16 марта 2017Современная музыка
245

Бла-бла-ленд

Наш корреспондент на американском фестивале SXSW повстречался с композитором «Ла-Ла Ленда» и увидел приметы женского будущего на концерте-митинге

текст: Егор Антощенко
Detailed_pictureДжастин Гурвиц на SXSW© Getty Images

COLTA.RU продолжает знакомить вас с событиями фестиваля SXSW (South by Southwest), который проходит в эти дни в Остине. Во второй части «бурбонного дневника» Егор Антощенко разговаривает с композитором «Ла-Ла Ленда» Джастином Гурвицем, слушает восходящую звезду феминистического попа Madame Gandhi и восторгается джазовым пианистом Робертом Глеспером.

Американцы любят celebrity, они любят истории успеха — и, как показывает мой опыт на фестивале, они очень и очень любят очереди. Чтобы попасть на встречу с Джастином Гурвицем, композитором, получившим в этом году «Оскар» за музыку к «Ла-Ла Ленду», мне приходится отстоять около 30 минут. Гурвицу тридцать два, и он еще не свыкся со свалившейся на него и весь фильм славой. Он сидит за фортепиано, смущенно улыбается (он явно не привык к большой аудитории, хотя вскоре ему предстоит выступать в нескольких крупных залах) и рассказывает о тысячах часов, проведенных за фортепиано за шлифовкой мелодий. Оказывается, музыку к кино писать довольно сложно. Для того чтобы получить нужный результат, Гурвиц сделал целых 1900 демозаписей. «Мы вдохновлялись классическими американскими и французскими мюзиклами — но у нас не было цели написать что-то, что звучало бы “как в те времена”, — говорит Гурвиц. — Мы использовали музыкальный язык прошлого, но хотели добиться того, чтобы музыка из “Ла-Ла Ленда” не была ни на что похожа». Мелодия знаменитой «City of Stars» была написана с десятой попытки — все предыдущие не удовлетворяли режиссера фильма. На рифф, с которого начинается первая сцена мюзикла, никак не придумывалась правильная мелодия. «Я вообще никогда не начинаю с риффа, самые важные вещи для меня — мелодия, гармония. Так что пришлось серьезно поработать», — говорит Гурвиц, перебирая ноты.

Эта встреча была бы особенно интересна музыкантам: Гурвиц переходит от черновых набросков к окончательному результату, объясняя, что здесь он для получения необходимого меланхолического налета добавил диссонансы, а вот тут использовал доминантный аккорд вместо мажорного трезвучия, чтобы немного сбавить оптимизм основной темы. С режиссером Дэмиеном Шазеллом, чья карьера стартовала с триллера про джазового барабанщика «Одержимость», они познакомились еще во время учебы в Гарварде — оба играли в инди-поп-группе Chester French, Шазелл сидел за барабанами. «Полтора года мы относились к группе очень серьезно, — вспоминает Гурвиц, — а потом разошлись по своим делам. Дэмиен хотел снимать кино, я заинтересовался музыкой к фильмам. Оставшиеся участники продолжили заниматься группой — и через какое-то время на них начали охотиться серьезные люди: им предлагал контракт Канье Уэст, они подписались на Interscope. Они летали каждую неделю на концерты в Атланту, Лос-Анджелес, другие крутые места. А мы с Дэмиеном были просто студентами старших курсов и кусали локти от досады. Мы упустили свой шанс».

Зато сейчас в светлом будущем создателей «Ла-Ла Ленда» можно не сомневаться: чтобы добраться до бесплатного фирменного коктейля «Мечтатели» с биттером, мне приходится пробираться через огромную очередь поклонников с дисками, плакатами и простыми салфетками для автографов.

Madame Gandhi — «Her»

На следующий день меня заносит в небольшой бар Cheer up, Charlie, где выступает Madame Gandhi — бывшая барабанщица M.I.A., начавшая сольную музыкальную карьеру. Как и M.I.A., Ганди любит одежду ярких цветов и поднимает острые темы сегодняшнего дня, касающиеся равноправия полов. Впервые о ней узнали в 2015 году, когда она решила принять участие в Лондонском марафоне во время менструации, решив обойтись без прокладок или тампонов. «Они сковывали бы меня, приносили бы неудобства. Я хотела просто бежать — и быть свободной», — рассказывала она тогда прессе. Проблемы менструации занимают ее всерьез: в YouTube есть ролик, где певица, энергично перемещаясь по сцене, сообщает на встрече в ООН тревожную статистику о количестве девушек, выгнанных из колледжа во время критических дней в африканских странах. Ее выступление на SXSW предваряет запись пения муэдзина, из-за чего происходящее начинает принимать какой-то психоделический характер. На сцене Madame Gandhi обходится собственными силами: запускает сэмплы, подыгрывает себе на барабанах, бросает в зал лозунги о «женском будущем», которое обязательно вскоре наступит, — девушки у сцены горячо поддерживают, мужчины не возражают. Такой формат концерта-митинга для меня в новинку, некоторые вещи Madame Gandhi звучат любопытно и многообещающе — но в целом выглядит все это, к сожалению, довольно сыро.

Robert Glasper — «Experiment in Leverkusen»

«Ты русский? Что ты думаешь про Дональда Трампа?» — без лишних предисловий спрашивает латиноамериканская девушка на входе в следующее заведение. Я пробую отшутиться, но она настойчива: оставь мне свой мейл, я хочу поговорить с тобой об этом. Если честно, я уже устал думать про Трампа и говорить о нем — и немного удивляюсь, как от этого не устали местные журналисты и просто случайные люди, встреченные в этой поездке. Такое ощущение, что всю страну как будто накрыло большой оранжевой тенью — и так будет еще четыре года (если не восемь лет).

Когда я попадаю на вечеринку джазового пианиста Роберта Глеспера и его друзей, к сцене уже не подойти и на пушечный выстрел. Глеспер — представитель того самого нового джаза, против которого протестовал Себ, главный герой «Ла-Ла Ленда». Традиционная джазовая импровизация в нем свободно сосуществует с атональными сэмплами, суетливой трэповой перкуссией, автотьюном на вокале и прочими атрибутами «черного саунда» сегодняшнего дня. Неортодоксальный джаз вообще переживает очевидный подъем — взять хотя бы последние альбомы Кендрика Ламара, Дэвида Боуи и саксофониста-суперзвезды Камаси Уошингтона.

— Ты русский? Что ты думаешь про Дональда Трампа?

Многие из музыкантов, работавших с Ламаром, стоят сейчас на сцене с Глеспером. Например, замечательная певица Анна Вайс (Anna Wise) — ее сольный концерт показался мне одним из лучших на фестивале (читайте следующую часть дневника). Семиминутным соло на барабанах Маркуса Гилмора, строящимся вокруг архетипичнейшего хип-хоп-бита, просто невозможно не восхититься: такое ощущение, что на твоих глазах рождается какой-то новый музыкальный язык. Замечательный битбоксер Тейлор Макферрин чеканит бит пожирнее драм-машины Roland TR-808. И это неудивительно: ведь его отец Бобби Макферрин — гений вокала, который может имитировать голосом практически любой инструмент: от бас-бочки до трубы. Сам Роберт Глеспер — 38-летний музыкант, на счету которого «Грэмми» за альбом «Black Radio», сотрудничество с Канье Уэстом, Талибом Квели, Jay-Z, — кроме музыкальных талантов обладает редким талантом объединять людей, и концерт выглядит не как творческий вечер с приглашенными гостями, а как дружеская тусовка музыкантов, которые долгие годы играют вместе. Такой джаз нам нужен.

Впереди — встречи с Крисом Новоселичем из Nirvana и Найлом Роджерсом из Chic и огромное количество концертов начинающих и состоявшихся музыкантов. Мне удается целый день продержаться без виски, ограничившись лишь тремя коктейлями и литром пива. Я небезнадежен — и американский налогоплательщик не зря потратил свои деньги, пригласив меня сюда. Посмотрим, что принесет новый день.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249414
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416056
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420368
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425605
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426949