4 сентября 2018Современная музыка
578

Враг государства

Рэпер Face, анфан террибль из «ВКонтакте», записал «политический» альбом «Пути неисповедимы» и претендует на звание самого опасного рэпера в РФ

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture 

Ивану Дремину 21 год. Он из Уфы, будто Юра «ДДТ». У него на лице вытатуированы три слова — «numb», «hate» и «love». Он, более известный как рэпер Face, называет себя голосом поколения — и в общем-то не сильно преувеличивает. На его концерты в нестоличных российских городах собираются тысячи тинейджеров в возрасте 14—18 лет, и еще неизвестно, сколько остается дома, потому что им запрещают родители. Его хиты из «ВКонтакте» — это не то, что вы бы хотели увидеть в плеере у своего ребенка.

Новый альбом Face «Пути неисповедимы» за пару дней собрал больше 14 000 перепостов и 1,3 миллиона прослушиваний во «ВКонтакте». И это не пубертатная бравада и нецензурная подростковая лирика, которую привыкли слышать от Face и других представителей так называемой новой школы русского рэпа. «Пути неисповедимы» — это попытка прямого и жесткого разговора о современной России и о том, что в ней не устраивает молодого человека. «Моя страна — это одна большая зона», — говорит в одном из треков анфан террибль из «ВКонтакте» и дальше, рифмуя «Россия» и «бессилие», обличает лицемерных священнослужителей, продажных служителей закона и безразличную ко всему толпу. А «полицию, РУВД и МВД» прямо посылает на х**. Поклонники и хейтеры артиста (да и все рэп-сообщество) изумлены остротой высказываний, но больше тем, что они звучат из уст человека, более всего известного песнями с панчлайнами «Она жрет мой х**, будто бургер» и «Я е**л твою суку». Теперь же он читает:

Я вижу у людей в глазах одно бессилие.
Здесь жертва виновата, если ее изнасилуют.
Глупость, грубость, воровство — в их руках сила.
У свободы слова здесь ПЖ; это Россия.

В русском рэпе (как и в русской рок-музыке) нет устоявшейся традиции политического вольнодумства и социальной критики. Наши рэперы не любят памфлетов, предпочитая им туманные притчи. Даже самые острые на язык и не лезущие за словом в карман из них говорят, что рэп — это не публицистика. В 1998-м пионеры русского рэпа Bad Balance анархистски кричали «Fuck da politicians», но что примечательно — всю песню строго на английском языке. В путинскую эпоху русские рэперы были настроены к власти индифферентно или лоялистски, а то и норовили расшаркаться в патриотических чувствах — особенно в этом преуспели Тимати и подопечные его лейбла Black Star. Были, конечно, вылазки на территорию критических высказываний о российской жизни: Баста — «Солнца не видно», Хаски — «Седьмое октября», Децл — «Пробки, стройка, грязь», Noize MC«Иордан», «Каста» — «Скрепы» и целый концептуальный альбом Oxxxymiron «Горгород». Но ни в одной из этих песен не обозначены ни место, ни время — они написаны эзоповым языком. Русский рэп предпочитает беллетристику. Никто не решался выставить себя инакомыслящим — принципиальным врагом государства по образу и подобию американских классиков хип-хопа Public Enemy. Рэперы — люди взрослые и знают, чем это в России может закончиться: например, волной массмедиа-травли и отмен концертов по требованию разномастных государственных инстанций, через что пришлось пройти, например, Noize MC, случайно оказавшемуся в центре скандала вокруг своего выступления во Львове. Самым проблемным из наших рэперов в глазах органов внутренней безопасности является, пожалуй, городской романтик Гуф, неоднократно задерживавшийся по подозрению в хранении наркотиков.

«Я — враг государства, мой язык — это правда», — заявляет на новом мини-альбоме Face, и это не такая уж неожиданность, как кажется на первый взгляд. Иван Дремин, который, по собственным словам, в российской музыке выделяет всего три имени — «Кино», «Короля и шута» и «Гражданскую оборону», — панк от русского рэпа. Его скандальные хиты из «ВКонтакте» — это пощечины общественному вкусу и морали, их тексты не стоит воспринимать буквально. Панк, как завещал Егор Летов, «всегда должен быть против». Face по-мальчишески бунтует прежде всего против фальшивых условностей и норм взрослого мира, в котором сформировалось негласное правило — о российской реальности либо хорошо, либо никак. Его протест — это протест молодых, заявивший о себе 26 марта, «бунт школьников», ненадолго встряхнувший российскую общественно-политическую жизнь. Так же как и у молодых людей, окрещенных пропагандистскими каналами «школотой», у Face нет политических взглядов или симпатий. Он недоволен всем и всеми — и системой, и оппозицией, и ширнармассами, которым глубоко фиолетово. Широко известен его февральский призыв к поклонникам не ходить на президентские выборы, после которого он вступил в твиттер-прения с Навальным. Но голос поколения чувствует запрос своей аудитории — школьники и студенты из «ВКонтакте» очень хотят поговорить о том, о чем взрослые предпочитают молчать. Две главные строчки на новом альбоме Face — «По новостям всё так же: в России счастлив каждый. Но если ты молчишь, то не переживай: мы скажем». Пусть говорят.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244796
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246347
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202412952
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419434
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423532
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428824
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429501