Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20247000У шведского барда Адама Эвальда, сочиняющего сладкозвучный акустический поп, какая-то особенная связь с Россией. Музыкант из Мальмё, неустанно путешествующий по свету с гитарой, бывал и выступал у нас не раз, написал несколько песен, вдохновляясь этим поездками, и даже посвятил свой новейший альбом «White Night Blackout» Санкт-Петербургу. Российская публика отвечает Адаму Эвальду взаимной симпатией: так вышло, что сразу два режиссера — выпускницы московской Wordshop Music Video, мастерской Андрея Мусина и Алены Кукушкиной, Наталья Ситникова и Катя Королева влюбились в его песни и сняли на них видеоклипы, больше похожие на короткометражные фильмы. Их мы и представляем вашему вниманию.
«That Day»
Тот день в Ясной Поляне я никогда не забуду. Меня забрали в 15:00 на станции метро «Павелецкая» в Москве. Оттуда, как говорили, четыре часа езды до родового гнезда Льва Толстого. Какое классное чувство — сниматься в исторической деревне. И в старом кинотеатре! Я был действительно взволнован.
Прибыв на место, я был удивлен размером команды Натальи. Машины с людьми и грузовик с оборудованием заняли все пространство снаружи. Я совсем этого не ожидал. У них даже был парикмахер для меня, чтобы сделать стрижку «боб» идеальной.
Было сказано, что моя роль — одинокий киномеханик, показывающий трагедию пустому залу.
Пока я готовился к своей роли, съемочная группа проводила тестовые съемки. Вскоре я понял, что они уже провели несколько дней в съемках с другими актерами в других локациях, потому что кадры из тех дней транслировались сейчас на экране в том самом кинотеатре, в котором мы были. Я был ими полностью загипнотизирован. То, что я увидел, было удивительно. Такие красивые кадры. Каждый из них — как картина. Но была одна деталь, которая меня тревожила. Наталья Ситникова — гениальный режиссер и сценарист видео — нашла секретный ключ от потайной двери с секретным замком в моем сознании. Ее интерпретация моей песни слишком близко подобралась к темному и печальному периоду моей жизни. Изображения, показанные на экране в кинотеатре, преследовали меня. И я ведь не поделился ничем, кроме слов песни «That Day». Как она могла так близко подойти к истине? Неужели она знала обо мне больше, чем мне было известно? Я никогда ее об этом не спрашивал. Я просто сыграл свою роль, и она всколыхнула в моей голове старый вихрь, который я успокаивал годы.
В 9 часов следующего утра мы все поехали обратно в Москву. Мы не спали всю ночь. Я уснул в машине, как маленький ребенок в канун Нового года. Эмоционально я был полностью истощен. Все еще в отличном настроении. Несмотря на то что Наталья читала мои мысли, создавая сцены, мучительно идентичные реальности, я полюбил каждую минуту съемки.
У каждого в жизни был такой день, о котором поет Адам. День, который ты не можешь принять, не можешь забыть, не можешь пережить. Хотя прошло уже много дней после него, а он все тебя не отпускает. Ты не веришь в этот день и застреваешь в нем. И кажется, что застрял навсегда. Будто ты погрузился глубоко-глубоко под воду, на самое дно. И это дно сухое, там только песок и совсем нет воды.
Сначала появилась история, а потом я услышала песню. И уже после двадцати первых секунд поняла, что это та самая музыка. Встреча с Адамом вживую только подтвердила, что это идеальное совпадение. Его сказочно-детский образ взрослого человека идеален для тапера-киномеханика в пустом заброшенном кинотеатре. Мы снимали целую ночь в кинозале далеко от Москвы. Я запомнила его еще несколько лет назад, когда мы были с режиссерской группой на студенческом кампусе в Ясной Поляне. Мы пересмотрели, наверное, все кинозалы Москвы, но этот кинозал постоянно маячил, всплывая в памяти. В итоге мы решили не придавать большое значение расстояниям и ехать снимать туда, куда хочется больше всего, — в Ясную Поляну.
Сцены на море были сняты во время безумной вылазки в Калининград. Мы впятером, включая актеров, отправились в авантюру на Куршскую косу. И все складывалось настолько удивительно, что в итоге мы залезли на песчаные дюны с зыбучими песками, куда запрещено выходить, а потом и вовсе встретили настоящую дикую лису, которая меня нисколько не боялась и, кажется, специально пришла к нам из леса, чтобы принять участие в съемках.
Самым сложным в этом музыкальном видео оказался для меня монтаж. Он затянулся на продолжительный срок и никак не хотел складываться. Возможно, потому что не так легко все-таки схлопнуть и перешагнуть этот бесконечный день.
«Dust & Ashes»
Прошедшие 12 месяцев навсегда запомнятся мне как время бесконечных вызовов самой себе, начиная от совершенно внезапного поступления на Wordshop, заканчивая тем, что ухожу я отсюда уже с первым полноценным клипом. И для меня наша академия — это не про change your head, а про change your life, потому что получилось именно так.
Наверное, какие-то невидимые силы привели меня сюда, сажали на ежевоскресную мастерскую, которая длилась с двух часов дня и до последней электрички (а в декабре я даже встретила там в ночь свой день рождения), и чуть позже познакомили не с кем-то, а с чудесным шведом по имени Adam Evald. Я сразу положила на него глаз и решила, что снимать свой дебютный клип буду только для него, остальные — полегче, вставайте в очередь после Адама! Собственно, Адам тоже был не против.
С идеей про сакральное существо, обитающее в шкафу бара, я жила достаточно долго, прежде чем поняла, насколько глубоко я хочу закопать смысл. Наверное, как и любой начинающий творческую деятельность человек, я боялась, что меня не поймут, но оказалось, что люди видят гораздо больше смыслов, чем мы думаем.
Подготовка к съемке заняла около двух месяцев. За это время все круги ада были пройдены трижды — я жила в постоянном страхе, что что-то может не получиться, кто-то отвалится или вообще не найдется, а меня сочтут сумасшедшей. Иногда так оно и было. Мне пришлось привлечь на помощь всех своих самых близких людей и даже родную бабушку, которая долго отнекивалась, но в итоге впервые в жизни снялась в клипе.
Несмотря на все мои сомнения, каким-то чудом у нас собралась огромная группа энтузиастов-профессионалов, которые на одном дыхании отработали 30-часовую смену и сделали мою мечту реальностью. С такой командой чувствуешь, что ты все-таки находишься в свое время на своем месте. Спасибо вам!
История под названием «Dust & Ashes» намного глубже, чем может показаться на первый взгляд. Если вы увидите ее в момент, когда вам будет нелегко и захочется все бросить, копните немного вглубь себя — и, надеюсь, она поможет вам найти ответы на мучающие вас вопросы.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20247000Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20248672Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202414878Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202421275Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202421979Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202424591Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202425308Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202430561Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202430632Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202430859