22 марта 2017Современная музыка
285

«Хочется вернуться к простоте»

Лидер «Мегаполиса» Олег Нестеров и литовская певица Алина Орлова обсуждают, как появляются песни, звучащий космос и акустику в храмах

текст: Олег Нестеров
Detailed_picture© Алина Орлова

В апреле стартует самый масштабный гастрольный тур Алины Орловой в России. Начав с Москвы и Санкт-Петербурга, наша любимая певица из Литвы выступит еще в шести российских городах: Екатеринбурге, Перми, Ижевске, Уфе, Казани и Нижнем Новгороде. На камерных концертах она встретится с публикой «один на один» и обещает исполнить под фортепиано все свои лучшие песни, а также много новых. По этому поводу лидер «Мегаполиса» Олег Нестеров встретился с Алиной Орловой в Вильнюсе, чтобы поговорить о том, как рождаются песни.

— На каких языках сейчас появляются песни?

— На литовском, на английском — совсем немного, на русском больше всего. Потому что читаю книжки на русском.

— Что читаешь?

— Платонова перечитываю. В текст его углубляюсь, перевожу на литовский, что, конечно, очень сложно, но возможно. Интересно очень. А потом и пишется лучше — стихи по-русски. Платонова много читала, но сейчас вернулась глубже в текст, пыталась другу рассказать, как это все, какой это язык, но это невозможно. А так современного не читаю, музыку тоже слушаю мало. Так что мне трудно чем-нибудь поделиться. Что там в Москве?

— Москва тебя любит и ждет.

— Я думала приехать, побыть в Москве.

— Надо выбрать время и приехать, может быть, совместить с чем-нибудь полезным — к примеру, записать несколько песен. Новый город — новая энергия. Боуи приезжал в Берлин и записал там три своих лучших альбома. От Hansa Studio стена была в пятидесяти метрах, он выходил во двор, смотрел на вышки и назад, к микрофонам. Может, и Москва тебе что-нибудь новое скажет. Вот ты Платонова читаешь. Где тебе писать песни, как не в Москве сейчас? Через пять лет, может, в Нью-Йорке запишешь или в Париже.

— Может быть. Тут я как-то уже застряла.

Alina Orlova — «Švinta» (live from Lithuania)

— Скажи, а сам новый материал — он какой?

— Другой — там ничего нет, кроме голоса и инструмента. Все совершенно просто, как было у меня в самом начале. Дома ставлю микрофон, записываю эскизы. Мне вообще нравится эта форма, но я не знаю, насколько это все серьезно — плохое качество, так же нельзя, надо все делать правильно.

— Раньше музыка звучала с патефонных пластинок, и все были довольны. Качество — это вещь очень умозрительная. Сейчас все научились делать «как надо», а смысла в этом никакого нет.

— Вот именно, часто все слишком чисто получается.

— Я недавно узнал из достоверных источников, что двадцать процентов всех релизов мировых рок-звезд состоят из демо-записей, которые они не смогли побороть в студии, записывая «качественный» вариант. Есть вещи, которые невозможно повторить, и их не следует повторять. Качество — это когда в музыке есть жизнь. Космос ведь звучит?

— Да.

— Есть такое понятие — фрактальность, когда все во всем. Когда по одной частичке можно восстановить все устройство мироздания. Вот попал к тебе осколочек, ты его рассмотрел и понял, что в мире происходит, в какую сторону все закручено. Ведь функция музыки именно такая. Главное, чтобы это была живая частичка, а не мертвая. Если музыка записана непонятно как, но в ней есть жизнь — в ней есть ценность.

— Мне самой нравится, что дома получается, я могу это слушать. Не всегда нравится, что из студии выходит. Иногда кажется — о, будет круто, но… чего-то не хватает.

Алина Орлова — «Голуби» (live frоm France)

— А почему у тебя появился бэнд?

— Мне хотелось попробовать. Я раньше одна или со скрипачом играла. А это уже была настоящая, серьезная музыка. Все как должно. Конечно, я не сама придумала, это он мне посоветовал, в смысле — так делается, не знаю почему.

— Что тебе дал бэнд и что отнял?

— Не думаю, что он что-то отнял в конечном счете. Думаю, больше дал. Все нужно было делать вместе, более точно. Ты не можешь играть только то, что сам хочешь, нужно договориться. И дисциплине игры меня это тоже научило. Я не могу сказать, могло ли бы быть по-другому. Они, естественно, вошли в историю. Но суть в том, что сейчас хочется опять вернуться к простоте начальной. Так всегда происходит — сначала пусто, потом много, а потом опять пусто.

— А как вы разыгрывали новый материал? Вот ты пришла — друзья мои, сейчас я исполню вам композицию про чудеса.

— Разные этапы были. По-разному все. Вообще песня сама вырастает из того, какая она есть при самом своем рождении, то есть как я ее пишу и как дома могу исполнять. Но потом она проходит через очень много фильтров-вариантов и уже совершенно меняется. И это уже не та песня, что была вначале.

— Это хорошо или плохо?

— Это нормально. Нормальный путь изменений, когда ты работаешь со многими людьми. Даже сама запись на альбом — еще один фильтр. А потом мы с музыкантами собираемся, слушаем, понимаем, как эту песню играть на концерте — точно так ведь не сыграешь, и нет смысла делать точно так же. Это еще один фильтр. Потом, в процессе игры на концертах, песня тоже меняется.

— На концертах обычно все меняется в лучшую сторону?

— Наверное, да. Отпадает все ненужное, остается самая суть.

© Алина Орлова

— Другой вопрос. Вот, Алина, постучалась к тебе новая песня, и ты ее записала под фортепиано на диктофон. Не знаю, как у тебя, но у меня эти эскизы очень эмоциональные и заряжены смыслом.

— Да.

— И для тебя это маяк, который показывает, куда тебе нужно идти. Ведь в тот момент вы впервые встретились, и никто никому не врет. Ни песня тебе, ни ты ей.

— Но когда ты начинаешь что-то делать, ты играешь, ты один, нажимаешь на кнопку диктофона, и вот — все уже другое. Потому что ты уже что-то хочешь. Сознательное намерение. А если это будет другой человек, который будет записывать, так это будет еще хуже. Появится рядом еще один музыкант — еще...

— А придешь на студию, где минута стоит столько-то, — все это можно в квадрат возвести. Отсюда можно сделать вывод, что лишние фильтры нужно убирать.

— Возможно.

— И отсюда можно сделать вывод, что нужно делать запись, когда ты сама еще не понимаешь, что ты эту запись делаешь. Просто кнопка record у тебя включена постоянно, а ты сидишь у фортепьяно, наигрываешь. Когда клюнет, когда не клюнет. Как у рыбаков. Может, такая должна быть методика?

— Да, видимо, нечаянно это приходит.

— Насколько я понимаю смысл твоей эволюции — это исключить фильтры. Взять энергию, место, взять спонтанность, когда не существует кнопки record; она, конечно, существует, но ты о ней вообще не думаешь — включена она или не включена. Когда рядом никого: ни музыкантов, ни инженера… Когда не существует фильтра студии, где ты должен стараться. По всей видимости, сейчас, когда ты будешь одна на сцене, — это минус все фильтры.

— Я думаю, так и есть. И это правильно — так делать. Но трудно решиться, потому что кажется: нужно сделать все как надо, если есть возможности.

Алина Орлова — «Sailor»

— У человека сейчас много возможностей. Может быть, как раз самое важное — от них отказаться, чтобы сконцентрироваться на какой-то идее, на себе. А как ты будешь строить программу?

— Я буду, конечно, совмещать стараться старое и новое, думаю пару каверов сыграть. У меня получается, когда я одна, — ретро не ретро... Не знаю, как это назвать, — что-то в этом роде. Мне трудно понять, что это такое.

— Это просто Алина.

— Алина. Я вообще пробовала все соединить, чтобы песни перетекали. Но не весь концерт. Оставить что-то людям — оживиться, похлопать. Ну, конечно, я могу общаться, говорить всякие глупые вещи, будут смеяться.

— Хорошо.

— Так что не знаю — можно делать концерт более загадочный, можно более открытый, доступный людям.

— Но это будет решаться в режиме «здесь и сейчас» на площадке.

— Да.

— Ты рисуешь какой-нибудь трек-лист?

— Да, я пишу список всех песен, которые я могу исполнять и исполняю. Некоторые отпали, неуместные.

© Алина Орлова

— А по какой причине? Вот что ты берешь из старого?

— Из старого беру, можно сказать, самое яркое. Все самое яркое не есть мои самые любимые, но людям нравится, и я оставляю. Что они знают, что они могли слышать раньше. Есть такое, что они слышали не так много.

— Много из нового ты возьмешь?

— Я не знаю, что такое «много». Песни — они короткие.

— А степень твоего интереса: старое или новое?

— Новое, конечно. Старое известно, знакомо.

— А как ты думаешь, как площадки влияют на песню?

— По-разному, это как цвет. Ну, атмосфера, место. Не то что тип площадки — ну, звук, маленький зал. Но даже само место, люди, их настроение, время года, положение луны какое-то. Все влияет, потому что это коллективное действие — концерт. Я могу точно знать, как я буду действовать, я могу придумать что-то — но все равно это не будет так. Это все равно будет по-другому.

— Каждый раз это здесь и сейчас, потому что влияет все: что ты читала вечером, как ты спала, как ты ехала, что ты делала неделю назад; в конце концов, влияют твои дедушка и бабушка, как они встретились и познакомились. И всю эту историю можно размотать до бесконечности, до головастиков. Т.е. за тобой — бесконечность. И здесь ты на острие. И каждый пришедший в зал — та же бесконечность, историю которой тоже можно размотать, каждый влияет на тебя, ты влияешь на каждого. И, конечно, у вас такой хоровод закручивается, ну и плюс стены, город, плюс, ну, не знаю — снег, новости в интернете…

— Да, это правильно.

Алина Орлова — «Летели облака» («ДДТ» cover)

— Этот тур в России у тебя самый масштабный, почти месяц ты будешь путешествовать. Что-то ты ждешь особенное, к чему-то готовишься?

— Я просто жду. Выезда. Я давно не приезжала в Россию. Можно сказать — соскучилась. Плюс я буду на этот раз в местах, где никогда до этого не была. И сейчас я думаю — смогу ли я это оценить? Новых людей встретить, которые, надеюсь, придут. Поделиться. Это как приключение на свою голову.

— У тебя осенью в Вильнюсе был концерт в костеле Святой Екатерины. Концерты в храмах отличаются от концертов в светских залах?

— Да. Всем. Очень многим. Акустикой.

— Чем тише поешь — тем громче звучишь?

— Да. С группой там сложно играть, потому что барабаны — эхо — и пошло… А петь почти без всего — летит голос ввысь — хорошо, красиво. Костел — другого такого места нет. Оно единственное.

3 апреля Алина Орлова выступит в «Гоголь-центре» (Москва), 5 апреля — на «Эрарта Сцене» (Санкт-Петербург). Расписание выступлений в других городах смотрите на сайте певицы.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249366
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416012
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420329
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425564
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426907