Чик Кориа: «Это чтобы жене показать»

Знаменитый джазовый пианист о культуре России, Большом зале консерватории и селфи на сцене

текст: Евгений Коноплев
Detailed_picture© Ольга Карпова

15 мая в Москве выступил знаменитый джазовый пианист Чик Кориа, являющийся рекордсменом по количеству полученных «Грэмми». Вместе с басистом Эдди Гомесом и ударником Брайаном Блейдом они поставили яркую точку в гастрольном туре трио, сыграв под занавес знаменитую композицию «Spain», — аудитория зала имени Чайковского подпела музыкантам хором. После концерта 75-летний Чик Кориа рассказал Евгению Коноплеву о том, как живется джазовому классику во времена YouTube.

— В последний раз вы выступали в Москве в 2012 году. Многое произошло с тех пор — в нашей стране, в вашей стране, в мире. Вы почувствовали изменения во время нынешнего визита или, по вашим ощущениям, это все та же Россия?

— В этом мире неизбежна одна вещь — изменения. Все меняется — и, по-моему, меняется все быстрее и быстрее. Но это тема для социолога, а не для музыканта. Что же до меня, то мой инструмент познания культуры и мира — это аудитория, которую я вижу перед собой. Это живые люди, они пришли, и вот они здесь. Сегодняшний концерт был очень теплый, аудитория была очень восприимчивая, и я получил огромное удовольствие. Вот это и будет то, что я запомню для себя как ответ на вопрос: «Как вам нынешняя Москва?»

Очень много сошлось для меня в сегодняшнем концерте. У нашего трио были очень успешные, прекрасные гастроли, и сегодняшний вечер стал их завершением. Концерты во время этого тура были все лучше и лучше, группа становилась все более и более единой. Сегодня мы поставили точку. И мой концерт в Санкт-Петербурге уже будет сольным — фортепианным.

Я не разделяю культуру России на «старую» и «новую».

— Много лет назад вы участвовали в концерте, сборы от которого пошли на ремонт и восстановление Большого зала консерватории, легендарной московской площадки. И вы вписали свое имя в историю этого зала.

— О, мне нравится эта идея! Этот зал имеет огромное значение для меня — это место, где был записан величайший концерт Владимира Горовица, когда он уже в годах приезжал сюда, ему было 83 года. Я смотрел его много раз на DVD, потому что я большой фанат этого пианиста.

— Для вас Россия — это страна Рахманинова или Игоря Бутмана и других джазовых музыкантов, которых вы упоминали в интервью?

— Россия для меня — это все вместе. Невозможно отбросить историю России, потому что эта история дала такие сокровища культуры — в музыке, в балете, во всех направлениях. А вот с 50—60-х годов прошлого века здесь возник такой большой интерес к джазу. Сначала подпольный, а теперь свободный. Вы знаете, мне сегодня одну вещь показали... пластинку. И я очень горжусь тем фактом, что после выхода в 1972 году моего альбома «Return to Forever» он уже через несколько лет был выпущен на фирме грамзаписи «Мелодия» и стал то ли первой, то ли одной из первых джазовых пластинок, изданных в России официально.

В общем, я не разделяю культуру России на «старую» и «новую». Для меня это все один поток.

— Музыканты сходятся во мнении, что ваша техника игры запредельна. А значит, вы готовы к исполнению сложнейшей музыки. Часто ли вы ощущаете, что, хотя вам и хотелось бы показать что-то совершенно новое и сложное, публика может быть просто не в состоянии воспринять эти вещи?

— Я думаю, что это вопрос баланса. Ведь можно сделать так, чтобы аудитории было комфортно в моем зале, в моем пространстве. Я считаю — и мой опыт убеждает меня в этом, — что если аудитория чувствует себя комфортно, я могу показывать ей вещи разной сложности. Если вы заметили, во время сегодняшнего концерта были некоторые части, когда звучала очень и очень тонкая музыка, и слушатели были к ней очень и очень восприимчивы.

Мне нравится, когда аудитория понимает посыл и идею. Поэтому я стараюсь создать атмосферу, в которой слушатель сможет понимать самые разные идеи и я смогу показывать что-то, чего люди никогда не слышали, и комбинировать это с вещами, с которыми они уже знакомы... и так продолжать качественный диалог.

— А как вы ощущаете «новую аудиторию»? Сложно ли джазовому музыканту доносить свою музыку в век YouTube?

— Да, вокруг столько всего разного, и мир такой разный. Каждые пять лет общество и культура кардинально меняются... Но я считаю, что искать способы общения, взаимодействовать с публикой — это все-таки ответственность артиста.

© Ольга Карпова

— И у вас, надо сказать, весьма живо получается искать новые способы общения. Сегодня аудиторию очень повеселили и ваша съемка со сцены на мобильный телефон, и селфи, которое вы с музыкантами сделали во время финальных аплодисментов.

— Ну, это просто мне на память. И жене показать. Но еще я думаю, что это позволяет и зрителям чувствовать себя чуть более расслабленно, не так формально. Не люблю слишком формальные концерты.

— Вы видели много периодов развития музыки. У вас нет ощущения, что сегодня она в целом теряет свое значение? Некоторые люди считают, что сегодня и рок-звездой, и рэпером быть менее престижно, чем пару десятилетий назад. Что намного круче податься в инвестбанкиры или в IT-предприниматели.

— Это кто так считает? Я так не считаю. Вы знаете, люди настолько индивидуальны — в каждой семье, городе, культуре, возрастной группе... Человечество такое разное. Так что невозможно сказать, что «они» думают «вот это». Они думают разные вещи. И для меня путь к настоящей коммуникации, к настоящей командной работе, к настоящему созиданию лежит именно через признание людей как индивидуальностей. Да ведь в одной семье может быть и пять, и десять человек — и каждый будет непохожим на другого. Так что не надо обобщать. Я думаю, что только так и можно искать истину и строить отношения.

— Не могу не задать вопрос вам как обладателю 22 статуэток «Грэмми». Сколько их должно быть, чтобы вы сказали: «Все, мне достаточно»?

(Смеется.) Это не от меня зависит! Не я же выбираю. Это групповая работа. Мы записываем диск, и потом эксперты «Грэмми» за него голосуют. И каждый раз это новый альбом и новая музыка. Награды придают уверенности, но и подталкивают вперед, потому что обязывают каждый раз выдавать что-то еще лучше. У меня просто нет права записывать и выпускать все время одну и ту же музыку.

Редакция благодарит устроителей московского концерта, компанию «Рам Мьюзик», за организацию интервью.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241708
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249646
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416295
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420533
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425780
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427126