Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244957Вернувшийся к активной творческой деятельности харьковский дуэт 5'Nizza выпустил в начале года новый альбом «Ку» и сейчас поедет его представлять в обстоятельном туре по России, Украине и Казахстану (московский концерт — 19 мая в Crocus City Hall). Денис Бояринов встретился с одним из участников группы Андреем Запорожцем и расспросил его о том, как 5'Nizza пишет песни, о жизни в Харькове и о будущем дуэта.
— Правда ли, что вы приветствуете друг друга словом «ку»?
— Сейчас нет. Но такой был период. Иногда мы употребляем это слово. Но непостоянно и не в качестве приветствия. Я иногда пишу в конце писем: «ку два раза».
— То есть у группы 5'Nizza есть внутренний лексикон.
— Мы иногда говорим фамилиями. Из всех слов можно делать фамилии. Например, когда ты предлагаешь что-нибудь подержать человеку, можно сказать «державин». Это вообще такая харьковская тема.
— А есть у вас какой-нибудь жаргон, связанный с музыкой и ее производством?
— Мы просто садимся и пишем песни. Это несложно — писать песни. Какие песни получаются — это другой вопрос.
— Как вы пишете песни вдвоем — это вопрос, который задают всем дуэтам.
— В 5'Nizza это несложный процесс. Все выходит быстро, и всегда что-то выходит. Нам для этого достаточно собраться. Нужна гитара — больше ничего не нужно. Раньше был еще нужен блокнот, но в последнее время его заменил айфон. Все забивается в «Заметки».
— Сочинять по переписке вы не можете?
— Теоретически это тоже возможно. Я сейчас очень многое делаю дистанционно для SunSay. Для слушателей же нет разницы, где ты это записал и кто откуда что прислал. Лишь бы было погружение в идею. Но в 5'Nizza мы так не делаем — мы встречаемся, садимся, берем гитару, блокнот, диктофон и пишем песню.
— А где вы встречаетесь и садитесь — это имеет значение?
— Большого нет. Но чаще в Харькове, потому что Серега там живет и я там живу периодически. Там мы чаще пересекаемся. Иногда в дороге — пару песен для нового альбома мы написали на гастролях.
— На альбоме «Ку» вы очень много играете со словами.
— Мы начали это делать очень давно и не прекращаем играть со словами. Хотя сейчас уже есть мастера, которые нас превзошли. Уровень текстов в связи с развитием хип-хопа очень вырос. Если почитать тексты, например, Oxxxymiron, то можно сказать что он настоящий поэт. Или «Каста» — я пару дней назад сидел с ними в студии и писал куплет для их новой песни. Они — большие мастера. Но я отвлекся. Всегда приятнее говорить о других, чем о себе.
5'Nizza — это такой поток не очень чистого сознания.
— 5'Nizza возвращалась постепенно — шаг за шагом. Сначала появилось несколько новых песен, потом — три концерта, причем перед концертами вы говорили, что не уверены, что будете записывать новый альбом.
— Мы сами не знали, что альбом будет. Мы попробовали — сделали новые песни. Пошло. Попробовали еще сделать — еще пошло. Тут уже стало понятно, что альбом будет.
— Не было у вас сомнений: мол, зачем мы это затеяли? Ведь с момента выхода предыдущей пластинки «О5» прошло уже больше 10 лет. Как говорят, нельзя войти в одну реку дважды.
— Конечно, нельзя. Но река уже другая. Люди все равно ценят простые и хорошие песни. Не знаю, насколько нам это удалось, — поглядим, как сейчас на концертах люди будут реагировать. Если новый альбом не полюбится, значит, не будем его играть (смеется).
— У тебя произошла переоценка старых песен 5'Nizza?
— Произошла. Когда их исполняешь через 10 лет, многое кажется бессмысленной чушью, а многое приобретает другой смысл. Есть песни, которые сейчас даже больше актуальны. Мне кажется, тогда я их до конца не понимал.
— Например?
— «Нева» и «Я с тобой» — я вообще не устал их исполнять. Очень классные песни. Да и песня «Натяни…» приобрела большую актуальность со временем.
— Прослушав «Ку», я заключил, что у вас позитивный взгляд на вещи. Несмотря на некоторые трудности, в итоге все будет хорошо.
— В песнях так выходит (улыбается). На самом деле у нас нет единой точки зрения, которой мы бы придерживались. То, что делает 5'Nizza, — это на грани осознанного и подсознательного. Есть много вещей, которых мы сами не понимаем или понимаем потом. Очень много абстракции, игры с формой. Я бы не сказал, что у альбома есть конкретный месседж. Это такой поток не очень чистого сознания. Хотя мы ничего не используем, чтобы загрязнять его специально.
5'Nizza — «Самолет»
— За российским туром 5'Nizza последует украинский?
— Наш украинский тур был перенесен. Он должен был быть первым. Мы начинаем концертом в Минске, потом будет Россия, а потом Украина, Казахстан, Европа и Америка.
— Меня просили не задавать вопросы о политике. Я и не буду. Но не могу не упомянуть о том, что тебе сейчас достается от украинской прессы за невинные поступки — например, за то, что ты появился в песне «Сансара» русского рэпера Басты. Как ты к этому относишься?
— Я не реагирую. Я наблюдаю, как наблюдал и раньше. Конечно, это неприятно, но нельзя людям залезть в головы и там что-то изменить.
— Ты сейчас где больше проводишь времени, в России или на Украине?
— В Украине. В Харькове.
— Что происходит в Харькове?
— В Харькове мы ходим друг к другу в гости, смотрим артхаусное кино и слушаем классную музыку. У нас очень закрытый круг общения интересных, творческих людей, которых очень мало. Такая микрофлора. В целом очень скучно (смеется). За пределами этого круга в Харькове нечего делать.
— А клубы, концерты?
— Да какие клубы. Мы сами с друзьями стали что-то делать. Устраиваем дискотеки и ставим там ту музыку, которая нам нравится. Поскольку ничего интересного извне не приходит, надо делать самим — мы и делаем.
— Что делает сейчас группа «Люк», к которой ты когда-то имел отношение?
— Группы «Люк» давно не существует. Ее участники разбежались — кто-то занимается IT-проектами, причем успешно, кто-то делает компьютерную анимацию для Терри Гиллиама. А кто-то играет в группе «Вагоновожатые».
— Группа 5'Nizza чувствует себя частью украинского шоу-бизнеса?
— Я себя не чувствую его частью. Я вообще не хочу быть частью какого-либо бизнеса. Я делаю то, что я делаю.
— Сергей является одним из наставников в украинской версии шоу «Голос». Он там присутствует как половина дуэта 5'Nizza.
— Нет, он там как Сергей Бабкин. 5'Nizza — это два человека. А порознь мы делаем разные вещи.
— А ты получал предложения от украинского телевидения?
— Получал. И от украинского, и от российского. И до сих пор получаю.
Не хочу быть частью какого-либо бизнеса.
— Почему ты от них отказываешься?
— Я попробовал участвовать в «Евровидении». В отборочном туре от Украины. Для меня это было как попасть в совершенно новую ситуацию. Выйти из зоны комфорта. Больше не хочется (смеется).
— Что происходит у группы SunSay?
— Сейчас затишье. Мы закончим тур с 5'Nizza, и я хочу плотно заняться выпуском новых синглов. У меня есть куча идей, которые нужно довести до конца. Например, все-таки записать англоязычный альбом. Материал у меня частично есть. Есть совместные записи с иностранными артистами — например, с поэтом и рэпером Солом Уильямсом (Saul Williams), которого я очень уважаю. Я хочу добавить к ним еще песни. Мы это обязательно сделаем.
— О чем англоязычные песни SunSay?
— Да о том же — о поисках, о любви, о чем-то пережитом. О том, чем я живу. Для меня нет разницы, на каком языке писать. Я, конечно, не владею английским языком так, чтобы филигранно выражать свои чувства, но достаточно, чтобы перевести свои тексты. Буду учиться.
— А для чего тебе нужен англоязычный альбом?
— Чтобы ездить и выступать по всему миру. Мы уже так ездили с 5'Nizza — и очень хорошо получилось. Кстати, у нас есть англоязычная песня и с 5'Nizza. Причем она рождена очень давно. Она мне очень нравится.
— Была в концертной практике 5'Nizza такая площадка, с которой вы не справились?
— Нам не надо справляться — нас честно любят. Мы выходим вдвоем, поем, и все происходит. Не было такого, чтобы люди ушли или отвернулись. Пока не было — и, я надеюсь, никогда не будет. Конечно, хочется, чтобы были хорошие звук и свет, но даже если их не будет — это не значит, что концерт будет плохим. У нас был опыт выступлений на квартирниках по 200—300 человек без микрофона. Самое главное — это обмен энергией с людьми, и тогда они уйдут с концерта счастливыми.
— Будет ли у 5'Nizza альбом после «Ку»?
— 5'Nizza — очень хрупкий проект. Одно неосторожное движение любого из нас — и все может закончиться в любой момент.
Расписание российского тура 5'Nizza:
19 мая — Москва, Crocus City Hall
20 мая — Санкт-Петербург, клуб А2
23 мая — Нижний Новгород, Milo Concert Hall
25 мая — Красноярск, The Mods Bar
26 мая — Новосибирск, клуб «Отпуск»
28 мая — Екатеринбург, Tele-Club
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244957Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246511Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413095Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419577Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420240Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422890Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423649Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428825Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428952Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429608