25 октября 2016Современная музыка
300

Крестоносцы

Почему словенскую группу Laibach принимают за проповедников радикального коммунизма, межпланетного фашизма и даже сатанизма

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© Aljoša Videtič

До 9 декабря в «Гараже» проходит выставка «NSK: от “Капитала” к капиталу», посвященная объединению словенских художников Neue Slovenische Kunst, основателями которого является знаменитая индастриал-группа Laibach. Музыка, клипы и выступления словенцев, оперирующих идеологемами и тоталитарными символами, до сих пор сбивают с толку неподготовленного зрителя, принимающего Laibach за пропагандистов чего-то жуткого: милитаризма, мирового коммунизма, фашизма и даже сатанизма. Денис Бояринов рассказывает, откуда взялись Laibach и о чем их искусство.

История Laibach началась с сорванной выставки и несостоявшегося концерта. Одним сентябрьским вечером 1980 года центр Трбовле — шахтерского городка в 50 километрах от Любляны — был оклеен плакатами, рекламировавшими арт-событие в местном Доме рабочих, где должны были состояться выставки местных художников и выступления молодых групп. Один из постеров привлек особое внимание жителей Трбовле. На белом фоне был нарисован черный крест, под которым было набрано «Laibach». Сочетание немецкого названия Любляны, в последний раз вернувшегося городу во времена фашистской оккупации 1941—1945 гг., с многозначительным символом было подобно орудийному залпу в ночи. Власти Трбовле отреагировали незамедлительно: плакаты сорвали, выставку запретили. Разбираться в том, что имели в виду авторы плаката, никто не стал, хотя группа Laibach рекламировала свое первое выступление еще и изображением двух скрещенных молотов и черно-белой картинкой с молодым рабочим, сделанной в стилистике соцреализма.

На вопрос о том, как бы выглядел первый концерт Laibach в родном Трбовле, участники группы, с момента основания придерживающиеся анонимности, отвечают: «Импровизация. Эксперимент. Звуковой хаос. Такие же, как и все наши ранние выступления». Laibach изначально мыслили себя не музыкальной группой, но вагнерианским gesamtkunstwerk-проектом, который производит музыку, фильмы, дизайн и объекты искусства ради решения концептуальных задач. Звуковая стилистика словенцев, которых наряду с Throbbing Gristle, Cabaret Voltaire и Einstürzende Neubauten относят к пионерам индастриала, сложилась под влиянием среды и обстоятельств: участники группы выросли в индустриальном городе, подрабатывали на заводах, где записывали сэмплы для своих выступлений, не могли купить приличные музыкальные инструменты, поэтому поначалу пользовались самодельными устройствами и простейшими техниками копирования и коллажирования. Взяв энергию и анархистский посыл у популярного в конце 1970-х панка и добавив неоднозначности цитатами из китчевых мелодий и речей политических лидеров, Laibach сконструировали звуковую стилистику, которая добавляла силы манипуляциям группы с тоталитарной визуальной эстетикой и идеологизированным искусством.

Импровизация. Эксперимент. Звуковой хаос.

На концертах эта комбинация производила сокрушительное впечатление. Первое выступление для большой аудитории Laibach осуществили в сентябре 1982-го на фестивале Novi Rock в Любляне. Музыканты вышли на сцену в черной и серой военной форме, оставшейся после срочной службы в Югославской народной армии, и обрушили на неподготовленных слушателей железный занавес из лязга, грохота, нойза, издевательских сэмплов и утробных ритмов. Публика была раздражена и возмущена. Одни сбегали с шоу, другие свистели, третьи пытались выместить свое недоумение на музыкантах. На обложке альбома «Ljubljana-Zagreb-Beograd», собравшего ранние концертные записи группы, тогдашний вокалист Томаш Хостник, покончивший с собой в 1982-м, высоко задирает вверх рассеченный бутылкой подбородок. Через год Laibach выступили на Музыкальной биеннале в Загребе, где стали исполнять свою репрессивную музыку под видеоряд, в котором выступления югославского вождя Иосипа Броз Тито были перемешаны с порносценами. Акция называлась «Свидетельства угнетения #2». Организаторам фестиваля пришлось остановить выступление группы. Тито умер за несколько месяцев до появления Laibach, но культ его был еще жив — вплоть до 1990 года в день его смерти по стране проводилась всеобщая минута молчания.

Laibach в 1984 г. в ЛюблянеLaibach в 1984 г. в Любляне© Jane Štravs

Следующим скандалом в истории Laibach стало появление группы в передаче «TV Tednik», показанной в 1984-м на словенском национальном телевидении. В кадре пятеро серьезных юношей в белых повязках с черным крестом манифестировали свои идеи о манипулятивном искусстве, изучающем отношения с идеологией и поэтому находящемся вне какой-либо актуальной политики. Соединив это интервью с новостным сюжетом о неонацистах в итальянском Триесте, журналист Юре Пенгов заклеймил Laibach ярлыком «наци-панк» и в конце разговора призвал остановить распространение опасных идей из Любляны. Появление в «TV Tednik» стоило Laibach официального запрета на использование этого названия (вплоть до 1987 года) и отмены договоренностей об издании дебютного альбома с крупным словенским лейблом. Зато оно подвигло их на создание арт-ассоциации Neue Slovenische Kunst и принесло молодому коллективу внимание серьезной критики и интеллектуалов. Впоследствии словенский философ Славой Жижек написал множество статей, в которых объяснял, почему Laibach не фашисты, цитируя Блеза Паскаля, Карла Маркса и Жака Лакана. Дебютный альбом группа издала в 1985-м на маленьком независимом лейбле под знаком черного креста, который на несколько лет заменил им название.

Laibach — интервью для «TV Tednik»

Мировую известность Laibach как музыкальному коллективу принес метод реинтерпретации арт-объектов, который они с момента появления использовали в своих графических работах и дизайне. Предположив, что наиболее тоталитарным проявлением массовой культуры в XX веке является поп-хит, словенская арт-группировка начала записывать кавер-версии шлягеров, которые придавали бы им неоднозначное прочтение. В 1987-м на заметном британском лейбле Mute Records вышел альбом «Opus Dei», который начинался с грозных переделок песен австрийской группы Opus «Life Is Life» и Queen «One Vision». Под угрожающий ритм военного марша и пафосные синтезаторы, изображающие ликующую полковую медь, вокалист группы Милан Фрас яростно выкрикивал переведенные на немецкий язык тексты, и в безобидных поп-хитах зазвенело эхо имперского искусства. Laibach сняли на эти песни видеоклипы, в которых перевели на новый носитель героические образы с тоталитарных плакатов (полуголые атлеты, марширующие солдаты, заснеженные вершины, могучие животные, пылающие факелы и т.д.), и они попали в активную ротацию у набравшего силу музыкального телеканала MTV. Не зря в манифесте для «TV Tednik» группа называла себя «представителями первого телевизионного поколения» — они понимали силу главного медиума XX века и умело ей пользовались.

Laibach — «Geburt einer Nation»

После оглушительного успеха «Opus Dei», который не напугал, но многим понравился (не считая властей США, до 1989 года запрещавших группе въезд в страну, так как подозревали в них радикальных коммунистов), Laibach регулярно стали записывать парадоксальные кавер-версии, выдвинув тезис «копия может быть лучше оригинала». По горячим следам словенцы выпустили альбом «Let It Be» (1987), на котором милитаристские ремейки песен с альбома The Beatles были соединены с цитатами из Deep Purple и Moondog, немецкой народной песней и фрагментом из оперы Карла Марии фон Вебера «Вольный стрелок». Последний альбом самой известной группы на Земле был выбран Laibach не только потому, что они хотели провести параллель между «уничтожением грезы о поп-утопии и ускоряющимся разрушением мечты Тито об объединенной мультикультурной Югославии», но и потому, что в знаменитую обложку «Let It Be» удачно вписывался черный крест.

Конец 80-ых, работа над альбомом Let It BeКонец 80-ых, работа над альбомом Let It Be© Andrew Catlin

Говорят, что интерпретации Laibach были удостоены высочайшей похвалы Пола Маккартни и даже использовались им как фоновая музыка во время собственных шоу. Потом словенская группировка записывала каверы на хиты Rolling Stones, Europe, Принса и Эндрю Ллойда Уэббера. Сделали концептуальную пластинку «Volk» (2006), на которой представили собственные версии гимнов разных стран — от Германии и США до России и Ватикана. Замыкал этот альбом гимн квазиавтономного государства NSK, созданного словенским арт-объединением в начале 1990-х как magnum opus в их последовательном изучении взаимодействия искусства и идеологии. NSK, которое было почти таким же виртуальным, как только объявившая независимость Словения или утвержденный Маастрихтским договором Европейский союз, обзавелось собственной бюрократической системой, посольствами (первое из которых появилось в 1992 году в Москве), официальным новостным агентством и ритуалом крещения младенцев. Разумеется, NSK раздавало собственные паспорта, которые, по легенде, принимались американскими солдатами за дипломатические во время косовской войны. Стать гражданином NSK, кстати, все еще можно — например, если заполнить бланк на выставке в «Гараже».

Laibach — «Rossiya»

Казалось бы, времена, когда Laibach были дерзкой группой, чьи записи и выступления выглядели острыми политическими провокациями, уже прошли. Экспериментировавшая арт-группировка, которая использовала приемы поп-культуры для интервенций на ее территорию, сама стала ее этаблированной частью. Находившиеся под запретом Laibach являются самым известным объектом экспорта словенской культуры: неоднократно объездили с гастролями весь мир от США до Северной Кореи, выставлялись в Tate Modern, регулярно выступают на родине — перед политическими лидерами разных стран и с симфоническим оркестром. Влияние словенцев признавали разнообразные деятели поп-культуры — от Трента Резнора и Мэрилина Мэнсона до Rammstein и художника Роберта Лонго, чья выставка идет в «Гараже» параллельно с «NSK: от “Капитала” к капиталу». Молодые поклонники, с нетерпением ожидающие появления второй части интернет-блокбастера о фашистах в космосе «Iron Sky» и саундтрека к ней от Laibach, скорее всего, и не догадываются о том, что ядро словенской группы — это не те люди, что появляются в клипах и на сцене. (Первоначальные участники арт-коллектива, среди которых выделяются Деян Кнез и Иван Новак, до сих пор у руля арт-фабрики, в которую с годами превратился Laibach. Кстати, ожидайте скорейшего выхода с конвейера перезаписанной версии дебютного альбома «Laibach Revisited», фильма о путешествии в Северную Корею и пластинки с симфоническим оркестром.) Но это, впрочем, неудивительно — Laibach заявили анонимность как один из принципов своего творчества в манифесте 1982 года, которого до сих пор строго придерживаются: сотрудники фабрики должны оставаться неизвестными.

Гораздо страннее то, что, несмотря на весь свой культурный капитал, Laibach могут появиться в России с объездившей мир выставкой, но не с концертом. Политическое искусство словенцев все еще остается провокационным, хоть и исключительно на территории России. Начиная с 2015 года Laibach, выступавшие у нас десятки раз, получают от местных промоутеров извинения, что их шоу в нашей стране невозможны из-за деятельности православных активистов. «Причины называются совсем идиотские. Якобы мы попали в черный список РПЦ как сатанистская группа за кавер-версию песни Rolling Stones “Sympathy for the Devil”, — говорит один из участников группы. — Жаль, что американские музыканты у вас популярны и успешно выступают, а Laibach из близкой вам географически и культурно Словении нежелательны. Вообще Россия все больше американизируется. По крайней мере, такое чувство возникает от Москвы. Но США разваливаются, так что задумайтесь о том, кого вы копируете».


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244856
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246417
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413013
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419504
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423582
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428889
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429543