«Этот год начался так хорошо, мы даже не верили, — говорит Денис Греков, один из продюсеров Константина Ступина. — Костик в работу погрузился. Он четыре года так ничего не делал. В московской студии писался. С утра до вечера играл на гитаре. Записал четыре новые песни. Три последних концерта прошли на таком подъеме, как будто новая жизнь началась. Ему даже предлагали расслабиться, он говорит: не надо ничего. Должен был снова в Москву ехать — и, видишь, не срослось. В Орел приехал, три дня побыл и умер во сне. Лег спать и не проснулся. Трезвость наступила, работоспособность, и хлоп — все закончилось в один миг. Сейчас все в шоке. Это как удар кувалдой».
Константин Ступин — «Пушистый хвост лисицы»
О смерти орловского рок-н-ролльщика Константина Ступина написали даже государственные РИА Новости и возглавляемый Андреем Малаховым таблоид StarHit, которые прежде не были замечены в интересе к андеграундной культуре. Смерть поместила музыканта-маргинала, намеренно шедшего наперекор общественным нормам — посидевшего на героине, вышедшего из тюрьмы и туберкулезного диспансера, — на одну полосу с бывшими звездами телешоу «Дом». В реальной жизни их встречу невозможно было бы себе представить — в интернете, где Константин Ступин известен как исполнитель песни «Пушистый хвост лисицы», собравшей миллионы просмотров, и автор мема «Ты втираешь мне какую-то дичь», возможно все.
— Трезвость наступила, работоспособность, и хлоп — все закончилось в один миг.
Что бы ни говорил интернет, внук Героя Советского Союза и сын военного летчика Константин Ступин — это русский Лемми Килмистер, который переплюнул лидера Motörhead в дикости образа жизни и стальной принципиальности на пути саморазрушения. Лемми Килмистер не пил 65-градусный «Герботон» и вряд ли играл на гитаре с потаенным кармашком для хранения героина. Константин Ступин все это испробовал и написал об этом заразные песни. Стремление орловского панк-рокера, всегда переходившего дорогу на красный свет, поскорее уйти из жизни, постоянно им воспеваемое, — это последний проблеск лермонтовского романтизма в унылом мире, где не осталось места безрассудному поступку. Начиная с 1990-го, когда группа Кости Ступина «Ночная трость» впервые выступила на организованном Московской рок-лабораторией «Фестивале надежд» и завоевала приз зрительских симпатий, спев про мальчика с антисоветской татуировкой, приход от таблеток и отобранную свободу, он сочинял песни, которые ведут рукой против шерсти. Припечатанный совком, отутюженный 1990-ми и измученный нулевыми, Константин Ступин рычал о том, что «таким, как я, в этом мире нет места», протестуя против постылого общественного уклада в спеленутой системой стране. Затянувшееся на десятилетия самоубийство через героин и «Герботон» было его способом встать в персональный пикет против действительности, о котором он до последнего кричал в своих стихах:
И голос сердца крикнул: «Стой! Скорее, брат, уйди от мира». И я решил — уйти в запой, Ведь я один средь своры гниды, Вокруг меня — лишь мрази рой.
Константин Ступин & Алексей Ракитин — «Осень»
Уроженец неблагополучного орловского района «Микрон» Константин Ступин мог бы стать звездой рок-н-ролла, если бы родился в другое время и в другом месте. Но времена и родину не выбирают, Ступе не повезло, и он это осознавал, изо всех сил ускоряя развязку. Он писал песни о предвкушении смерти с 16 лет. Одна из первых была о том, что смерть — это праздник, отдых после работы, долгожданное освобождение. Ее Константин Ступин исполнил на своем последнем концерте в Москве, состоявшемся 12 марта.
«Смерть»
Ему было 44 года.
Новый альбом Константина Ступина и Алексея Ракитина «STUPA 2.0» выйдет в апреле на iTunes и Google Play
Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова