Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244796Ивану Дремину 21 год. Он из Уфы, будто Юра «ДДТ». У него на лице вытатуированы три слова — «numb», «hate» и «love». Он, более известный как рэпер Face, называет себя голосом поколения — и в общем-то не сильно преувеличивает. На его концерты в нестоличных российских городах собираются тысячи тинейджеров в возрасте 14—18 лет, и еще неизвестно, сколько остается дома, потому что им запрещают родители. Его хиты из «ВКонтакте» — это не то, что вы бы хотели увидеть в плеере у своего ребенка.
Новый альбом Face «Пути неисповедимы» за пару дней собрал больше 14 000 перепостов и 1,3 миллиона прослушиваний во «ВКонтакте». И это не пубертатная бравада и нецензурная подростковая лирика, которую привыкли слышать от Face и других представителей так называемой новой школы русского рэпа. «Пути неисповедимы» — это попытка прямого и жесткого разговора о современной России и о том, что в ней не устраивает молодого человека. «Моя страна — это одна большая зона», — говорит в одном из треков анфан террибль из «ВКонтакте» и дальше, рифмуя «Россия» и «бессилие», обличает лицемерных священнослужителей, продажных служителей закона и безразличную ко всему толпу. А «полицию, РУВД и МВД» прямо посылает на х**. Поклонники и хейтеры артиста (да и все рэп-сообщество) изумлены остротой высказываний, но больше тем, что они звучат из уст человека, более всего известного песнями с панчлайнами «Она жрет мой х**, будто бургер» и «Я е**л твою суку». Теперь же он читает:
Я вижу у людей в глазах одно бессилие.
Здесь жертва виновата, если ее изнасилуют.
Глупость, грубость, воровство — в их руках сила.
У свободы слова здесь ПЖ; это Россия.
В русском рэпе (как и в русской рок-музыке) нет устоявшейся традиции политического вольнодумства и социальной критики. Наши рэперы не любят памфлетов, предпочитая им туманные притчи. Даже самые острые на язык и не лезущие за словом в карман из них говорят, что рэп — это не публицистика. В 1998-м пионеры русского рэпа Bad Balance анархистски кричали «Fuck da politicians», но что примечательно — всю песню строго на английском языке. В путинскую эпоху русские рэперы были настроены к власти индифферентно или лоялистски, а то и норовили расшаркаться в патриотических чувствах — особенно в этом преуспели Тимати и подопечные его лейбла Black Star. Были, конечно, вылазки на территорию критических высказываний о российской жизни: Баста — «Солнца не видно», Хаски — «Седьмое октября», Децл — «Пробки, стройка, грязь», Noize MC — «Иордан», «Каста» — «Скрепы» и целый концептуальный альбом Oxxxymiron «Горгород». Но ни в одной из этих песен не обозначены ни место, ни время — они написаны эзоповым языком. Русский рэп предпочитает беллетристику. Никто не решался выставить себя инакомыслящим — принципиальным врагом государства по образу и подобию американских классиков хип-хопа Public Enemy. Рэперы — люди взрослые и знают, чем это в России может закончиться: например, волной массмедиа-травли и отмен концертов по требованию разномастных государственных инстанций, через что пришлось пройти, например, Noize MC, случайно оказавшемуся в центре скандала вокруг своего выступления во Львове. Самым проблемным из наших рэперов в глазах органов внутренней безопасности является, пожалуй, городской романтик Гуф, неоднократно задерживавшийся по подозрению в хранении наркотиков.
«Я — враг государства, мой язык — это правда», — заявляет на новом мини-альбоме Face, и это не такая уж неожиданность, как кажется на первый взгляд. Иван Дремин, который, по собственным словам, в российской музыке выделяет всего три имени — «Кино», «Короля и шута» и «Гражданскую оборону», — панк от русского рэпа. Его скандальные хиты из «ВКонтакте» — это пощечины общественному вкусу и морали, их тексты не стоит воспринимать буквально. Панк, как завещал Егор Летов, «всегда должен быть против». Face по-мальчишески бунтует прежде всего против фальшивых условностей и норм взрослого мира, в котором сформировалось негласное правило — о российской реальности либо хорошо, либо никак. Его протест — это протест молодых, заявивший о себе 26 марта, «бунт школьников», ненадолго встряхнувший российскую общественно-политическую жизнь. Так же как и у молодых людей, окрещенных пропагандистскими каналами «школотой», у Face нет политических взглядов или симпатий. Он недоволен всем и всеми — и системой, и оппозицией, и ширнармассами, которым глубоко фиолетово. Широко известен его февральский призыв к поклонникам не ходить на президентские выборы, после которого он вступил в твиттер-прения с Навальным. Но голос поколения чувствует запрос своей аудитории — школьники и студенты из «ВКонтакте» очень хотят поговорить о том, о чем взрослые предпочитают молчать. Две главные строчки на новом альбоме Face — «По новостям всё так же: в России счастлив каждый. Но если ты молчишь, то не переживай: мы скажем». Пусть говорят.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244796Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246347Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202412952Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419434Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420115Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422776Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423532Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428692Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428824Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429501