«АИГЕЛ». «1190»

Из глубин: казанская поэтесса Айгель Гайсина и петербургский электронный музыкант Илья Барамия записали альбом литературного рэпа про суд и судьбу

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© Иван Салюков, Вера Серебрякова

В 2016 году у казанской поэтессы и певицы, участницы группы «Так красиво темно» Айгель Гайсиной вышла книга стихов «Суд», которые были написаны после столкновения ее автора с системой российского правосудия. Альбом «1190», записанный Айгель Гайсиной вместе с электронным музыкантом Ильей Барамией, участником «Елочных игрушек» и «Самого Большого Простого Числа», крутится вокруг тех же тем — вокруг судьбы да тюрьмы, от которой, согласно русской поговорке, нельзя зарекаться. 1190 дней — это невыдуманный тюремный срок. Стихи Айгель Гайсиной мечутся между дурным сном и дурной явью, между символизмом и техникой «вербатим», между репортажами из зала суда и тюремной лирикой. Совместное музыкально-поэтическое произведение Айгель Гайсиной и Ильи Барамии — это не совсем стихи под увесистый минималистичный бит и не совсем песни, хотя казанская поэтесса поет и читает лучше многих русских певиц и рэперов. Это оригинальный синтетический жанр, которого вы еще не слышали и от которого на душе «царапки»:

Айгель Гайсина

Однажды между 2015 и 2016 годами у меня появился довольно толстый, мрачный и болезненный цикл стихов под названием «Суд», его оценил Дмитрий Быков, который сам с этой темой знаком не понаслышке, он предложил собрать вокруг цикла книжку и посоветовал ее издательству «Геликон+». Книжка вышла, и я очень благодарна и Дмитрию Львовичу, и «Геликону. А пока она издавалась, мне хотелось, чтобы эти тексты прозвучали. Мне очень нравились проекты и коллаборации Ильи Барамии и «Елочных игрушек», и я подумала, что вот такой минималистичный, жесткий, индустриальный, но в то же время динамичный саунд — это идеально. То, что надо под тексты. Я послала ему цикл, и он согласился попробовать.

Реакция отторжения будет сильная.

Из того, над чем мы работали следующие полгода, в альбом не вошло практически ничего. Илью напрягало, что это все равно стихи, положенные на музыку, что они не срастаются и не звучат песнями, он говорил, что не хватает «фанка». В одну из долгих ночных зимних поездок в поселок Северный я в полусне под бит Ильи придумала первый текст, который конкретно был написан под бит, а не адаптирован и не натянут на него; это была песня «Невеста». Когда я ее послала Илье, он сказал, что не представляет вообще, что с этим делать, и что реакция отторжения будет сильная и хотя бы уже поэтому надо ее сделать.

После «Невесты» из меня высыпалось еще как минимум 10 странных песен, этот жанр оказался невероятно терапевтичен. Я в принципе до этого себя не представляла в таком амплуа, а тут прямо кайфанула, пережила катарсис, все, что отторгалось, — отторгла, все, что объективировалось, — объективировала. Это очень важное для меня высказывание. Я понимаю, что ... (альбом «1190». — Ред.) в плейлист сунет и заслушивать до дыр будет не каждый. Я отношусь к альбому как к литературному произведению, к какой-нибудь ужасной книжке Виктора Гюго, которую очень не мешает прочесть, но сто раз подумаешь, прежде чем перечитывать.

Илья Барамия

Моя любимая группа на момент написания «1190» — Run the Jewels. Она очень повлияла. Мне нравится, как они использовали олдскульный кач и прыгучесть, при этом современный ритм и продакшн, обходя очевидные штампы. Я хотел, чтобы альбом звучал жестко и качево, немного грубовато и просто. Мне кажется, в концертном звуке эти песни будут круто звучать.

Концертная презентация «1190» состоится 18 мая в Dewar's Powerhouse (Москва), а 19 мая в баре Union (Санкт-Петербург).


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244884
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246444
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413034
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419523
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423605
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428906
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429560