12 декабря 2018Современная музыка
118

«Я могу сказать, что делает кинокомпозитора великим»

Тим Хасом, архитектор голливудского успеха Йохана Йоханнссона, — о карьере и наследии исландского композитора и о том, как состояться в Америке

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© Tim Husom

12 декабря в рамках фестиваля новой музыки SOUND UP в концертном зале «Зарядье» пройдет большой концерт, посвященный исландскому композитору Йохану Йоханнссону — трагически закатившейся звезде неоклассики. Мы поговорили с владельцем компании Redbird Music и соавтором успехов Йоханнссона в Голливуде Тимом Хасомом, близко общавшимся с композитором, о его кинокарьере и о том, что будет происходить с его музыкальным наследием.

— Насколько мне известно, вы были кем-то вроде архитектора карьеры Йохана Йоханнссона в Голливуде. Это правда?

— Да, можно сказать, что так. Году в 2010-м, кажется, я открыл компанию Redbird Music, переключившись с рока и электроники на эмбиент и неоклассику, и начал сотрудничать с композиторами, писавшими для театра, телевидения и кино. Мы встретились с Йоханом в Лондоне во время его выступления, и я сказал ему, что у меня есть идея начать заниматься музыкой для современного танца, театра и ТВ; идея ему понравилась, и мы начали работать вместе. До этого он сделал музыку к ряду документальных фильмов — «Copenhagen Dreams» и нескольким менее известным. Это были европейские проекты: в большом международном кино с режиссером, имевшим мировое имя, он до этого не работал. У нас ушло около двух лет на то, чтобы найти правильного агента в Голливуде, собрать команду, заключить контракт с нужным лейблом — Deutsche Grammophon. Дени Вильнёв, режиссер «Пленниц», «Убийцы», «Прибытия» и «Бегущего по лезвию», позвонил нам и сказал, что хотел бы привлечь Йохана для работы над своим новым фильмом — это были «Пленницы», первая работа Йохана в Голливуде. После этого мы занялись киномузыкой: он написал музыку для «Вселенной Стивена Хокинга», получил номинации на «Оскар» и «Золотой глобус», а также сам «Золотой глобус»; затем были «Убийца», за которого он был номинирован на престижные награды, и «Прибытие», принесшее еще какое-то количество номинаций.

— От чего, по вашему мнению, зависел успех — как вы сказали, это был правильный лейбл? Правильный агент?

— Успех в целом зависит от твоей стратегии. От того, как ты отвечаешь для себя на вопрос «каким композитором я хочу быть». В случае Йохана — ему было интересно делать хорошие студийные записи на классных лейблах. Поэтому в кино он хотел быть композитором, которого выбирали бы для работы над фильмами именно с его музыкой и никакой другой. Ему не хотелось быть кем-то другим, не хотелось, чтобы ему звонили и говорили: «Слушай, а можешь написать так, чтобы было похоже на Александра Деспла или Ханса Циммера?» Йохану нужно было, чтобы режиссеры и продюсеры звонили ему и говорили: напиши так, чтобы звучало похоже на Йохана Йоханнссона. Надо понимать, что в кино это вообще-то не является нормальной практикой; но именно это было его целью. Из-за того что за плечами Йохана было большое количество студийных альбомов, эта цель оказалась достижима: продюсер мог попросить его ориентироваться при работе над саундтреком на самого себя, чтобы звучало «как новая “Fordlandia”», или «IBM 1401», или «Englabörn». То есть нам повезло: удавалось находить нужные фильмы и нужных режиссеров, которые понимали, кто он и чем хочет заниматься.

Тим ХасомТим Хасом© Carrie Gifford

— Важны ли личные отношения композитора с режиссером?

— Я не скажу за весь композиторский мир, но именно в случае Йохана это было совершенно необходимо. Он был человеком, которому хотелось, чтобы его пригласили присоединиться к созданию фильма на совсем ранней стадии — фактически пригласили на съемочную площадку. Он создавал звуковые ландшафты, по сути, звуковые декорации для актеров и должен был присутствовать на съемках, чтобы видеть, что они делают в той или иной сцене. То есть Йохан был полностью посвящен в проект заранее, и я думаю, что не все режиссеры пошли бы на такое. Тем не менее те, с которыми работал Йохан, пошли — и ценили это, использовали его идеи и наброски, способствовали его встречам с актерами, операторами, художниками, работавшими над тем или иным кадром. Я работал с множеством разных композиторов и могу сказать, что делает кинокомпозитора великим: некоторые прекрасные музыканты не в силах писать музыку для кино, так как не понимают, что это не просто сочинение, а совместная работа. Кино — синтез искусств, это сразу несколько художников, работающих на одну и ту же цель. Великий кинокомпозитор осознает это, отметает свое эго и говорит: да, я создам свою музыку, но с учетом пожеланий режиссера, оператора, монтажера — потому что мы делаем кино вместе. Йохан понимал это прекрасно и потому был успешен в том, что делал.

— А что случилось с саундтреком к «Бегущему по лезвию 2049»? Насколько я знаю, Йоханнссон был первым композитором, написавшим музыку к этому фильму. Почему ее не взяли в фильм?

— Это отличный вопрос. Сначала все было в соответствии с формулой, которую я только что описал, — когда Вильнёв звонит Йоханнссону и приглашает его работать вместе, а тот соглашается. Это была договоренность между ними двумя: у Дени и Йохана был уже сыгранный тандем, творческий марьяж — они сделали уже три фильма вместе и прекрасно понимали, как общаться друг с другом. Но посреди съемок фильма стало понятно, что Йохан создает свою собственную музыку — не музыку Вангелиса, не условную «голливудскую» музыку, а музыку, которую он и Дени решили сделать. К сожалению, где-то на полдороге студия поменяла свою концепцию того, какой должна быть музыка, и начала подталкивать, принуждать Йохана к тому, что было для него некомфортно. Он продвигался, основываясь на собственном видении, и в какой-то момент они сказали, что им нужна музыка, которая будет звучать ближе к тому, что делает Ханс Циммер. Естественно, в такой ситуации проще и правильнее было нанять Ханса Циммера, чтобы завершить проект.

Йохану нужно было, чтобы режиссеры и продюсеры звонили ему и говорили: напиши так, чтобы звучало похоже на Йохана Йоханнссона.

— Йоханнссон был уязвлен?

— Не думаю. Он получал достаточное количество таких «телефонных звонков» с предложениями. Он относился к работе над «Бегущим по лезвию 2049» с большим азартом и, думаю, был разочарован — но не более. Ему было жаль, что Дени и он не могли завершить проект. Но, в конце концов, это был вопрос принципа, вопрос того, что ты хочешь быть не кем-то, а именно собой. Если бы он подчинился и изменился, эти принципы нарушились бы.

Йохан ЙоханнссонЙохан Йоханнссон© Jeff Vespa / WireImage

— Сейчас вы — менеджер его наследия. Какая музыка осталась после смерти Йоханнссона? Что будет издано в ближайшее время?

— В октябре я летал в Берлин на встречу с Deutsche Grammophon. Мы с ними наметили то, что будем делать в следующие десять лет, и отчасти это включает незавершенные работы Йоханнссона: в этом смысле у нас есть три больших проекта. Последние пять лет Йоханнссон работал над собственным фильмом под названием «Последние и первые люди». Это было нечто вроде документального кино, где текст читала Тильда Суинтон, оно было посвящено архитектурным памятникам в Восточной Европе и основывалось на одноименном научно-фантастическом романе Олафа Стэплдона, абсолютно культовом. Суинтон там была рассказчиком, а Йохан снимал эти памятники и сделал музыку для фильма. Сейчас нужно завершить эту ленту, а также, к сожалению, саундтрек к ней: на момент смерти он работал над новой его версией, которая была готова приблизительно на четверть. Первоначально музыка к фильму была оркестровой, но ему хотелось поменять там кое-какие вещи, и он стал делать новый вариант. Мы с его близкими коллегами работаем над завершением «Последних и первых людей», и фильм будет показан на кинофестивалях в начале будущего года. Также планируется одноименная пластинка: она будет выпущена в сентябре 2019-го.

За год до смерти он сделал музыку для фильма «Мама!» Даррена Аронофски, но он и Даррен решили, что фильм лучше оставить вообще без музыки.

Второй проект связан с хоровым сочинением, над которым Йоханнссон работал незадолго до смерти, — оно называется «Drone Mass». Эта музыка несколько раз прозвучала при его жизни: в театре Метрополитен в Нью-Йорке, затем на кинофестивале в Кракове и еще дважды в США — на фестивале Big Ears и в Университете Северной Каролины. Мы всегда намеревались записать это сочинение с ансамблем Theater of Voices и одним нью-йоркским квартетом, но это не получалось, потому что бюджет выходил запредельным и непонятно было, откуда взять на это деньги. В конце концов это удалось: Deutsche Grammophon должна записать «Мессу» в мае, и этот альбом выйдет в 2020-м, после чего намечен гастрольный тур — ее будут играть и петь живьем.

Третий проект — за год до смерти он сделал музыку для фильма «Мама!» Даррена Аронофски, но в процессе съемок он и Даррен решили, что фильм лучше оставить вообще без музыки: там был использован саунд-дизайн. Таким образом, существует законченная неизданная партитура к фильму «Мама!», и мы с Аронофски и с Deutsche Grammophon должны издать ее: пока не знаем, когда именно, но, я думаю, около 2020—2021-го. Наконец, Deutsche Grammophon и я работаем над двумя ретроспективными бокс-сетами с наследием Йоханнссона: первый, посвященный первой половине его карьеры, выйдет где-то в начале 2019-го, второй — в 2020-м.

— Вы можете сказать, что были с Йоханом Йоханнссоном друзьями?

— Мы работали вместе восемь лет. В течение всего этого времени мы общались по пять дней в неделю как минимум — у меня есть семья, и иногда я стараюсь отключать телефон на выходные. Но в любом случае мы общались очень много. Одной из моих установок являются человеческие отношения с коллегами — я не работаю с людьми, которые не являются моими друзьями, ближним кругом; все, с кем я работаю, и есть ближний круг. Мы работаем вместе, но также общаемся, ходим куда-то, дружим семьями. Йохан был моим клиентом, но, безусловно, также и другом; я сохраняю теплые отношения с его семьей.

Работа на износ послужила причиной того, что в какой-то момент у него остановилось сердце.

— Каким человеком он был?

— Он был чрезвычайно мягким, сдержанным, деликатным человеком. И очень, очень много работал. Очень. Нездорово много. Если бы сейчас я разговаривал с молодым студентом по классу композиции и он спросил моего совета, я бы предостерег его от этого пути, потому что работа на износ послужила причиной того, что в какой-то момент у него остановилось сердце. С другой стороны, это было то, что Йохан любил больше всего на свете, было частью его личности, это и был Йохан — работа каждый божий день. Я даже не помню, чтобы он когда-либо брал подобие отпуска. Кроме того, он был невероятно начитан: это был эрудит, интеллектуал, говоривший на нескольких языках.

— Была ли его смерть ударом для вас?

— Да, безусловно. Это было чудовищно — ведь мы постоянно работали, делали так много, он только-только начал делать новый фильм «Кристофер Робин» для Disney, и мы были в середине работы над «Последними и первыми людьми» и только закончили «Мэнди». Столько начинаний было в разгаре — и вдруг его не стало. Конечно, это был шок. Я был в Лондоне на прошлых выходных, поскольку «Последние и первые люди» исполняются также как живой спектакль: один раз — на фестивале в Манчестере пару лет назад, а второй раз — в театре «Барбикан» в прошлую субботу. Почти вся его семья съехалась туда со всего мира, и также приехали я и кто-то из моей команды; мы вспоминали его, слушали его музыку, провели много времени вместе, плакали и немного смеялись.

— Это странно говорить — но вы ищете сейчас кого-то, кто мог бы заменить Йоханнссона?

— Сложно занять его место. Этот человек был уникален. В последний год я нашел нескольких композиторов, но данные у них совершенно другие. Маловероятно, что кому-то удастся стать таким же. У меня есть другие клиенты — Hauschka, Дастин О'Хэллоран, — с которыми я сотрудничал так же долго, как с Йоханом, но… нет. Это очень сложный вопрос. Да, я начал сотрудничать с кем-то новым, но это не замена.

— Вы хотели бы работать с российскими композиторами? Возможно ли композитору из России сделать карьеру в Голливуде?

— Безусловно, да. Единственное, что необходимо талантливому композитору из России, — это агент. Я — не агент, а менеджер. Я — тимбилдер: могу найти агента для работы в кино, агента для гастрольного тура, агента для оркестровых и танцевальных заказов и собрать под все это команду; я — что-то типа матери семейства, которая следит, чтобы у всех были почищены зубы, вытерты носы и собраны ранцы. Я — тот человек, который следит за тем, чтобы все крутилось и ехало. Я также работаю с музыкантами и направляю их, если они хотят писать музыку для театра, кино и современного танца; это тот путь, по которому мы следовали с Йоханом и со всеми остальными.

— Какими качествами должен обладать композитор, чтобы состояться в Голливуде?

— Я уже говорил об этом выше: нужно не привязываться чрезмерно к музыке, которую ты пишешь, а понимать, что кино — это союз нескольких искусств, и если режиссер просит что-то менять, не надо принимать это близко к сердцу. Часто музыканты просто не оказываются в такой ситуации, поскольку делают музыку для самих себя и сами решают, каким будет их сочинение, которое услышит мир. Работа над музыкой к фильму иногда подразумевает работу с фидбеком пяти разных людей, и это надо делать спокойно, с улыбкой. Думаю, это главное. А, нет: еще возможность приезжать в Лос-Анджелес на встречи и прослушивания. Это, кстати, настоящая проблема для композиторов, работающих в России и Европе. Конечно, многие вещи делаются удаленно: вся моя команда работает в Европе, я — единственный, кто находится в Лос-Анджелесе. Эта разница во времени и пространстве, с другой стороны, может быть и преимуществом: я не знаю, в каком часовом поясе находится Россия, но могу привести пример с Берлином — там на девять часов больше, чем у нас, и когда со стороны создателей фильма или телешоу есть какие-то указания композитору — поменяйте это и то, улучшите что-то или уберите, — композитор работает над всем этим, пока мы спим, и мы просыпаемся к моменту, когда все уже готово. Но в Лос-Анджелес все-таки приходится приезжать — потому что надо еще мелькать, жать всем руки, социализироваться, появляться на вечеринках.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241439
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249487
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416181
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420431
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425677
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427028