Кино не про рок

Журналист Артем Липатов и музыкант Даниил Липатов посмотрели документальный фильм «Про рок» о трех екатеринбургских группах и пришли к выводу, что на их месте мог оказаться каждый

текст: Артем Липатов, Даниил Липатов
Detailed_picture© Pervoe Kino

Музыкальный журналист Артем Липатов посмотрел документальный фильм Евгения Григорьева «Про рок» вместе со своим сыном — 18-летним Даниилом, который, как и герои этой картины — екатеринбургские рокеры, играет в группе. Увиденное вдохновило каждого из них написать свою рецензию.

Артем Липатов

Шанс, который лопнул, или Кино не про рок

Шанс!
Он не получка, не аванс,
Он выпадает только раз.
Фортуна в дверь стучит, а вас
Дома нет.

Наум Олев

Бывший журналист, ученик режиссеров Виктора Мана и Кирилла Серебренникова уралец Евгений Григорьев в 2011 году решил снять фильм о молодом поколении екатеринбургских рок-музыкантов, для чего провел кастинг и вместе с ветеранами уральского рок-н-ролла — Владимиром Шахриным («Чайф»), Александром Пантыкиным («Урфин Джюс», «Кабинет» и пр.) и Сергеем Бобунцом («Смысловые галлюцинации») — выбрал три группы. Сразу после этого из-за прекращения финансирования съемки фильма остановились, но от идеи Григорьев не отступился: он взял небольшой кредит, купил три видеокамеры, выдал музыкантам и отправился искать деньги. А группы начали снимать.

Собственно, тут и начинается документальный фильм «Про рок», до сих пор идущий на экранах страны, дробно, несистематически, но прокат его пока что не прекращается. Я смотрел его в кинозале Третьяковки, одном из наиболее интересных кинопространств Москвы; на сеанс мы с 18-летним сыном опоздали буквально на пару минут и были удивлены раскатами смеха, несущимися из зала. «Наверное, это друзья тех, кто снимался в фильме», — шепнул мне сын, пока мы пробирались между креслами. Но уже минут через пять мы смеялись вместе с залом.

Три группы с забавными и диковатыми даже названиями — «Городок чекистов», Cosmic Latte, «Сам себе Джо» — хотят большего, чем имеют, но одни пытаются идти к этому большему через классическую контрактно-продюсерскую схему (в отечественных, тем более немосковских, условиях она не работает, несмотря на всю риторику продюсеров, которая вызывает лишь недоумение), вторые — через творчески-личностные метания, третьи — через полубуддистское-полуалкогольное наплевательство. Третьи поначалу кажутся недалекими лузерами, но в процессе фильма проникаешься их стихийным недеянием... Впрочем, результат у всех примерно один: за годы, прошедшие с момента, когда мы впервые видим героев, с ними пусть и произошло что-то, но с точки зрения традиционного взгляда на эволюцию успеха все они остались примерно на том же месте, с которого начинали.

© Pervoe Kino

Кино- и музыкальные критики, рецензировавшие «Про рок», почти единогласно сходятся в одном — это картина про лузеров. Некоторые идут дальше, либо утверждая, что перед нами — «картина того, что представляет собой русский рок 2010-х годов, почти полностью утративший релевантность и проигравший конкуренцию за умы хип-хопу», либо утверждая, что герои, дети 90-х, выросшие с прививкой от конформизма, променяли свободу «на эскапизм, бегство в стремительно вырождающийся жанр музыки».

Дорогие коллеги, главное в фильме «Про рок» — то, что он имеет к музыке неочевидное отношение. То есть очевидное, но небезусловное. То есть безусловное, но неоднозначное... В общем, дело в том, что музыка — та среда, в которой очень ярко и наглядно проходят те же процессы, что и в других областях творчества. Наверное, снимать кино о творческих метаниях и неудачах театральной труппы или художника-станковиста не менее интересно, но это требует куда большего вовлечения в процесс, куда более тщательного знакомства с предметом — к тому же далеко не очевидно, что эти метания вообще будут волновать кого бы то ни было за пределами профессиональной среды.

Шанс — это вообще не главное.

Иное дело — рок. Выросло не одно поколение, в котором минимум 70% мальчиков в пубертатный период хватались за гитары, а некоторые не отпускали их достаточно долго (кое-кто так и до сих пор держит), и потому всякий с максимальной вероятностью может спроецировать метания экранных героев на себя. Именно поэтому в зале смеются, причем смеются даже не ровесники экранных героев, а мальчики и девочки заметно младше их. Понятны ирония и нарочитая двусмысленность в названии, но то, что бесстыдно раскидывается перед зрителем на белой простыне экрана (ай да автор, ай да мастер метафоры!), — это вовсе не о судьбе.

Это — о шансе. Молодым музыкантам из Екатеринбурга хотели дать шанс. В кино это выглядит не так пошло и отвратительно, как в телевизионных реалити-шоу, и не так академично, как в научном эксперименте, но суть та же. Однако с шансом не задалось, и вовсе не потому, что «дома не было», а потому, что шанс — это всегда плюс ко всему еще и искушение. Но искуситель из затеявшего все это режиссера Григорьева невеликий (вспомним историю с прекращением финансирования). Он ведь и сам — герой картины: даже получая от «Городка чекистов» видеомесседжи, начинающиеся с традиционного «Привет, Женя Григорьев!», он и сам отправляет в будущее такие же месседжи, только куда более объемные. Например, один из них воплотился в его предыдущий документальный фильм, на премьере которого он, как и его подопечные-рокеры, робеет и надеется. И, как они, обламывается.

© Pervoe Kino

Самое замечательное, что этот эпизод снят и включен в фильм. Тут, конечно, могут быть разные версии относительно нарочитости его, но персонажу на экране явно плохо, и алкоголем он по-настоящему горе заливает, тем самым становясь на одну ступеньку с музыкантами, которых незадолго до этого спрашивал о роли алкоголя в их жизни, — но именно тут зритель понимает, откуда в фильме этот ритм, откуда этот драйв, откуда, собственно говоря, рок с маленькой буквы — не от кадров же с фестиваля «Нашествие», в самом-то деле. Эти драйв и ритм доступны только человеку, которому на интуитивном уровне понятно, что такое свобода воли. Григорьев удирает из родного города, но в какой-то момент машина разворачивается, и он возвращается к непутевой троице, к «Городку чекистов», Cosmic Latte и «Сам себе Джо», — чтобы дать всем им еще один шанс и тем самым дать его себе.

Спустя пять лет с момента первого кастинга Григорьев снимает всем трем группам видеоклипы; собственно, тут и сказке конец. Хорошей сказке о том, что шанс — это вообще не главное. Главное — это ты и то, что у тебя внутри. Сказка закончилась, но жизнь продолжается: насколько известно, все три группы продолжают играть.

© Pervoe Kino

Даниил Липатов

Три нескучные истории об уральском роке

Три коллектива, три фронтмена, три совершенно разные истории.

Илья носит ужасную прическу а-ля Алла Борисовна и постоянно сомневается в себе и в том, чем он занимается. Никита путается в собственных женщинах и, как Гуф, «сначала клялся, что любил одну, потом — что любил другую». Слава все время пьет и ни к чему особенно не стремится (на вопрос «Какую роль в твоей жизни играет алкоголь?» он отвечает: «Важную, вплоть до определяющей»). Именно этих троих отбирает авторитетное жюри, состоящее из режиссера Евгения Григорьева и легенд уральского рока, для съемок фильма, которые прекращаются чуть ли не сразу после кастинга из-за закрытия финансирования. Но фильм тем не менее снят и идет в кинотеатрах страны.

О чем фильм «Про рок»? О том, что не всегда все получается так, как ты планировал (если ты вообще планировал что-то). О том, как тяжело брать на себя ответственность — и в мелком, и в большом. Вообще говоря, героями его не обязательно должны быть музыканты или актеры и художники. Могли бы быть представители нетворческих профессий — бизнесмены, политики, да кто угодно! Потому что проблемы, которые стоят перед героями, общие для всех.

Одна из самых выигрышных сцен картины — та, где режиссер представляет свой последний фильм на кинофестивале, но после просмотра вместо аплодисментов публика недоуменно смотрит в пустоту: фильм остается непонятым и непризнанным, огорченный режиссер идет в бар и напивается. Евгений Григорьев тем самым ставит себя на одну ступень с героями картины, совершая, в общем, неверный поступок, но стратегически оказываясь прав: все мы люди, у всех бывают взлеты и падения, он ничем не лучше своих героев — а к ним у зрителя уже сложились симпатии и антипатии, и этим своим вторжением режиссер рвет шаблон, оставляя зрителя в дураках. А значит, возникает новая интрига и дальше смотреть приходится внимательнее.

© Pervoe Kino

Григорьев совершенно очевидно любит и понимает рок-музыку — свердловский рок ему близок как минимум по месту рождения. В финале он снимает каждой из групп клипы — и занятно, что именно на те песни, которые они играли пять лет назад на прослушивании. Выходит, ничего не изменилось? Тут стоит вспомнить слова Славы, лидера «Городка чекистов»: «У нас такой жизненный ритм, и он нас устраивает». С ним, конечно, поспорят Илья и Никита, парни с другими ритмами, но песни продолжают звучать, и в этом — залог продолжения истории если не на экране, то в жизни.

И напоследок: фильм «Про рок» ломает общепринятые стереотипы отечественного зрителя о документальном кино. Потому что он мало того что не скучен (а именно эта ассоциация возникает у большинства при упоминании термина «документальное кино») — он вполне может конкурировать по уровню развлекательности с умными европейскими комедиями. Недаром на сеансе, на котором я был, взрывы смеха звучали регулярно.

В Москве фильм «Про рок» в мае показывают в кинотеатре «Каро 8 Атриум».


Понравился материал? Помоги сайту!

Ссылки по теме
Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245237
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246846
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413326
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419781
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423853
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429152
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429821