Андрей Запорожец: «5'Nizza — очень хрупкий проект»

Участник харьковского дуэта об альбоме-возвращении «Ку», русском рэпе, украинском шоу-бизнесе и англоязычных песнях

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© Тимофей Колесников

Вернувшийся к активной творческой деятельности харьковский дуэт 5'Nizza выпустил в начале года новый альбом «Ку» и сейчас поедет его представлять в обстоятельном туре по России, Украине и Казахстану (московский концерт — 19 мая в Crocus City Hall). Денис Бояринов встретился с одним из участников группы Андреем Запорожцем и расспросил его о том, как 5'Nizza пишет песни, о жизни в Харькове и о будущем дуэта.

— Правда ли, что вы приветствуете друг друга словом «ку»?

— Сейчас нет. Но такой был период. Иногда мы употребляем это слово. Но непостоянно и не в качестве приветствия. Я иногда пишу в конце писем: «ку два раза».

— То есть у группы 5'Nizza есть внутренний лексикон.

— Мы иногда говорим фамилиями. Из всех слов можно делать фамилии. Например, когда ты предлагаешь что-нибудь подержать человеку, можно сказать «державин». Это вообще такая харьковская тема.

— А есть у вас какой-нибудь жаргон, связанный с музыкой и ее производством?

— Мы просто садимся и пишем песни. Это несложно — писать песни. Какие песни получаются — это другой вопрос.

— Как вы пишете песни вдвоем — это вопрос, который задают всем дуэтам.

— В 5'Nizza это несложный процесс. Все выходит быстро, и всегда что-то выходит. Нам для этого достаточно собраться. Нужна гитара — больше ничего не нужно. Раньше был еще нужен блокнот, но в последнее время его заменил айфон. Все забивается в «Заметки».

— Сочинять по переписке вы не можете?

— Теоретически это тоже возможно. Я сейчас очень многое делаю дистанционно для SunSay. Для слушателей же нет разницы, где ты это записал и кто откуда что прислал. Лишь бы было погружение в идею. Но в 5'Nizza мы так не делаем — мы встречаемся, садимся, берем гитару, блокнот, диктофон и пишем песню.

— А где вы встречаетесь и садитесь — это имеет значение?

— Большого нет. Но чаще в Харькове, потому что Серега там живет и я там живу периодически. Там мы чаще пересекаемся. Иногда в дороге — пару песен для нового альбома мы написали на гастролях.

— На альбоме «Ку» вы очень много играете со словами.

— Мы начали это делать очень давно и не прекращаем играть со словами. Хотя сейчас уже есть мастера, которые нас превзошли. Уровень текстов в связи с развитием хип-хопа очень вырос. Если почитать тексты, например, Oxxxymiron, то можно сказать что он настоящий поэт. Или «Каста» — я пару дней назад сидел с ними в студии и писал куплет для их новой песни. Они — большие мастера. Но я отвлекся. Всегда приятнее говорить о других, чем о себе.

5'Nizza — это такой поток не очень чистого сознания.

5'Nizza возвращалась постепенно — шаг за шагом. Сначала появилось несколько новых песен, потом — три концерта, причем перед концертами вы говорили, что не уверены, что будете записывать новый альбом.

— Мы сами не знали, что альбом будет. Мы попробовали — сделали новые песни. Пошло. Попробовали еще сделать — еще пошло. Тут уже стало понятно, что альбом будет.

— Не было у вас сомнений: мол, зачем мы это затеяли? Ведь с момента выхода предыдущей пластинки «О5» прошло уже больше 10 лет. Как говорят, нельзя войти в одну реку дважды.

— Конечно, нельзя. Но река уже другая. Люди все равно ценят простые и хорошие песни. Не знаю, насколько нам это удалось, — поглядим, как сейчас на концертах люди будут реагировать. Если новый альбом не полюбится, значит, не будем его играть (смеется).

— У тебя произошла переоценка старых песен 5'Nizza?

— Произошла. Когда их исполняешь через 10 лет, многое кажется бессмысленной чушью, а многое приобретает другой смысл. Есть песни, которые сейчас даже больше актуальны. Мне кажется, тогда я их до конца не понимал.

— Например?

— «Нева» и «Я с тобой» — я вообще не устал их исполнять. Очень классные песни. Да и песня «Натяни…» приобрела большую актуальность со временем.

— Прослушав «Ку», я заключил, что у вас позитивный взгляд на вещи. Несмотря на некоторые трудности, в итоге все будет хорошо.

— В песнях так выходит (улыбается). На самом деле у нас нет единой точки зрения, которой мы бы придерживались. То, что делает 5'Nizza, — это на грани осознанного и подсознательного. Есть много вещей, которых мы сами не понимаем или понимаем потом. Очень много абстракции, игры с формой. Я бы не сказал, что у альбома есть конкретный месседж. Это такой поток не очень чистого сознания. Хотя мы ничего не используем, чтобы загрязнять его специально.

5'Nizza — «Самолет»

— За российским туром 5'Nizza последует украинский?

— Наш украинский тур был перенесен. Он должен был быть первым. Мы начинаем концертом в Минске, потом будет Россия, а потом Украина, Казахстан, Европа и Америка.

— Меня просили не задавать вопросы о политике. Я и не буду. Но не могу не упомянуть о том, что тебе сейчас достается от украинской прессы за невинные поступки — например, за то, что ты появился в песне «Сансара» русского рэпера Басты. Как ты к этому относишься?

— Я не реагирую. Я наблюдаю, как наблюдал и раньше. Конечно, это неприятно, но нельзя людям залезть в головы и там что-то изменить.

— Ты сейчас где больше проводишь времени, в России или на Украине?

— В Украине. В Харькове.

— Что происходит в Харькове?

— В Харькове мы ходим друг к другу в гости, смотрим артхаусное кино и слушаем классную музыку. У нас очень закрытый круг общения интересных, творческих людей, которых очень мало. Такая микрофлора. В целом очень скучно (смеется). За пределами этого круга в Харькове нечего делать.

— А клубы, концерты?

— Да какие клубы. Мы сами с друзьями стали что-то делать. Устраиваем дискотеки и ставим там ту музыку, которая нам нравится. Поскольку ничего интересного извне не приходит, надо делать самим — мы и делаем.

— Что делает сейчас группа «Люк», к которой ты когда-то имел отношение?

— Группы «Люк» давно не существует. Ее участники разбежались — кто-то занимается IT-проектами, причем успешно, кто-то делает компьютерную анимацию для Терри Гиллиама. А кто-то играет в группе «Вагоновожатые».

— Группа 5'Nizza чувствует себя частью украинского шоу-бизнеса?

— Я себя не чувствую его частью. Я вообще не хочу быть частью какого-либо бизнеса. Я делаю то, что я делаю.

— Сергей является одним из наставников в украинской версии шоу «Голос». Он там присутствует как половина дуэта 5'Nizza.

— Нет, он там как Сергей Бабкин. 5'Nizza — это два человека. А порознь мы делаем разные вещи.

— А ты получал предложения от украинского телевидения?

— Получал. И от украинского, и от российского. И до сих пор получаю.

Не хочу быть частью какого-либо бизнеса.

— Почему ты от них отказываешься?

— Я попробовал участвовать в «Евровидении». В отборочном туре от Украины. Для меня это было как попасть в совершенно новую ситуацию. Выйти из зоны комфорта. Больше не хочется (смеется).

— Что происходит у группы SunSay?

— Сейчас затишье. Мы закончим тур с 5'Nizza, и я хочу плотно заняться выпуском новых синглов. У меня есть куча идей, которые нужно довести до конца. Например, все-таки записать англоязычный альбом. Материал у меня частично есть. Есть совместные записи с иностранными артистами — например, с поэтом и рэпером Солом Уильямсом (Saul Williams), которого я очень уважаю. Я хочу добавить к ним еще песни. Мы это обязательно сделаем.

— О чем англоязычные песни SunSay?

— Да о том же — о поисках, о любви, о чем-то пережитом. О том, чем я живу. Для меня нет разницы, на каком языке писать. Я, конечно, не владею английским языком так, чтобы филигранно выражать свои чувства, но достаточно, чтобы перевести свои тексты. Буду учиться.

— А для чего тебе нужен англоязычный альбом?

— Чтобы ездить и выступать по всему миру. Мы уже так ездили с 5'Nizza — и очень хорошо получилось. Кстати, у нас есть англоязычная песня и с 5'Nizza. Причем она рождена очень давно. Она мне очень нравится.

— Была в концертной практике 5'Nizza такая площадка, с которой вы не справились?

— Нам не надо справляться — нас честно любят. Мы выходим вдвоем, поем, и все происходит. Не было такого, чтобы люди ушли или отвернулись. Пока не было — и, я надеюсь, никогда не будет. Конечно, хочется, чтобы были хорошие звук и свет, но даже если их не будет — это не значит, что концерт будет плохим. У нас был опыт выступлений на квартирниках по 200—300 человек без микрофона. Самое главное — это обмен энергией с людьми, и тогда они уйдут с концерта счастливыми.

— Будет ли у 5'Nizza альбом после «Ку»?

5'Nizza — очень хрупкий проект. Одно неосторожное движение любого из нас — и все может закончиться в любой момент.


Расписание российского тура 5'Nizza:

19 мая — Москва, Crocus City Hall
20 мая — Санкт-Петербург, клуб А2
23 мая — Нижний Новгород, Milo Concert Hall
25 мая — Красноярск, The Mods Bar
26 мая — Новосибирск, клуб «Отпуск»
28 мая — Екатеринбург, Tele-Club


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244957
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246511
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413095
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419577
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423649
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428952
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429608