«Зоркий». «Девочка»

Московская группа выпускает новый альбом «Волна» и представляет клип, который «разговаривает со зрителем»

текст: Александр Великанов
Detailed_picture© Зоркий

Когда-то группа «Зоркий» называлась «19:84», а ее лидер Василий Зоркий обещал выступать со своими песнями на стадионах. Спустя семь лет обещание исполнилось: недавно московская группа играла на стадионе «Олимпийский» перед Imagine Dragons. В ноябре «Зоркий» выпускает новый альбом «Волна», который будет состоять из 12 песен на русском языке и 7 клипов. Перед вами — первый из них:

Василий Зоркий

«Девочка» — это во многом поворотная песня для нашей группы. В самой песне и клипе вдруг сплелось очень много разных смыслов, вещей, про которые я думал, важных для меня событий, это оказалась очень личная история и для меня, и для режиссера Кирилла Кулагина. Мы делали этот клип для себя и про себя, совсем не думая, как он будет восприниматься, нам было важно зафиксировать свои мысли на тот момент. В видео зашито очень много деталей, про которые знаем только мы, и каких-то отсылок, которые для нас важны и только нам известны.

Все началось с того, что моя подруга показала мне инстаграм Жени, где она просто рассказывала про свою жизнь. И мы все залипли очень надолго. Жене совсем мало лет, но в этих видео были какая-то очень искренняя и обаятельная правда, какие-то суперточные наблюдения о мире, о жизни вокруг, и очень было видно, как каждый день меняется человек, — а наблюдать за жизнью, особенно в период, когда она стремительно меняется, ужасно интересно. Мы с Кириллом захотели сделать песню про вот этот возраст подростков, когда голова слишком большая, ноги слишком длинные, когда тебя никто не понимает, когда любая проблема кажется огромной. Познакомились с Женей, и оба были сражены тем, насколько в ней много жизни, обаяния и какой-то осмысленности, таланта, непосредственности.

Мы начали делать этот клип под совсем другую песню, у меня был адский период тяжелой депрессии, я писал очень грустную, сложную музыку, учил музыкальную теорию, мучительно, по крошкам собирал музыку. Я до сих пор работаю над этим проектом, но совершенно не понимаю, что с ним делать, потому что это такая многослойная, очень близкая к академической, депрессивная, массивная музыка. И у нас никак не получалось доделать видео и песню. В какой-то момент я закрылся в комнате и чудовищно напился — и тогда закончил тот трек, но мне казалось, что все равно это совсем не то, что нужно.

А потом мы разговаривали с Женей, которая впервые оказалась в Японии, работая моделью. Она до этого никогда не уезжала из дома надолго, а тут оказалась в совершенно другой стране, где все работает не так, все говорят на непонятном языке, совершенно другие люди, все непонятно, и ей было очень грустно и одиноко. И я стал делать песню «Девочка» про нее. Потом, как это бывает часто в работе, например, над сценарием, образ стал собирательным, в песню стали пролезать мои отношения с другими людьми, какие-то события моей жизни, встречи, романтические отношения. Она стала постепенно отделяться от моего конкретного жизненного опыта, и впервые я написал песню на некоторой дистанции от самого себя. Песню, где есть лирический герой и собирательный образ героини. Эта песня — про многих моих знакомых и вообще про отношения между людьми. Про важный посыл, который один человек может дать другому.

— Эй, я тут, все о'кей, я рядом, полетели вон туда вместе, там супер.

В ней совсем по-другому устроен текст, он весь похож на плакатные слоганы, тезисы, утверждения. Он весь расходится на фрагменты, которые при этом не распадаются. Но этот пазл можно было бы собрать по-другому, и получилась бы другая песня. Я относился к тексту как к сэмплам, а это совсем другой музыкальный подход. Я стал много изучать, как другие музыканты подходят к написанию текстов: например, метод, которым пользовался Боуи, — cut up, позаимствованный у Уильяма Берроуза; этим приемом пользуется и Том Йорк, его использовал Курт Кобейн — когда ты берешь текст, нарезаешь его на фрагменты и собираешь в разном порядке. У нас получилась другая музыка — более электронная, прозрачная, не перегруженная. Совсем другой посыл, нежели раньше был в моих песнях.

В ней очень много от моего опыта поездок в лагерь «Камчатка», особенно прошлого года, когда мы много общались с людьми как раз в период 14—17, про все на свете, постоянно слушая песню «Вечный взрыв» Кирилла Иванова; эта цитата, ассоциация тоже есть в песне, и она довольно очевидная.

Мы не выпускали песню почти год, за это время случился миллион всего: я сосредоточился на музыке, мы стали играть много концертов. Первый раз мы ее сыграли перед 3000 человек на разогреве у Тома Оделла, и было понятно, что эта песня попала в очень многих слушателей: мне писали десятки сообщений с вопросом, когда мы ее выпустим и где она была раньше. Потом были десятки концертов, один из важнейших моментов в моей жизни — разогрев Imagine Dragons в «Олимпийском», когда мы выступали перед 30 000 человек. Мы выпустили спектакль в «Гоголь-центре», у меня появилась сестра, с которой мы не общались 33 предыдущих года, в общем, я стал совершенно другим человеком. За этот год Женя из начинающей модели стала настоящим профи, она месяцами работает на показах по всей Европе, очень изменилась, выросла, стала серьезнее и поняла про себя тысячу каких-то вещей. И сейчас мы встретились, чтобы обсудить еще один, совершенно другой, клип, и говорили, как удивительно смотреть видео, которое было снято всего лишь год назад, а за это время действительно у каждого из нас пролетела вселенная событий. Из этого родилась идея титров, которые начинают в какой-то момент с тобой немного разговаривать. Такой сумасшедший переводчик. Меня в целом завораживает тема текста, текста в городе, текста, который с тобой разговаривает. От того, что делает Тимофей Радя, до Льва Рубинштейна и его гипнотических карточек. Мы все выросли в пространстве, где слово доминирует над всем, и это наш культурный код, который трансформируется вместе со временем, но остается таким же важным.

«Девочка» — это такая вневременная песня, она не зависит от моды, от сегодняшнего дня, она про какие-то вещи между людьми, которые в разных формах существуют всегда и везде. Про то, как один человек говорит другому: «Эй, я тут, все о'кей, я рядом, полетели вон туда вместе, там супер». И это ощущение для меня, пожалуй, сейчас самое важное.

24 сентября на острове Новая Голландия состоится необычный концерт «Зоркий & The Ladies».


30 сентября редактор раздела «Современная музыка» Денис Бояринов прочитает лекцию «После баттла: что изменилось в российской поп-музыке в 2017-м?» в рамках лекционного марафона COLTA.RU «Новая надежда. Культура после 17-го».


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20247479
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20249088
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202415273
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202421686
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202425688
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202431037
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202431043