Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 2024486715 января 2018-го внезапно ушла из жизни Долорес О'Риордан — серебряный голос ирландской рок-группы The Cranberries. Ей было 46 лет. Одной песни «Zombie» хватило бы, чтобы она осталась в нашей памяти и в истории поп-культуры. Однако почти за 30 лет жизни в музыке она пела не только рок и не только вместе с The Cranberries.
Дебютный сингл The Cranberries — гитарный дрим-поп, не совсем похожий на тяжелый и нервный альт-рок, сделавший ирландскую группу знаменитой. Тут больше от The Smiths и ранних U2: много реверберации, даже гитарное тремоло имеется, а первый аккорд словно взят из «She Bangs the Drums» The Stone Roses. Но небесный вокал Долорес О'Риордан уже на месте.
Легенда гласит, что Долорес О'Риордан попала в The Cranberries, когда пробовалась на замену вокалисту Нилу Квинну, написав, в частности, первоначальную версию «Linger», после чего музыканты сменили название с The Cranberry Saw Us на The Cranberries и записали мини-альбом, благодаря которому большие лейблы устроили на них охоту. В 2006-м эту песню певица исполнила в сопровождении свадебного ансамбля в фильме «Клик: с пультом по жизни».
Бисайд сингла «Animal Instinct» демонстрирует, как ловко обращается певица с открытыми гласными, даже самую простую песню пропевая витиевато. Говорят, что свою вокальную манеру, напоминающую йодль, она придумала, распевая любимую отцом «The Cattle Call» звезды кантри Эдди Арнольда, а также под влиянием Шинейд О'Коннор и Siouxsie and the Banshees.
Вокал Долорес О'Риордан особенно хорош в дуэтах с мужчинами, а записала она таких множество. Эта песня порядком позабытой лондонской инди-роковой команды Moose показывает, как меняет любую песню голос ирландки. Пока Рассел Йейтс поет один, там реально нечего ловить, но дождитесь припева!
Трек басиста и бывшего участника Public Image Ltd Джа Уоббла и его этно-группы Invaders of the Heart, в котором превратившаяся в звезду ирландка поет на фоне афрокарибской перкуссии Невилла Мюррея, — волшебный пример гармоничного союза разных национальных музыкальных культур.
Песня из фильма «Собственность дьявола» — редкий сольный трек Долорес О'Риордан из 90-х: тут тебе и триллерная электроника, и ирландские пляски. Песню продюсировал маститый канадец Брюс Фейрбейрн, который в обычной жизни занимался записями AC/DC и Aerosmith.
Грандиозный дуэт, случившийся во время благотворительного концерта Лучано Паваротти в помощь детям Боснии, зафиксировал, насколько по-своему Долорес О'Риордан исполняла даже нетипичный для нее материал — благочинную шубертовскую песню: нервно, рок-н-ролльно и даже с какой-то бесовщинкой.
Голливудский фильм «Эвиленко» о советском маньяке, история которого отдаленно напоминает историю Андрея Чикатило, интересен не только жестоким сюжетом и интернациональным составом киногруппы, но и сотрудничеством трудолюбивого композитора Анджело Бадаламенти с нашей героиней. Минималистские оркестровые флуктуации подходят ее парящему голосу даже больше, чем острые и звонкие гитарные риффы.
Роман с Италией у Долорес О'Риордан продолжался долго — здесь она поет с Джулиано Санджорджи, солистом популярной апулийской альт-рок-группы Negramaro. Впрочем, это опять саундтрек — из триллера «Cemento Armato» («Железобетон»). Драматическая вещь — под стать обоим.
Еще один итальянский дуэт Долорес О'Риордан. Zucchero, Дзуккеро, он же Адельмо Форначари, — ветеран итальянского рока и звезда Сан-Ремо (именно как его участник он приехал в марте 1986-го в Россию на концерт «Цветы и песни Сан-Ремо в Москве», а потом записал концерт в Кремле в 1991 году как «Live in Moscow»). Этот трек взят из сборника «Zu & Co», где Дзуккеро поет также со Стингом, Эриком Клэптоном, Соломоном Бёрком, Томом Джонсом и дюжиной других звезд. Эти дуэты он собирал 16 лет.
В 2004-м, после распада The Cranberries, Долорес О'Риордан начала записываться с другими музыкантами, а в 2007-м выпустила первый сольный альбом «Are You Listening?», на котором обратилась к более легкому, поп-ориентированному звуку. Продюсер альбома Youth, ранее работавший и с Primal Scream, и с U2, и с Полом Маккартни, идеально вписал в него ее ангельский голос.
Трек со второго сольного альбома «No Baggage», получившегося более экстравертным и мощным, демонстрирует, что узнаваемое ирландское пение Долорес О'Риордан может сочетаться и с восточной перкуссией. На басу здесь играет продюсер альбома — канадец Дэн Бродбек, получивший за него в 2010-м престижную награду Juno Award.
The Cranberries возродились в 2009-м, а через три года записали новый альбом «Roses» — не ошеломительный, но демонстрирующий, что они вернулись не просто ради денег, а потому что у них лучше всего получается играть вместе. The Cranberries смогли отойти в сторону от прежнего звучания, как в этой песне, в которой Долорес О'Риордан звучит нежно и властно одновременно, как только она умеет.
В 2014-м Долорес О'Риордан начала работать с бывшим басистом The Smiths Энди Рурком и нью-йоркским сонграйтером и диджеем Оле Коретски, проект сначала назывался Jetlag, а потом D.A.R.K. Их единственный альбом — «Science Agrees» — вышел в сентябре 2016-го. А это их первый сингл, явно вдохновленный ностальгией по танцевальному инди-року 80-х: певица деликатно, на равных, поет с Оле Коретски.
Последний альбом The Cranberries — «Something Else», вышедший в апреле прошлого года: акустические версии былых хитов для рок-группы и оркестра. Есть здесь и сочиненный Долорес О'Риордан главный хит The Cranberries, который с годами становится только лучше.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244867Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246430Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413024Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419513Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420182Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422835Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423591Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428761Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428898Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429551