24 декабря 2018Современная музыка
342

Tommy Cash: «Надо понимать, с кем ты играешь»

Нетипичный рэпер из Таллина о том, что чувствует себя пришельцем, об обеде с Риком Оуэнсом и о ситуации с IC3PEAK

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© Kertin Vasser

В родном Таллине рэпер Tommy Cash, называющий себя концептуальным артистом и сопровождающий свои треки провокационными видеоклипами, собирает стадионы. За пределами Эстонии он тоже хорошо известен — он принял участие в туре поп-звезды Charlie XCX этим летом, о нем взахлеб пишет модный британский журнал Dazed. Недавно Tommy Cash выпустил новый альбом «¥€$», который в следующем году представит и в России: 27 марта в «ГлавClub Green Concert» в Москве, 28 марта в клубе Zal в Санкт-Петербурге, 29 марта в Доме печати в Екатеринбурге. Денис Бояринов созвонился с нетипичным рэпером и поговорил с ним на его родном языке — русском.

— Вы называете себя восточным европейцем. Чем восточные европейцы отличаются от западных?

— Ну, это как чувствуешь вообще. Люди, которые в Эстонии живут, — кто-то чувствует, что он живет в Скандинавии, кто-то — что в Балтике. А часть русских чувствует, что они все равно в России живут. Каждый сам строит свой мир, и территория на это не влияет. В каком месте ты ни живешь, ты сам создаешь свой мир.


— А вы себя кем ощущаете? Скандинавом? Прибалтом? Эстонцем?

— Я себя вообще пришельцем чувствую. Никем. Я живу в такой, можно сказать, изоляции и в последнее время не задумываюсь про национальность вообще.

— Давайте поговорим про ту среду, из которой вы вышли. Вы родились в Таллине в районе Копли. Это не очень благополучный русский район, правильно?

— Да-да.

— При этом у вас смешанное национальное происхождение — есть русские корни, эстонские, казахские и украинские. Вы в детстве кем себя ощущали?

— Вокруг меня были больше русские. И родители потребляли русскую культуру. Эстонская присутствовала только в садике, в школе.

— Вы хорошо говорите на эстонском?

— Я говорю на эстонском так же, как на русском. Когда я пошел в садик и в школу, у меня появилась вторая сторона — эстонская. И зависит от того, где я был — там или там.

Я себя пришельцем чувствую.

— Когда вы начали слушать рэп? С чего все началось?

— Это началось дома. Была пара каких-то рэп-песен на пластинке, и оттуда пошла идея — самому начать. Потом в школе ребята слушали, и как-то пошло.

— Слушали американский рэп или эстонский?

— Американский, конечно.

— Русский рэп не слушали — Bad Balance, Децла, «Касту»?

— Нет (смеется).

— Кто вам нравился в те годы?

— Тогда золотые года рэпа были — нравилось, по идее, все, что было актуально. Эминем очень нравился.

— Вы называете себя Канье Истом — в пику Канье Уэсту. Не очень понятно: он для вас — ролевая модель или вы обыгрываете так бренд, который существует в нынешнем рэпе?

— Канье Ист — это много шуток в одной. Эту кличку мне один друг придумал, и я ее начал использовать. У Канье свой бренд, а Канье Ист — это не бренд, я так смеюсь над этим. Все рэперы называют себя Лил Картошка, Лил Морковка, Лил то, Лил второе. Допустим, Илон Маск назвал свою тачку «Теслой», и когда я сажусь в «Теслу» — я не думаю про изобретателя Теслу. Так что для меня это просто психологическая игра: я могу изменить то, как люди воспринимают какое-то имя. Разные фирмы используют большие имена, и мы забыли уже, что они означают что-то другое.

— А вам вообще нравится, что делает Канье Уэст в последнее время?

— Я надеюсь, что он сейчас сидит в студии и делает нормальное музло. Надеюсь, что он сейчас отойдет от всяких вот этих политических игр и займется нормальным искусством.

© Kertin Vasser

— Когда у вас появился псевдоним Томми Кэш и как вы его придумали?

— Я не помню. Я в интервью на этот вопрос отвечал 700 раз — и каждый раз придумывал новый ответ. Можете посмотреть в старых интервью (смеется).

— Вы занимались танцами, а потом решили стать рэпером?

— Да, типа так.

У меня в видосе нету Путина.

— Томми Кэш — это, в первую очередь, арт-проект?

— А что еще может быть? Музыка — это искусство. Я не использую старые схемы, которые работают, и не использую такие же клички, как у всех. Я не делаю как все. Я — чувак, который не хочет срубать бабок с людей. Это не мой план.

— У вас есть арт-образование? Вы где-нибудь учились?

— Лучшие артисты без арт-образования сейчас. Ни одного артиста не знаю, кто окончил школу — и вот крутой артист: такого нет. Хасла достигают те, кто реально хочет... Я ходил в школу, ее называли арт-школой, но я бы сказал, что это была школа для гопников. Там два часа в неделю давали рисование, потом в гимназии четыре было. Сейчас эта школа становится все хуже и хуже — туда просто отсылают трудных детей.

— Вы хотели бы продолжить получать образование где-то в другом месте, в Британии?

— Меня выкинули в 11-м классе, и потом я пошел в вечернюю, чтобы окончить. С тех пор меня [учиться] не тянуло вообще. Я понял в 16 лет, что мне не нравится [в школе] и я теряю время, а надо просто заниматься своими вещами. Надо делать то, что мне нравится. Реально я помню этот момент, когда я понял, что типа не важно, с кем я общаюсь, а важно, насколько хорош мой продукт. Люди придут на достаточно хорошую вещь. Я должен просто работать для этого. Я ходил на тренировки все время один в танцевальный зал, работал над своими движениями, придумывал их, и так пошло дальше по разным вещам.

© Kertin Vasser

— На вашем новом альбоме очень интересный набор музыкальных продюсеров. Например, A.G. Cook — один из основателей лондонского лейбла PC Music. Вы платили ему за продюсирование или он помог вам по дружбе?

— Всем продюсерам платят. Это как бы стандарт, что ты какую-то сумму платишь за работу человеку — как процент, который он с песни получает.

— Как вы с ним познакомились?

— Мне нравилась музыка felicita — мы с ним переписывались на SoundCloud, и я даже не знал, что он типа часть PC Music. Когда я приехал в Англию первый раз, он отвел меня к A.G. Cook. Мы в первый день записали совместный трек и начали вместе делать дальше.

— Эстетические принципы PC Music, мне кажется, очень подходят Томми Кэшу. Они делают гиперпоп-музыку — причем непонятно, то ли так иронизируют над современными трендами, то ли всерьез.

— Я бы сказал, что они стали более серьезными сейчас.

— Кроме PC Music в работе над альбомом приняли участие Boys Noise и Amnesia Scanner — музыканты совсем из другого мира. Как они там появились?

Boys заехал в Таллин. У него еще концерт отменили, но он все равно приехал, чтобы со мной встретиться. Я — фанат его проекта: давно люблю его берлинский звук. И то же самое с Amnesia Scanner. Я хотел добавить будущего в альбом, сделать такой как бы букет саундов, сделать проект, который люди не смогут прослушать за пару дней и понять. Люди сейчас позабыли, что означает сделать альбом. Очень легко сделать один хитовый трек, бэнгер, — это очень по-детски. Но очень трудно сделать реально интересный музыкальный альбом, который будет неподвластен времени.

— Вы ставите себе такую задачу?

— Я всегда хочу делать то, что я никогда не слышал. Вот вы послушали мой альбом: вы слышали что-то такое прежде?

— Некоторые фрагменты рождают аналогии…

— Ну, конечно, я же не могу сделать что-то совсем с нуля, но вы же не можете провести параллель с кем-то?

— Одну четкую — нет.

— Значит, я выполнил свою задачу — создал что-то новое. Когда я только начал Tommy Cash, трэп еще не был таким популярным. Время догнало мой саунд. Я не буду удивляться, если рэп через пару лет будет звучать как мой «¥€$».

— На альбоме появляется еще один очень интересный человек — дизайнер Рик Оуэнс. Если бы там у вас появился Гоша Рубчинский, то я бы не удивился. Но Рик Оуэнс...

— Это подороже (смеется).

Я — чувак, который не хочет срубать бабок с людей.

— Как вы уговорили его читать рэп?

— Они нам написали. Сначала они хотели использовать мою музыку для его шоу. Потом мы стали общаться. А когда мы приехали в Париж, он позвал к себе домой на обед. Там были он, его мама, его жена и пара человек из его команды. С этого момента мы подружились и начали к нему каждый раз заезжать. Зная, что Рик Оуэнс не занимался музыкой и не делал никогда таких проектов, я предложил ему вместе записать трек.

— Он сам писал себе текст?

— Да, все сам.

— Со стороны кажется, что Рик Оуэнс — настоящий фрик. У вас какое было впечатление от общения с ним?

(Смеется.) Отчасти все артисты — какие-то фрики, но он — очень приятный человек. Он умеет работать. У него хороший work flow. Он каждый день тренируется. Он такой… правильный, добрый, хороший человек. Без вы*бок каких-то. Нет такого, что он — миллионер, из мира моды...

— А вы чувствуете себя звездой в Таллине? Вас узнают на улицах?

— Узнают, да. У меня нет такого старого понимания — звезда или что-то такое. Я не знаю, что это означает. Это смешно.

— Вы ведете образ жизни, соответствующий представлению людей о рэп-артистах?

— А как себя должен вести рэп-артист?

— Ну, все эти стереотипы из американских клипов: большие машины, дорогая одежда…

— У меня нет прав (смеется). Мне лень было права делать, и до сих пор нет времени на это. Нет, не веду. Я никогда не был стереотипным.

— Хобби у вас есть? Коллекционируете что-нибудь?

— Нет, ничего не коллекционирую. Надо, как Фредди Меркьюри, марки начать собирать (смеется).

— Последний вопрос: слышали ли вы о том, в какую ситуацию попали ваши знакомые из IC3PEAK?

— Да, слышал. Ну а что они думали?


— А вы не думали о том, чтобы поддержать их каким-то образом?

(Смеется.) Чем? Начать говорить людям, чтобы они это распространяли? Я не знаю, чем помочь.

— Может быть, написать им открытое письмо поддержки — мол, держитесь?

— Нет, ну как бы… мне очень жаль, что так происходит, но в России же все время так было.

— В России было по-разному.

— Цензура — это первый раз, скажете? Не первый раз же закрывают рот артистам, писателям.

— Не первый раз, да, но каждый раз это происходит по-разному, и каждый раз другие симптомы у явлений.

— Ну, я не могу ничем помочь. Попасть в черный список никто не хочет. Я думаю, это из-за того, что они сделали видос, где они снимаются перед… не знаю, что это за здание российское.

— Перед Белым домом, зданием правительства Российской Федерации. У вас, кстати, в видео тоже встречаются провокационные образы.

— Да, но я не думаю это делать перед Белым домом. И у меня в видосе нету Путина. Ну, это как бы такой Pussy Riot (смеется). Kак будто они и хотели этого…

— Вы считаете, что видео было специально сделано, чтобы спровоцировать власти на жесткую реакцию, — и вот власти ответили?

— Нет, я не говорил этого. Я не знаю, какая была идея. Но, когда ты в России, надо двигаться так, как будто ты в России. Ты реально можешь вбежать в Европе в церковь в маске и начать там петь и танцевать, и тебе ничего не сделают. Но в России все по-другому.

— Вы имеете в виду, что надо осознавать, на какие кнопки нажимаешь?

— Да, надо понимать, с кем ты играешь. Надо всем осторожно двигаться. Надо быть умнее просто.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241437
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249487
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416181
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420431
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425677
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427028