21 марта 2017Современная музыка
226

«Пожалуйста, будь моим»

Секрет идеального хита, звезды андеграундного джаза и новая жизнь басиста Nirvana в дневнике американского фестиваля SXSW

текст: Егор Антощенко
Detailed_picture© Getty Images

COLTA.RU продолжает знакомить вас с событиями фестиваля SXSW в Остине. В заключительной части своего «бурбонного дневника» Егор Антощенко слушает рассказ о новой жизни басиста Nirvana Криса Новоселича, узнает секрет идеального хита у диско-легенды Найла Роджерса и уезжает из города с разбитым сердцем после выступления Молли Берч.

Узнать, что по-настоящему волнует человека, просто: посмотрите на наклейки на его автомобиле. Рядом с огромным билбордом с портретами Вилли Нельсона и Дженис Джоплин (оба — уроженцы и гордость штата) я вижу джип со стикером «Техасский демократ». Остин считается самым либеральным городом в консервативном Техасе, «ягодой черники в томатном супе», как говорят здесь (синий — цвет Демократической партии, красный — Республиканской). На другой машине, которая встречается мне на пути, — наклейка «Ridin' with Biden» («Еду с Байденом»). Бывший вице-президент Джо Байден только что выступил на фестивале с трогательной речью, посвященной собственной кампании по борьбе с раком (в позапрошлом году от рака мозга умер его сын Бо Байден).

Политика на SXSW сопровождает музыку повсеместно: только что стало известно о еще трех музыкантах, которых не пустили в Штаты пограничники, — это барабанщик Юсеф Камаал, известный по собственному неосоул-проекту Youssef Kamaal, и его братья Ахмед и Карим, играющие в группе United Vibrations. А также металлическая группа Massive Scar Era: музыканты из нее проживают в Египте и Канаде, проблемы возникли при пересечении канадско-американской границы. Огромный лысый человек, в котором с трудом узнаешь басиста группы Nirvana Криса Новоселича, тоже рассказывает на своей встрече преимущественно о политике: с 2008 года он возглавляет общественную организацию FairVote, которая ставит целью поменять выборное законодательство штатов, чтобы их представляли в конгрессе депутаты из большего количества партий. Новоселич считает себя либертарианцем и говорит, что голосовал на президентских выборах за Гари Джонсона, — он очень недоволен тем, что большинству американцев навязали выбор из двух плохих кандидатов. «Мне говорили, что я просто выбрасываю свой голос, а я отвечал: “Нет, это вы его выбрасываете!”» — говорит он. Спустя 20 лет после окончания школы Новоселич получил высшее образование в сфере социальных наук. «Однажды я выполнял домашнее задание прямо во время студийной сессии с Полом Маккартни, — вспоминает Новоселич, — а Буч Виг (продюсер альбома «Nevermind» и лидер группы Garbage. — Ред.) проверял то, что я написал». Помимо общественной деятельности он играет в двух малоизвестных группах и даже иногда берет в руки аккордеон, с которым мы помним его в песне «Jesus Doesn't Want Me for a Sunbeam». И кто бы сказал ему в 1993-м после концерта Unplugged in New York, что его жизнь сложится именно таким образом.

Nirvana — «Jesus Doesn't Want Me for a Sunbeam»

Основатель группы Chic и диско-легенда Найл Роджерс, выступающий на следующий день, начинает свой рассказ с того, как в 15-летнем возрасте встретился с доктором Тимоти Лири и попробовал ЛСД, а потом два дня подряд слушал первый альбом The Doors, вышедший за день-два до того. Человек, написавший такие песни, как «Good Times» и «Le Freak», не может не быть энтертейнером от Бога — и следующий час проходит на одном дыхании. Роджерс вспоминает, как перешел от джаза к поп-музыке. «Как-то раз я пришел к своему учителю очень недовольный: мне и моей группе опять нужно было играть песни из хит-парада Top-40, — говорит Найл Роджерс. — И он сказал мне то, что редко услышишь от джазового музыканта. Он сказал: любая песня, которая попадает в хит-парад, — это замечательное музыкальное произведение. Потому что оно трогает души миллионов незнакомых друг другу людей». Через две недели Роджерс написал суперхит «Everybody Dance» и вот уже сорок лет выпускает песни, будто покрытые золотой пылью. Последний глобальный хит Найла Роджерса, Фаррелла Уильямса и Daft Punk «Get Lucky» возглавил хит-парады более ста стран, хотя французы изначально делали ставку на другую песню с пластинки «Random Access Memories»«Lose Yourself to Dance». «Когда состоялась премьера “Get Lucky”, я был на Ибице, и меня попросили подыграть во время композиции, — вспоминает Роджерс. — Я стоял, слушал и пытался разобраться, что играть. Меня спросили: “Чего тут сложного? Это же всего лишь четыре аккорда”. Я сказал: “Вы правда считаете, что я играю там всего лишь четыре гребаных аккорда?!”» На самом деле в «Get Lucky» звучат три разные гитарные партии Роджерса, соединенные в один ритмический рисунок.

Daft Punk feat. Pharrell Williams & Nile Rodgers — «Get Lucky»

Найл Роджерс честно говорит, что никакой формулы идеального хита не существует — все определяет какая-то магическая сила во Вселенной, из-за нее успешной может стать та песня, о которой ты и не подумал бы. «В случае с “Get Lucky” все дело было в послании, которое было таким настоящим и честным, что заставило откликнуться на него миллионы людей по всей планете, — говорит Роджерс, — и дело тут не в гениальном маркетинге, хотя он у Daft Punk всегда был действительно гениальным». Он вспоминает, как был устроен музыкальный маркетинг до появления интернета. Чтобы раскрутить свою песню «Dance, Dance, Dance», Роджерс нанял человека с мегафоном и девушку, одетую в стиле 1920-х, — они стояли у офисов радиостанций в Питтсбурге, Филадельфии и Нью-Йорке и делали перформанс под музыку, привлекая внимание спешащих на работу диджеев. «Постепенно, в несколько шагов, нам удалось попасть в эфир WBLS, главной музыкальной радиостанции в Штатах на тот момент, — вспоминает Роджерс, — потому что все вокруг говорили про нас и нашу придумку». Свой ключ к успеху он определяет как открытость ко всему новому и отсутствие снобизма. «Я написал не меньше музыки для рекламы, чем хитов, забравшихся на вершины хит-парадов, — говорит Роджерс. — Не загоняйте себя в рамки: сейчас, с новыми техническими возможностями, нужно стремиться, чтобы ваша музыка звучала везде, где это только возможно».

Kristen Gibbs — «Whisky in the Jar»

Перед вечерними концертами я захожу в ирландский паб B.D. Riley's, чтобы послушать местную достопримечательность — арфистку Кристен Гиббс. Обычно, когда я слышу где-нибудь арфу, моя физиономия начинает напоминать лицо Сергея Шнурова в фильме «Пока ночь не разлучит» — но здесь другая история. Гиббс вместе с контрабасистом и барабанщиком исполняет блюзовую классику вперемешку с современными хитами вроде «Uptown Funk» Марка Ронсона — ее звонкий техасский голос, кажется, может оторвать от своих тарелок даже самых унылых людей. Она рвет струны своей арфы на свадьбах и танцах, наверняка может сыграть и на похоронах — и хотя у нее вряд ли когда-нибудь будет с кем-нибудь крупный контракт, музыкальный Остин теперь будет ассоциироваться у меня не в последнюю очередь с ней.

GoGo Penguin — «All Res»

После пары пинт темного техасского эля я направляюсь на шоукейс андеграундного джаза в заведение под названием Maine II — именно на нем и должен был выступить не получивший визы Юсеф Камаал. Здесь играет трио GoGo Penguin, одна из самых интересных джазовых групп, которые я слышал за долгое время. Эти манчестерские ботаники не пользуются конвенциями мейнстримного джаза: многие их композиции получились из набросков в электронных редакторах Logic и Abletone. В игре пианиста Криса Иллингворта можно услышать влияние композиторов-минималистов, барабанщик Роб Тернер явно за свою жизнь послушал немало драм-н-бейса и IDM, а партии контрабасиста Ника Блека напоминают о любимом в России коллективе Red Snapper. Их музыка звучит крайне интригующе, ей свойственны неожиданные повороты и перепады настроения, она невероятно свежа и актуальна — и остается надеяться, что кто-нибудь догадается привезти GoGo Penguin в Россию.

Molly Burch — «Downhearted»

Но самый дорогой для меня концерт состоится позже — в напоминающем своим потертым шиком наши «16 тонн» клубе Maggy Mae's Gibson Room выступит Молли Берч. Берч росла в Лос-Анджелесе, училась джазовому вокалу в Университете Северной Каролины, потом обосновалась в Остине, где только что выпустила замечательный дебютный альбом, — но все это совершенно неважно. Потому что главное — это голос, в котором есть какое-то потустороннее синее свечение. И музыка, где слышны отголоски ду-уопа, пляжного попа, серфа и которая вместе с этим голосом звучит просто магически.

Полупустой зал, несколько неприкаянных юношей у сцены и пьяненьких пятидесятилетних рокеров в массивных кожаных креслах вокруг. Перед концертом гитаристка группы поглаживает гипс на левой ноге. «В эти холодные дни мне так нужно прикосновение твоей руки, — поет Молли Берч. — Пожалуйста, будь моим».

Когда она пропевает эти слова, внутри меня словно бы падает со скрипом огромное дерево — и поэтому сейчас я порушу к чертям рамки и условности этого репортажа. Конечно, я буду твоим! Иначе зачем все это? Зачем я тридцать три года нарезаю круги в этом цирке? Зачем я складываю глупые слова в неуклюжие предложения? Зачем я часами торчал на фестивале «Чартова дюжина» и брал интервью у групп, названия которых не вспомнит теперь никто, включая меня? Только чтобы однажды встретить тебя и быть твоим, Молли, — здесь, сейчас, навсегда.

Но после концерта мы обмениваемся лишь парой коротких фраз, вежливо улыбаемся друг другу и растворяемся в столпотворении Шестой улицы. Вскоре я оказываюсь на автобусной станции компании Greyhound среди других людей, которым в жизни повезло чуть меньше, чем обычным. За пару-тройку сотен на «Грейхаунде» можно объехать всю Америку — и почти у каждого, кто путешествовал на этих автобусах, есть про них история. «Я как-то в юности ехал на “Грейхаунде” в Лас-Вегас, так мне предлагали проституток и крэк прямо на вокзале, — сказал портье моей гостиницы. — Впрочем, может быть, времена изменились». Времена, кажется, действительно изменились: юноша с покрытым татуировками лицом увлеченно, с научными терминами, рассказывает своему другу об НЛО и паранормальных явлениях. В моем кармане фляга с текилой, подаренная нашим переводчиком, — но она не в силах меня хоть немного взбодрить. Я то и дело проваливаюсь в сон; каждый раз, когда я просыпаюсь, я слышу что-то про аномалию в Фениксе или таинственное сияние над Питтсбургом. Сзади негромко, но навязчиво звучит хип-хоп из мобильника. В телевизоре размахивает своими огромными руками Трамп. Одинокая звезда медленно тает в ночном небе. Завтра я буду в Новом Орлеане.

Molly Burch — «Please Be Mine»


Благодарим посольство США в России за помощь в подготовке материала.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249415
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416058
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420368
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425605
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426949