live in New York» и Бьорк. Ну они послушали-послушали...

Арановский (с сарказмом): Особенно Бьорк нас впечатлила.

Когда мы начинали работу, Шура принес много записей, где рок-н-ролл соединяли с академической музыкой. Но то, что сделано Корниловым и «Би-2», — это высший пилотаж, лучшее, что есть сейчас с оркестром. Я был неделю назад на концерте Scorpions в «Крокусе». Это было восхитительно. Но оркестровое решение у «Би-2», пожалуй, круче. У Scorpions оркестр — это задний план, бэкграунд. А Шура и Лева согласились с корниловской концепцией, что оркестр и «Би-2» — это два равноправных участника, как в concerto grosso XVIII века, когда солисты и оркестр — равноправные, соревнующиеся и дополняющие друг друга части целого.

© bdva.ru / bunkov.com

Шура Би-2: Нам не хотелось делать как у Metallica и Scorpions, потому что там оркестр играет вспомогательную функцию — клавиш, по большому счету.

Расскажите о том, как писали вокал.

Шура Би-2: После того как записали оркестр в Праге, привезли все это обратно в Москву. Больше всего времени заняло созвать всех вокалистов. Срастить графики Вари Демидовой, Лены Кауфман, Юли Чичериной, Тамары Гвердцители и Насти Полевой. Еще Диана Арбенина должна была петь «Белые одежды», но у нее по времени не получилось. Это заняло три месяца — все лето. Потом отредактировали голоса, и мы с Серегой поехали в Лос-Анджелес на сведение.

Арановский: Я должен сделать комплимент Шуре и Леве в том, что голос записан великолепно. Шура, нужно выдвигаться на «Грэмми»! Надо подумать, кто это будет делать — мы или вы.

(Смеются.)

Шура Би-2: Американцу, который сводил, понравилось. Серега не даст соврать!

А кто сводил?

Большаков: Томми Викари — известный голливудский звукорежиссер, который делал звук «Валли», «В поисках Немо» и к фильмам про Бонда.

Одна девочка 16-летняя написала, что она впервые на концерте «Би-2» увидела арфу.

Арановский: Есть еще один важный момент — просветительский. Совсем недавно на концерте в Петербурге восемь тысяч человек смотрели с восхищением на Леву и на Шуру, и вместе с музыкой «Би-2» в них вселялись арфа, скрипка, альт, виолончель, кларнет и валторна...

Шура Би-2: Феликс, мы покраснели уже…

Арановский: А я горжусь! Вы не поверите в то, что я слышал от некоторых ваших фанатов. Одна девочка 16-летняя написала, что она впервые на концерте «Би-2» увидела арфу. Это здорово. Слушая «Би-2» с оркестром, они приобщаются к великой оркестровой культуре. А это уже не просто развлечение, это — образование.

Альбом «“Би-2” & Prague Metropolitan Symphonic Orchestra» уже в продаже.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ В разлуке
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ  

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241283
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249439
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416088
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420391
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425636
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426976