Столицы новой диаспоры: Тбилиси
Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20241888Павел Артемьев мог бы играть на тромбоне в ансамбле Жанны Агузаровой или выступать на Дне города Ломоносова вместе с бойзбендом «Корни». Однако он выбрал свой путь актера и музыканта, чья инди-группа Artemiev представляет новый альбом «Канун конца начала», в котором есть и взрослая лирика под деликатный аккомпанемент струнных, и городская романтика в духе «Кино», и психоделические электронные экзерсисы.
Павел Артемьев рассказал COLTA.RU о взрослении, смене звучания и отсылках к Ленинградскому рок-клубу.
— По твоим словам, у «Кануна конца начала» есть своя драматургия. Какую историю он рассказывает?
— История здесь описывается скорее музыкой, чем текстами песен. То есть работает она больше на эмоциональном уровне, на уровне чувств. Но, конечно, как в хорошей истории, здесь есть лирический герой, вместе с которым можно попробовать пройти путь, взросление, осознанность, поиск Бога. Думаю, что в диалоге с самим собой я пытался ответить именно на эти вопросы. Хороший ли конец у этой истории, мне пока неясно самому.
— «Канун конца начала» — концептуальный альбом? Его надо слушать целиком, не меняя порядка песен?
— Конечно, слушать его можно в любом порядке, я не могу никому навязать способ воспроизведения и надеюсь, что у слушателя появятся любимые песни, к которым будет желание возвращаться снова и снова, но общая картина и впечатление складываются только после прослушивания альбома целиком. Не перематывая и не перескакивая с половины песни на следующий трек. Каждый переход с песни на песню здесь продуман. Вплоть до пауз между номерами.
— Расскажи об авторе струнных аранжировок Саше Козловском. Как вы познакомились?
— С Сашей нас связывает Гнесинская школа. Мы учились в одном классе. Я на тромбоне, он на виолончели. Такая музыкальная дружба длиною в жизнь получается. Мы не первый раз делаем что-то сообща. Но на этом альбоме работа получилась объемнее и интереснее. Эта пластинка — коллективный труд, большую часть аранжировок мы придумывали вместе на репетициях, за исключением песни «В городе твоем», где вся работа над струнной составляющей была проделана Сашей и его талантом. Сейчас Саша — востребованный музыкант и помимо выступлений со мной играет в разных музыкальных коллективах, в том числе в группе Manizha. Очень его люблю и уважаю. Конечно же, благодарен ему безумно, как и всем, кто принял участие в создании этого альбома.
— Почему от живого звука, который преобладал на прошлых записях Artemiev, ты перешел к электронному?
— На самом деле, мне это хотелось попробовать довольно давно. Но, видимо, только сейчас дошло, как именно можно было бы это сделать. С каждой записью мы пробовали что-то новое, в этот раз решили изменить еще и звучание барабанов. За них у нас отвечает Олег Занин. Но я бы не стал называть этот альбом электронным: тут есть место жизни, живому звуку, дыханию. Я постарался высказаться немного шире, чем раньше. Отсюда и смена звучания.
— Альбом заканчивается психоделическим электронным сейшеном в песне «На тайгу». Как он записывался? Кто в Artemiev главный по электронике?
— Большинство электронных бесчинств — заслуга Антона Хабибулина. Все это Антон прекрасно умеет создавать с помощью гитары. И Moog (Сергей Хащевский), конечно, сыграл свою роль, думаю. Но смешно, что тебе сейшен показался исключительно электронным. Этот трек — самый «живой» на альбоме. Все записано в реальном времени и на живых барабанах (в этой песне).
— Как вы собираетесь играть новые песни живьем?
— Под эту пластинку состав пришлось значительно расширить. К нам присоединилась прекрасная актриса и певица Инна Сухорецкая, с ней мы вместе играем в спектаклях театра «Практика». На песне «Дождями» звучит саксофон Николая Моисеенко, он — крутейший профессионал. И, конечно, струнники. Думаю, что этим летом примерно таким составом мы и будем выступать.
— Расскажи про отсылки к Ленинградскому рок-клубу на новом альбоме. Почему они появились — ностальгия? Какая группа рок-клуба твоя любимая и почему?
— Более-менее явными отсылками я бы назвал песни «Сердце» и «В городе твоем». Если в первом случае это скорее БГ, то во втором, конечно, группа «Кино». Если ассоциировать героя альбома и его путь взросления со мной, то без Ленинградского рок-клуба обойтись было никак нельзя. Такая дань моему детству немного получилась в этих треках. Насчет любимой группы той эпохи — боюсь, что не буду оригинальным. В моем случае это Виктор Цой и «Кино». С возрастом понимаю, какие группы влияли на них, и это тоже мне очень близко. И, конечно, поэзия у Цоя очень сильная.
— На фестивале Beat Film Festival показывают документальный фильм о тебе «Artemiev: Интервью». Какой вопрос из тех, что в нем задают, тебе показался самым сложным и как ты на него ответил?
— Мы его снимали полгода. И главная ценность этого фильма для меня — что получилась хроника очень важного времени, там есть моменты, где мы действительно в первый раз разбираем песни с альбома. Мне это все очень дорого. Трогательный фильм получился. А вопросы я сейчас не вспомню уже, надо пересмотреть.
Презентация альбома Artemiev «Канун конца начала» пройдет 1 июля на острове Новая Голландия (Санкт-Петербург), а 22 июля Павел Артемьев играет в Воронеже на фестивале «Усадьба Jazz».
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиПроект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20241888Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 20249729Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202416387Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202417058Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202419774Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202420601Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202425662Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202425856Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202427197