22 января 2014Современная музыка
485

«Автоматические удовлетворители» были правдоподобнее, чем Сид Вишес

Зачем калифорнийцам книга о русском панке?

текст: Радиф Кашапов

Два калифорнийских поклонника панк-рока — историк Александр Герберт и журналист Томас Дин — собираются этим летом проехаться от Москвы до Ижевска, чтобы собрать материал для книги о русском панке. Американцы хотят не просто накопить порцию баек, а совместить истории от первых лиц с академическим анализом, показав, как из подсмотренной на Западе забавы малочисленных чудаков панк-рок превратился в России в серьезное явление с собственными звездами, лейблами и медиа.

COLTA.RU связалась с американскими исследователями русской контркультуры.

Том Дин и Александр ГербертТом Дин и Александр Герберт

— Кто вы, чем занимаетесь и как познакомились?

Александр Герберт: Мы два американских панк-рокера, по образованию — историк и журналист. Я изучал историю имперской России на северо-западном побережье Северной Америки. В панк-роке я с малых лет, думаю, моей первой панк-записью был либо «Sandinista!» The Clash, либо «Die for the Government» Anti-Flag. Мне тогда было лет восемь-девять. До этого я больше слушал группы из мейнстрима, типа Blink 182 и Sum 41 (как и Томми). Еще у меня был дядя, который любил то, что он называл «хеви-метал»; он брал меня на небольшие концерты в Бостоне.

Я был в России дважды. Жил в Нижнем Новгороде, когда учил русский, и жил в Москве, работая в Государственном историческом музее. В частности, в Москве я влюбился в местную панк-рок-сцену, с которой меня познакомили мои старые друзья Алекс и Баги из East Beat Records. Я помню, как увидел Алекса, одетого в Levi's, в одном из московских торговых центров — мы тут же опознали друг друга как «панки».

Мое историческое образование навело меня на вопросы о происхождении этой сцены. Как американец, я хорошо знаю историю американского панка и хардкора, но меня заинтересовал панк в бывшем Советском Союзе. Я стал изучать советские панк-группы — не потому, что я коммунист или что-то еще, а потому, что мне было интересно. Я также прочел несколько статей на русском, описывающих панк-сцену 80-х и 90-х. Большинство из них, по моему мнению, не смогли описать то, что я видел в Москве. Они были сосредоточены на известных группах и ничего не знали о том, что происходит в подвалах, на концертах в маленьких клубах. Я хотел получше изучить историю этого мира, так что я пригласил своего лучшего друга Томаса Дина помочь мне с исследованием и текстом, указав, что все (интервью, расходы на поездки, писательство и прочее) будет делиться 50/50.

У русских больше опыта в оценке различных политических систем и проблем.

Кроме того, у нас есть третий член команды — Маша из Нижнего Новгорода. Она будет нашим переводчиком в экстренных случаях. Она начнет работать с нами, когда мы будем проводить исследования в России. Я встретил ее, когда учил русский в Нижнем. Если беглость моего русского, скажем, 75%, то ее английского — 110%.

Томас Дин: Последние пару лет я занимался издательским делом и журналистикой, фрилансом, блогерством, работал в веганском магазине в Сан-Франциско. Алекс и я — мы оба из панк-рока, живем в пригородах, где нет, по сути, сцен, так что мы познакомились, когда были тинейджерами, через общих друзей. Когда я впервые встретил его, он носил футболку Choking Victim и большой ирокез. Разумеется, я понял, что мы станем друзьям, и наша дружба не прекратилась в школе и колледже, сейчас мы соседи по квартире.

— Почему вы хотите написать книгу о русском панке?

Алекс: Мы надеемся, что это все в итоге превратится в книгу, но все зависит от того, сколько материала мы наберем. Впрочем, все с энтузиазмом отнеслись к проекту, с нами даже связались участники «Автоматических удовлетворителей».

Группа «Автоматические удовлетворители» на 6-ом Рок-фестивале. Ленинград, Зимний стадион, 1988 годГруппа «Автоматические удовлетворители» на 6-ом Рок-фестивале. Ленинград, Зимний стадион, 1988 год© Андрей (Вилли) Усов

Томми: Панк-рок помог сформировать мою личность, определил большую часть моего детства и подросткового возраста, и он продолжает быть неотъемлемой частью моей жизни. Я думаю, Алекс чувствует то же самое. Алекс — историк, а я люблю писать и издавать, так что таким образом мы объединяем наши увлечения, отдавая дань уважения музыке, которая так много значит для нас.

— Какие русские группы для вас особенно важны и почему?

Алекс: Я хотел бы назвать группу «Автоматические удовлетворители». Хотя некоторые говорят, что они были точной копией Sex Pistols, я полагаю, в них было что-то уникальное, русское. Стиль и мироощущение напоминали Sex Pistols, но их тексты и неопрятность — отчетливо русские. Они были правдоподобнее, чем Джонни Роттен и Сид Вишес. Если те выглядели так, словно держались за свой имидж, то «АУ» такими и были.

Томми: Я только знакомлюсь с русским панком, но я нахожу особенно вдохновляющим пример Егора Летова. Он помог панку стать тем, чем он должен быть: опасным и мятежным. Он также помог сцене появиться и по большей части вдохновил других рассерженных молодых людей создавать свои группы.

Егор ЛетовЕгор Летов

— Чем русский панк-рок отличается от западного — в музыке, стиле поведения, мировоззрении? Есть ли «экспортируемые» на Запад панк-группы? Нужно ли рассказывать о них вне России?

Алекс: Музыка и аккорды и там и там похожи, если не одинаковы. Но люди и социальный месседж в песнях различаются. У русских больше опыта в оценке различных политических систем и проблем. Молодежь в России пришла на смену измученному советскому поколению, и у них не было ничего, кроме Путина. Я думаю, во многом их взгляды другие, и их стиль кажется более правдоподобным.

— На что все же будет похожа ваша книга? Это будет академический анализ или сборник цитат типа «Прошу, убей меня»? Планируете вы ввести элементы гонзо-репортажа?

Томми: Наша книга будет отличаться от всех: она будет частично документальная, а частично — академически-сравнительная. Мы хотим изложить факты, хронику рождения и развития панка в России, подробно рассказывая не только о том, как он распространялся и развивался (о чем свидетельствует появление новых сцен по стране), но также — как это стало многогранным сообществом, приобрело атрибуты западной рок-сцены вроде букинга, лейблов и зинов.

Панк-рок и хардкор впервые появились в западных странах, и у России, конечно, есть свои культурные отличия, так что мы хотим показать, как музыка заимствовалась и менялась и как сцена развивалась самобытным российским путем. Хороший способ подчеркнуть индивидуальные особенности российской панк-музыки — сравнить ее с панком в США.

Если вы считаете, что интервью с вами будет полезным, пожалуйста, напишите нам.

Алекс: Я читал «Прошу, убей меня», когда учился в школе. Мне нравится, как она составлена, и я думаю, что наше повествование будет сложено из нескольких источников. Мне также очень нравится документальный стиль «American Hardcore» (хотя надо сказать, что книгу я не читал). Однако я думаю, что им обеим чего-то не хватает — они не до конца со всем разбираются, не объясняют, как все эти группы связаны друг с другом (кроме того, что они вместе играют и вписываются друг у друга). Мы хотим показать российскую панк-сцену и на микроуровне (рассказы о развитии в регионах), и на макроуровне (как движение в стране).

— Будете ли вы просто опрашивать музыкантов или проводить концерты, встречи в городах? Где вы собираетесь побывать? Есть ли у вас уже план поездки?

Алекс: Мы будем встречаться лично с множеством музыкантов, особенно с теми, кто больше не играет. В случае с современными музыкантами мы надеемся попасть на их концерты, но у нас напряженный график. Ребята из Teenage Waste Records (Ижевск) и East Beat (Москва) помогут нам организовать эти встречи. Мы прилетим в Москву 7 июля. Вероятно, проведем там неделю или две, а потом отправимся в Нижний Новгород, Казань, Ижевск, Санкт-Петербург. Мы вернемся к 16 августа и улетим обратно. Если вы считаете, что интервью с вами будет полезным, и живете в одном из этих городов, пожалуйста, напишите нам на [email protected].

— Назовите пять треков, которые вы бы поставили человеку, желающему узнать, что такое русский панк.

Алекс: Из раннего я бы назвал «Египетского голубя» группы «Зазеркалье». Также «Gum Visions» Spinglett, который звучит как Fugazi до Fugazi!

Для 1990-х классический пример русского прогрессив-панка — это альбом «Гульбон» «Вибратора». Его можно найти в сети, мы не можем выделить конкретную песню, они все хороши.

Из современных советую заценить «Don't Understand» Give' em The Gun. У них стрит-панковый саунд, похожий на американский и британский ой/стрит-панк, но, мы думаем, их энергетика говорит о многом.


Демо Minefield 2011 года — одна из лучших записей с 2010-го.


Одна из самых мощных групп Москвы — Worshit. Оцените их песню «PC» с альбома «Blessed», если еще не сделали этого.


Томми: Мне очень нравится Worshit. Они брутальные, но веселые! Также я люблю Minefield. Они быстрые, энергичные и простые — таким и должен быть панк-рок!


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249411
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416055
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420367
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425604
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426948