6 декабря 2013Современная музыка
229

Александр Кондуков: «Кровавому режиму плевать на Rolling Stone»

Главный редактор Rolling Stone объясняет, почему приостановили журнал, и отвечает критикам из Фейсбука

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© Colta.ru

— Судя по реакции в Фейсбуке, новость о приостановлении RS для большинства стала сюрпризом. А для тебя это был сюрприз?

— Учитывая, как все непрочно в медийном бизнесе, я в последнее время каждый номер сдавал как в последний раз. Чтобы не было такого: случился коллапс — и тебе мучительно стыдно за то, что ты что-то недоделал или схалтурил на сдаче. Мы старались, чтобы журнал был энергичным и четким отражением американского Rolling Stone.

Я немного поразился реакции на новость в интернете. Многие пишут: давно пора, журнал дышал на ладан, оттуда ушел молодецкий дух... Когда я читал это на Фейсбуке, у меня волосы становились дыбом. Я в штате журнала RS c 4-го номера, а пишу туда с первого! Я постоянно обращался в архив журнала за разной информацией — анализировал, как сделаны старые номера. Я лучше других понимаю, в каком журнал был состоянии в разные периоды своего существования. Удивляюсь, откуда берутся люди, которым когда-то вдолбили, что журнал RS испортился, и они, как стадо баранов, теперь это повторяют.

Но больше всего меня поразила заметка на Lenta.ru. Я уж не знаю, в каких они отношениях с журналистом Евгением Левковичем, но там новость о RS подана в искаженной форме с намеками на то, что Левкович — это человек, из-за гражданской активности которого закрыли журнал. И тут же в комментариях началась безумная охота на ведьм, что якобы журнал закрыли из-за того, что Левкович ведет сбор подписей о помиловании узников Болотной. Людям лень думать своей головой. Вот и журнал RS, по моему мнению, отчасти от этого пострадал — читателю было лень глубоко влезать, и то, что мы делали, могло оценить лишь ограниченное количество людей.

— Давай последовательно развеем эти мифы. Из-за чего приостановили проект?

— Финансовые показатели упали, когда в действие вступил новый закон о рекламе, по которому была запрещена реклама алкоголя и табака в СМИ. Уже в конце прошлого года, когда по коммерческим показателям еще все было хорошо, было понятно, чем это закончится. Когда из-под тебя вышибают полтабуретки, ты еще какое-то время барахтаешься в воздухе, но рано или поздно упадешь. Никакой идеологии здесь нет, чистая экономика — ну невозможно влетать на десятки миллионов рублей в год. Могло случиться либо экстремальное сужение проекта, либо его приостановка.

При этом я считаю, что в остановке нет ничего страшного. Rolling Stone — это проект, который можно запустить с любого момента, со скрэтча. Качество материалов не упадет, и интерес к ним публики останется — даже эти люди, которые пишут чушь в комментариях, вернутся и будут читать журнал. Потому что в стране кризис качественного контента.

Людям лень думать своей головой. Вот и журнал RS, по моему мнению, отчасти от этого пострадал.

— А о ком или для кого писал RS?

— Для людей любопытных. Это такой National Geographic в мире людей. В журнале был представлен поп-культурный зоопарк: люди, которые были запечатлены на кризисном этапе своей жизни, — они превращаются в звезд или падают в болото, либо люди, которые живут вопреки правилам. Например, в последнем американском номере есть материал про свадьбу Чарльза Мэнсона — блестящее эссе, настоящее журналистское наслаждение. Наверное, его все-таки стоит перевести и напечатать на сайте, чтобы знали, как такие материалы надо делать.

— Хорошо, печатать журнал — это дорого, почему вы приостанавливаете и сайт — это же стоит дешевле?

— Ненамного дешевле. Я не коммерческий директор. Но могу сказать, что на несколько миллионов долларов журнал и сайт могут существовать несколько лет. Можно даже рекламную кампанию замутить. Это вопрос достаточно земных денег. Проблема в том, что сейчас рынок в таком состоянии, что невозможно говорить о кредитовании — кредиты дают только на очень короткие сроки. В этой ситуации самым логичным было взять тайм-аут.

Я считаю, что история RS недорассказана. Это нормальный проект, который может приносить деньги. То, что его не получилось продать в тяжелую годину, — это не значит, что его нельзя будет продать при других обстоятельствах. Особенно когда рынок очистится в связи с переделом медийного рынка, который мы сейчас все наблюдаем. По сравнению с тем, что произошло в Independent Media и Hearst, случившееся с RS — это детские игрушки. Это как палатка по сравнению с супермаркетом.

— Какой из озвучиваемых способов спасения RS — новый инвестор, перевод в другой издательский дом, краудфандинг — тебе кажется более реальным?

— Я думаю, что речь может быть только о заходе одного серьезного инвестора. Чтобы заинтересовать другой издательский дом, надо очень долго объяснять, что такое RS: это ведь не горячая рекламная модель. А краудфандинг в пользу журнала RS — ну не знаю… Это как если фирма Bugatti будет собирать на изобретение автомобиля Bugatti. На сайте RS как-то пытались собирать на гонорары авторам. Собрали, по-моему, пять тысяч рублей — и смех, и грех. Пусть лучше читатели потратятся на уроки английского языка и читают журнал RS в оригинале — это будет полезнее.

— А какую вы этому инвестору можете обещать перспективу с учетом того, что реклама алкоголя и табака вряд ли вернется?

— Такую же, как у журналов Esquire и GQ. Только это будет журнал не про накачивание мускулов и моду, а про музыкантов и культ личности. Просто в журнал RS надо уметь продавать рекламу. Я уверен, что 90% рекламных менеджеров РФ скажут, что продать рекламу luxury-брендов в RS нельзя, потому что это какой-то трэш про перевернутые кресты, говно и гомосексуализм.

Разговоры про потерю молодецкой удали — это все ху*ня собачья.

— Действительно — образ русского RS, созданный им в первые два-три года, продолжает над ним тяготеть. Первое, что сейчас вспоминают люди из индустрии о RS, — это какие-то жуткие пьянки 10-летней давности. Например, по случаю выхода первого номера...

— Да, в клубе «Апельсин»...

— И больше почему-то ничего хорошего.

— Потому что все остальное в то время было говно. А дальше они его уже не читали.

— Чем сейчас занята главная звезда нынешнего RS — спецкорреспондент Евгений Левкович?

— Он озабочен поиском инвестора. Он считает, что это очень реально.

— И в данный момент ищет его у Госдумы. То есть версии о политических мотивах в закрытии журнала RS ты отвергаешь?

— Эти темы существуют только в головах корреспондентов Lenta.ru, о профессиональном уровне которых я не лучшего мнения.

— Вам не предъявляли претензии после скандалов вокруг материалов Левковича в RS?

— Какие претензии? У нас была опубликована заметка про Леонелу номер 1, иллюстрированная фотографиями Леонелы номер 2. Заметка была снята с сайта, для того чтобы поменять фотографии, а Левковичу доделать текст. Текст в силу своего распи*дяйства Левкович не доделал. Вполне возможно, когда-нибудь доделает

— То есть в суд на вас по поводу заметки о дочери Мантурова не подавали?

— Кто подавал? Откуда это взялось? Однажды в редакцию RS пришел даже не иск, а штраф за то, что Евгений Левкович в интервью с Егором Просвирниным оставил, а вернее, самолично вписал на верстке выражение «бл*ди с бантиками». За это мы заплатили штраф. Это да.

— И это единственная репрессивная акция в вашу сторону от кровавого режима?

— Кровавому режиму плевать на журнал Rolling Stone. Они считают, что это журнал нишевый — про волосатых рокеров, где рекламируются гитары. Вот что думает кровавый режим и немалый процент людей из нашей индустрии. Я железно в этом уверен.

— Вы сейчас доделываете последний номер, который станет коллекционной редкостью…

— Мы все уже доделали. Декабрьский номер с Эминемом на обложке — прекраснейший — уже в продаже. Никаких признаков стагнации я в нем не наблюдаю. Разговоры про потерю молодецкой удали — это все ху*ня собачья. Те, кто ведет такие разговоры, остались в 2006 году. А сейчас 2013-й — темы изменились. Политика — это новый рок-н-ролл. А то, что RS в 2006-м писал про группу «НОМ», — это вообще в данный момент никого не волнует. Если вы хотите вести разговоры о состоянии RS в 2013-м — посмотрите на Gallup. Насколько я помню, у Rolling Stone там AIR (количество читателей одного номера. — Ред.) больше, чем у GQ.

То, что произошло с RS, — это детские игрушки.

— Ян Веннер что-нибудь знает о том, что вы приостановили русскую версию?

— Я думаю, да, поскольку наш издатель Валерий Шилков тесно с ним общается. Регулярно летает в Нью-Йорк и встречается лично. И это, я считаю, показатель высокого уровня — то, что русский издатель может найти общие темы для личных бесед с Яном Веннером. Все, что мы до этого слышали от американских коллег прежде, — что мы делаем красивый журнал. Один из самых красивых лицензионных RS в мире. Я считаю, что наш журнал находится на таком же уровне, как итальянский. Он немного другой, но похож.

— Может, Веннер чем-то поможет русскому RS?

— Деньгами — вряд ли.

— Связями-контактами.

— Вполне возможно. И такая работа тоже ведется.

— А какие твои ближайшие планы? Сейчас ты возьмешь тайм-аут на отдых, а потом?

— Я подумаю и займусь рядом собственных проектов.

— Будешь продолжать диджеить?

— Я возвращаюсь из Лондона и сразу иду диджеить — 13-го в Rolling Stone Bar (смеется).

Комментарий Дмитрия Воронина, коммерческого директора ИД SPN

— Что значит «приостановление издания на неопределенный срок»?

— Приостановка означает то, что январский и февральский номера не выйдут в свет к 1-му числу месяца, как это продолжалось на протяжении 10 лет. Сайт и iPad-версия — это неотъемлемая часть журнала, поэтому мы пока не планируем публиковать туда материалы, но он будет продолжать работу. Кстати, те рубрики, которые ведут наши читатели, будут продолжать обновляться. У журнала много фанов, и они делают подчас прекрасные материалы.

— Какой смысл в этом маневре? Если проект не приносит денег — может быть, его просто нужно закрыть и не мучиться?

— Первый квартал — тяжелый для многих отраслей, и пресса не исключение, экономическая ситуация в нашей стране сложная, а прогнозы на следующий год туманные — мы хотим посмотреть и получше оценить ситуацию. Проект показал прекрасные результаты в 2012 году, и мы ожидали продолжения этого тренда, но этот год принес нам неприятные сюрпризы. В частности, закон о запрете публикации рекламы алкоголя и табака оказал огромное влияние.

— Еще полгода назад главный редактор RS Александр Кондуков говорил, что у журнала все хорошо. Что-то изменилось за эти полгода или нестабильная ситуация существовала уже давно и ее скрывали?

— Так и было, мы проделали большую работу по изменению журнала. Фактически он превратился в авторитетное lifestyle-издание, и эта работа начала приносить свои плоды.

Стратегия издательского дома SPN предполагает развитие в трех направлениях: travel, авто и lifestyle. Каждое направление представляет отдельный бизнес и может включать ряд различных проектов. Так сложилось, что lifestyle-направление постепенно стало непрофильным для нас. Два года назад мы закрыли журнал Mobile Digital, основной причиной для этого послужило смещение бюджетов рекламодателей в интернет. Другой причиной стало желание сфокусировать усилия на развитии проекта Rolling Stone. За 10 лет с момента выпуска первого номера в 2004 году мы накопили большой опыт, огромное количество интересных материалов и добились прекрасных показателей по охвату аудитории. Нам очень не хочется ставить точку — не только по причине немалых затрат, измеряемых в деньгах и личном времени. Команда сложилась, участники проекта относятся с большим трепетом к журналу и готовы продолжать. Также мы понимаем свою ответственность перед нашими читателями. Rolling Stone — очень серьезный продукт, который просто невозможно делать без затрат. Это издание, требующее качественных материалов и настоящей журналистики очень высокого уровня, и мы не можем себе позволить опустить планку. С другой стороны, у нас не хватает денег для того, чтобы сделать тот самый продукт мечты, который мы задумали.

— Сколько RS нужно денег?

— Суммарные расходы на содержание такого проекта составляют около 40 млн рублей в год.

— Возможно ли в России делать издание, посвященное музыке, — успешное и экономически независимое?

— Уверен, что можно. У нас полно идей в этой области. Именно по этой причине мы ищем крупного стратегического инвестора и хотим с его помощью вернуть Rolling Stone в Россию.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249403
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416048
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420361
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425595
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426940