26 февраля 2014Современная музыка
298

Гангстер номер ноль

Минфин США подозревает Григория Лепса в связях с постсоветской мафией, и заслуженный артист РФ с удовольствием подыгрывает этим подозрениям

текст: Алексей Мажаев
Detailed_picture© Colta.ru

4, 6 и 8 марта Григорий Викторович Лепсверидзе даст три концерта в Crocus City Hall. Лепс принципиально не выступает два дня подряд — бережет голосовые связки, которые ему уже приходилось лечить хирургическим путем. Кстати, так же — через день — выступает и земляк-сочинец и коллега Лепса по постшансону Стас Михайлов, но у него это не из-за связок, а, видимо, из-за понтов. Концертная программа и новый альбом заслуженного артиста РФ Григория Лепса будут называться «Гангстер № 1». Так артист отреагировал на заявления Министерства финансов США о внесении его в черный список за связи с «постсоветской мафией». Это известие появилось в лентах информационных агентств в конце октября 2013 года, но резонанс по этому поводу не утих до сих пор. Американский Минфин так и не дал никаких разъяснений, Григорий Викторович на всякий случай отказался от зарубежных поездок, был вычеркнут из числа участников культурной программы зимней Олимпиады, проходившей в его родном городе, и продал часть заграничной недвижимости. В то же время не обошлось без ожидаемых сравнений Лепса с его американским «коллегой», любимым певцом чикагской мафии Фрэнком Синатрой, и артист не смог отказать себе в удовольствии обыграть свой «гангстерский образ» в названии новой концертной программы. Типа давайте все посмеемся над фантазерами-американцами, а Григорий подыграет им, выйдя на сцену в каких-нибудь особенно злодейских темных очках из своей коллекции. Но так ли все однозначно и пародийно, как хотят представить афиши нового шоу?

Я помню обстоятельства, при которых познакомился с творчеством Лепса. Стояло лето 1995 года, я смотрел по маленькому телевизору на даче «Диск-канал» на ТВ-6, и там показали клип «Натали»: лирический шансон, вальяжный исполнитель со странной фамилией, дорогие иномарки... «Так, вот уже и бандиты запели», — подумал я — и ошибся.

Несмотря на странный антураж своего дебюта, бандитом Григорий Лепсверидзе не был, хотя петь для бандитов ему приходилось нередко. На центральное телевидение он со своей «Натали» пробился опытным 33-летним исполнителем с очень яркими вокальными повадками, давним музыкальным героем сочинских кабаков. Он окончил училище по классу ударных инструментов, пел каверы в самодеятельных рок-группах и зарабатывал неплохие деньги в ресторанах своего родного курортного города. Туда захаживали разные персонажи, на дружбу с некоторыми из них Лепс любил намекать в интервью до самого последнего времени. Несмотря на общение с интересными людьми и хорошие доходы, работа имела побочные эффекты в виде алкоголизма и, по признанию Григория, употребления наркотиков. Таким образом, переезд в Москву стал для артиста не только выходом на большую аудиторию, но и способом покончить с вредными привычками.

Информационное агентство InterMedia однажды опубликовало репортаж под заголовком «Григорий Лепс не был пьян, он просто такой человек».

Журнал Forbes в свое время провел исследование на тему того, помогали ли в раскрутке Григория Лепса криминальные деньги. Судя по тому, сколь неторопливо шла эта раскрутка, — то ли не помогали, то ли суммы были не слишком значительными. После «Натали» Лепс мучительно искал свой репертуар, приучая публику к той парадоксальной мысли, что хард-роковым голосом можно петь эстрадный шансон. Имидж криминального авторитета, который почудился мне в маленьком телевизоре, певец тоже развивать не стал — вместо этого аудитории был представлен образ «брутального артиста со странностями». Его необычное поведение на сцене и на некоторых публичных мероприятиях вызывало у журналистов вопросы: информационное агентство InterMedia однажды опубликовало репортаж под заголовком «Григорий Лепс не был пьян, он просто такой человек».

В 2002 году Лепс по случаю недорого купил у малоизвестного автора Евгения Григорьева песню «Рюмка водки на столе», убойный рефрен которой полюбился населению так, что оно стало распевать шедевр, не сильно вдумываясь в туманный смысл его текста. После этого творческая жизнь Григория наладилась раз и навсегда: он записал альбом песен Высоцкого и в дальнейшем не раз демонстрировал отличное чутье в подборе хитов. Начались аншлаги в Кремлевских дворцах, «Олимпийских» и «Крокусах».

Успехи в работе позволили Григорию Лепсу и собственный быт устроить в соответствии со своими представлениями о прекрасном. Хорошая квартира с видом на Москву-реку, коллекции старинных книг и икон (одна из них — с автографом Путина), небольшие побочные бизнесы — караоке-клуб и выпуск линии очков. Все это время Лепс активно гастролирует: если отследить график Лепса, сложно найти в нем время и место для перевозки денег мафиозного синдиката «Братский круг», в чем его заподозрил американский Минфин.

Год назад возмущенный вторжением «желтых» журналистов в его строящийся особняк Лепс произнес в Госдуме пламенную речь с требованием защитить частную жизнь знаменитостей. Артист обещал лично ломать колени врагам и, если потребуется, сесть за это в тюрьму — и так распалился, что урезонивать его пришлось старшему товарищу Иосифу Кобзону. Спустя несколько дней после этого я, слегка подрагивая коленями, пришел к Григорию на интервью. Продолжая изрыгать проклятия в адрес злокозненных папарацци, Лепс тем не менее напоил меня чаем с конфетами «Белочка» и поведал много интересного о своем мировоззрении. Например, высказывая готовность по закону отсидеть в случае чего за нанесение телесных повреждений, артист излучал уверенность в том, что «серьезные люди» этого не допустят. Патриотично «наехал» на Америку, которая не должна учить нас жить, выразил уверенность в успехе Олимпиады, похвалил президента и мягко покритиковал его оппонентов, предложив им заткнуться и поддержать Путина, «раз он честно обыграл их на выборах».

Несмотря на официальное возмущение «кознями Госдепа» и ироничное обыгрывание инцидента в названии концертной программы, можно предположить, что эти обвинения были для Лепса... лестными. Насколько я могу судить по своему опыту общения с артистом, вопросы статуса для него очень важны. Он любит намекать на дружбу с «большими людьми», на знакомство с руководителями неназываемых государств, а также социальную общность с ними. В 2012 году он записал ролик в поддержку Путина перед президентскими выборами, а затем присутствовал на приеме в честь инаугурации. Выступал он и на митинге после выборов мэра Москвы, где парадоксальным образом исполнил песню «Я уеду жить в Лондон».

На сегодняшний момент Лондон, а тем более Нью-Йорк для него закрыты, и высокие покровители Лепса почему-то пока не могут разрешить эту неприятную ситуацию.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20242203
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249958
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416570
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420775
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202426068
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427373