Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244963В школьном детстве, проведенном в Ставрополе, сестры Анелия и Эмилия слушали Nirvana на пиратских кассетах и грезили о недостижимом Сиэтле. Их мечта исполнилась: группа Chkbns, в которой Анелия сочиняет песни, поет и играет на гитаре, а Эмилия сидит за барабанной установкой, побывала в Городе дождей, где выступила с концертом в прямом эфире культовой инди-радиостанции KEXP и даже записала там дебютный альбом. А после этого, в 2019-м, представляла Россию на знаменитом фестивале SXSW, проводящемся в Остине, — одном из крупнейших в мире.
Chkbns — Анелия, Эмилия и Вячеслав — успели изрядно попутешествовать по миру с концертами — выступали в Канаде и в Гонконге, но при этом они малоизвестны на родине. Это объяснимо — трио, базирующееся в Санкт-Петербурге, делает музыку, которая сейчас не очень-то востребована в России: возвышенный дрим-поп на английском языке, вдохновленный лучшими образцами жанра (Cocteau Twins, Mazzy Star), — меланхоличные песни, полные суггестивного символизма и эскапистских настроений. Своему дебюту Chkbns дали название топонима — «Autwik», еще раз намекнув, что главная задача их музыки — сбежать из реальности куда подальше.
— Chkbns не звучит как русская группа, но в 2019-м, говорят, это уже не считается комплиментом. Как вы себя ощущаете в нынешнем российском музыкальном контексте? Вам нравится то, что происходит вокруг?
Анелия: Когда мы сами глумимся насчет места Chkbns в современном русском музконтексте, звучат такие слова, как «обсосы» (Славин неологизм) и «обочина». Но мы в этой ситуации себя чувствуем привычно: ставропольскими подростками мы все пошли в музыку от ощущения, что идти некуда. Думается, что «происходящее вокруг» как раз помогло нам сейчас острее прочувствовать свою историю.
Мы — лузеры.
Слава: Почему это не считается комплиментом? ))) Не уверен, что стоит рассматривать группу в привязке к месту, в котором она проживает. Делать музыку на злобу дня и в конъюнктуре окружающей действительности, как по мне, проще в десять раз. Вышел на улицу, увидел говно, спел про него. Очень описательная вещь. Она не позволяет тебе отвлечься и отдохнуть от окружающей действительности, а лишь тыкает тебя носом в нее и все больше интегрирует в нее же. Я не считаю, что это плохо, но когда все самое крупное, что происходит в музыкальной жизни, — это описательство — вот это хреново.
— С кем вы общаетесь в российском музыкальном мире? В петербургской музыкальной среде? Есть ли у вас друзья, коллеги и единомышленники среди российских групп и лейблов? Кто вам нравится из коллег?
Анелия: Есть такой коллектив Pan Aprilian. Можно назвать их единомышленниками в плане безнадежности их и нашего положения в современном русском музконтексте.
Слава: Не особо. Мы — лузеры.
— Опишите фестиваль своей мечты — в каком лайнапе вы хотели бы видеть Chkbns?
Анелия: Опенэйр. Одна большая сцена, каменная, с полукуполом. Недалеко горы, лес, большая вода, пляж. Играем мы, Talk Talk, The Cure, Boards of Canada, Jaakko Eino Kalevi, Kate Tempest, Fontaines DC, Washed Out, Gwenno, NIN, Fever Ray, Sandra, Ariel Pink, Ace of Base (с ранним), под утро — Harold Budd садится за пианино (возможно, Робин Гатри выносит комбарь и педали и присоединяется к нему). Если Бадд не сможет приехать, то Jamie xx вместо него под занавес. Слюни-слюни-слюни потекли-потекли-потекли…
Слава: Woodstock '94.
— Autwik — это воображаемый топоним. Каким вы себе представляете это место? Где оно находится? Как выглядит?
Анелия: Мне нравится, как Урсула Ле Гуин перевела у Лао-цзы:
The way you can go
isn't the real way.
The name you can say
isn't the real name.
Слава: Внутри тебя. Туда не нужно ехать.
— Расскажите о своем опыте выступления на SXSW. Слушали ли вы выступления других коллективов — кого для себя отметили? С кем удалось познакомиться и какие профессиональные контакты установить (для этого ведь ездят на фестивали)?
Анелия: Меня унесли «островные» банды, которые мы услышали на шоукейсе BBC6: Penelope Isles, Squid. Ну и до сих пор кусаю локти оттого, что познакомилась с одним из Fontaines DC и узнала о существовании этой группы в наш последний вечер в Остине — на тот момент они уже отыграли все свои сеты. Жалею, что не попала на них. «Dogrel» (альбом Fontaines DC. — Ред.) — очень долгожданное событие для музыки, мне кажется, дающее надежду отбросам-эскапистам вроде нас: на встречу со своей аудиторией и на поддержку медиа. Еще познакомились с Алекс из Cumulus, она подошла на улице, сказала, что видела наш сет на KEXP. Сами мы отыграли два сета: один — в клубе «Железный медведь», другой — на большой сцене Austin Convention Centre, там проходили все основные события конференции.
— Как вы готовитесь к выступлению на британском фестивале The Great Escape?
Анелия: Пьем витамины. Ну и во время репетиций мы с сестрой стараемся не ставить друг другу синяки на видных местах.
Слава: Я просто больше ем.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244963Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246518Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413099Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419581Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420243Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422893Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423652Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428828Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428955Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429611