21 ноября 2019Современная музыка
357

Магне Фурухольмен: «a-ha долгое время вели шизофреническое существование»

Автор лучезарного хита «Take On Me» — о том, что популярная группа из Норвегии сделала не так

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© Nina Djaerff

22 ноября в Crocus City Hall выступит трио a-ha — самая известная норвежская поп-группа в мире, звезды MTV, ставшие заложниками популярности нескольких своих хитов середины 1980-х. Их остальная музыка была по большей части недооценена. Денис Бояринов поговорил с основателем a-ha и автором «Take On Me» Магне Фурухольменом о том, почему же так получилось.

— Главный хит a-ha, «Take On Me», был написан вами для группы Bridges. И назывался тогда «The Juicy Fruit Song».

— Это было не название, а прозвище. Мы так прозвали эту песню потому, что она звучала по-калифорнийски, как нам казалось… Нам представлялись улыбающиеся, счастливые калифорнийцы, которые сидят у костра и поют эту песню. Таких мы видели в рекламе Juicy Fruit по телевизору, поэтому ее так и прозвали.

— О чем она была изначально? Вы помните слова?

— А слов у нее не было. Только мотив. Нам было тогда с Полом (Воктор, второй сооснователь Bridges и a-ha. — Ред.) по 15 лет. Я сочинил этот рифф, и он нам очень нравился, а вот все остальное как-то не шло. Мы ее переделывали несколько раз — меняли куплеты, припевы, и все было не то. Но Bridges пытались играть блюз и психоделический рок, поэтому она нам казалась слишком быстрой и вообще недостаточно серьезной. Забавно, что спустя годы эта песня принесла нам славу, оплатила наши дома и отправила детей в колледж.

— Ваша группа превратилась в a-ha, которую мы знаем, после того как к вам присоединился вокалист Мортен Харкет и вы поехали жить в Лондон. Там вы познакомились с эстетикой и звуком «новых романтиков» — и примерили их на себя, получив контракт со звукозаписывающим лейблом. В каком районе Лондона вы жили?

— Мы жили везде, где могли себе это позволить. Начали мы с довольно чистой и приличной квартиры, но постепенно, по мере того как тратились наши сбережения, съезжали все в более дешевые. Закончили мы в подвале видеостудии — мы спали там бесплатно. Но это приходилось делать днем, потому что по ночам в студии работали и только днем она пустовала. Только после того, как мы записали «Take On Me», мы смогли переехать в квартиру, где можно было выйти на улицу и не споткнуться о помойку.

Но условия жилья нас тогда вообще не беспокоили. Лондон был великолепен — сногсшибательный взрыв энергии. Только-только появилось огромное количество новых и классных групп — их потом назовут «новыми романтиками». Мы ходили по клубам типа Camden Palace. А Мортен тогда одевался как фрик, и нас всегда пускали бесплатно. Он запросто конкурировал с самыми яркими «новыми романтиками».

— Я где-то читал, что Стив Стрэндж из Visage был влюблен в Мортена.

— Да, это правда. Мы с Полом все свободное время проводили в студии, а Мортен зависал с этой тусовкой. Там сложился настоящий любовный треугольник: Мортен ухлестывал за подругой и поклонницей Стива, а Стив — за ним. Но гуляли они все вместе, и Мортен не один раз оставался у Стива дома. Славное было время — интересно и веселое. Молодые люди пробовали новые стили в одежде и в музыке.

— Как вы выглядели на фоне других норвежских групп, когда вернулись в Осло?

— Очень вызывающе. Можно полистать альбомы про a-ha, посмотреть наши ранние фотографии, и вы убедитесь. Больше всех экспериментировал Мортен — он даже носил мейкап, что поначалу даже нам с Полом казалось чересчур (смеется). Потом Пол стал подкрашиваться. Затем мы выбелили волосы. Когда мы вернулись в Норвегию, на нас глядели исподлобья — мол, что это за чудики.

— А как на это реагировали журналисты?

— Норвежские газеты заметили нас только после того, как «Take On Me» прорвалась в американские хит-парады. Только тогда появились первые статьи в таком сдержанном тоне: мол, они, конечно, какие-то странные, и непонятно, что про них думать, но их принимают в США, и, значит, это хорошо.

— Когда a-ha вышли на пик успеха и популярности — вы помните этот момент?

— Когда «Take On Me» заняла первую строчку хит-парада Billboard в США. Это странные ощущения. Сперва тебе не верится в происходящее — как это возможно, чтобы твоя песня была сейчас самой популярной в мире. Эйфория захлестывает, но это быстро проходит. И на следующее утро надо придумывать, что делать дальше. Успех — это прекрасно. Но главной мотивирующей силой в a-ha была сама музыка.

a-ha дважды объявляли о прекращении деятельности — и выпустили прощальный концертный альбом «Ending on a High Note: The Final Concert». Почему же вы снова решили вернуться?

— Могу ответить за себя. В 2011 году я и Мортен решили прекратить деятельность a-ha, потому что у нас было чувство, что мы уже и так хорошо потрудились, и нам хотелось заняться сольными проектами. Спустя два года Мортен передумал, и они с Полом решили вернуться. У меня было три варианта: первый — сказать железное «нет» (и тогда бы ничего не было), второй — сказать «я пас, но вы, ребята, продолжайте» (и тогда началась бы канитель с авторскими правами и вознаграждением за них), третий — попросту согласиться с ними двумя. Я выбрал третий вариант.

— Последний релиз, который вышел под маркой a-ha, — акустический концерт «Summer Solstice», как выяснилось, первый и единственный за многолетнюю историю группы. Как так получилось?

— Мы сами удивляемся. Дело, видимо, в том, что в начале 90-х, когда акустические концерты вошли в моду, у нас был пятилетний перерыв. А потом нам не приходила в голову эта идея. Но я даже рад, что мы не делали акустических концертов прежде, потому что образовалась достаточно длинная дистанция от 1980-х, чтобы взглянуть на наши песни под совершенно другим углом.

— На этом концерте вы исполнили одну не свою песню — «The Killing Moon» группы Echo & The Bunnymen. Почему именно их, а не, скажем, Duran Duran?

— А нам всегда нравились группы, которые писали песни с мрачной атмосферой: Echo & The Bunnymen, The Cure, Soft Cell, Depeche Mode и Joy Division. Именно ранние записи Echo & The Bunnymen и The Cure вдохновили нас взяться за драм-машины и синтезаторы. Это было как раз тогда, когда мы приехали в Лондон, — в 1982 году. Так что для нас это был вполне естественный жест.

— Кстати, эта мрачная и холодная атмосфера присутствовала и в песнях a-ha, но в клипах у вас был совершенно другой имидж — улыбающийся и счастливый, почти калифорнийский.

a-ha долгое время вели шизофреническое существование. В медиа нас выставляли сияющими поп-идолами — людьми без проблем, здоровыми и счастливыми. При этом мы делали музыку об экзистенциальном ужасе. Если вслушаться в текст, «Take On Me» — вовсе не такая уж духоподъемная песня. В нашей музыке много отчаяния, безнадеги и других эмоций по разным поводам.

Мы позволяли рекорд-компаниям рекламировать нашу музыку так, как им вздумается. И в этом была наша ошибка. Мы снимались в легкомысленных клипах и позировали для плакатов подростковых журналов. Мы думали, что станем как «Битлз» — и в какой-то момент получим полную творческую самостоятельность и возможность делать что захотим. Но этот момент все не наступал, зато усиливалась фрустрация оттого, что нас воспринимают как подростковых звезд, а не как музыкантов, относящихся к своему делу серьезно.

— Стоит ли ждать нового альбома a-ha?

— Я бы не ждал. Нам нравится ездить по миру и давать концерты, играя песни, которые мы уже сочинили. Но я не представляю, что бы меня заставило снова пойти с a-ha в студию.

— Вы предпочитаете теперь работать сольно.

— Да. У меня недавно вышел новый сингл «This Is Now America». А к Рождеству выйдет двойной альбом — 15 оригинальных песен и два кавера. Это будет мрачный рождественский альбом — праздничная запись без вот этой рождественской пошлятины. Он будет называться «White Xmas Lies».

— А как дела у проекта Apparatjik, в котором вы объединились с музыкантами Coldplay и Mew?

— Мы продолжаем что-то делать время от времени. В прошлом году мы выступали в Щецине (Польша), потом у нас была пара выставок. Мы делаем музыку к нескольким театральным постановкам — и пишем новый материал, который, возможно, когда-нибудь выйдет на альбоме. Но мы не воспринимаем Apparatjik как группу для карьерного роста, поэтому у нас нет жестких дедлайнов.

— И вы успеваете еще заниматься искусством — например, сделали серию ковров с принтами своих картин.

— Это было уже давно. Сейчас я снова вернулся к керамике. Последнее, что я сделал, — огромная картина, которую я разрезал на 200 кусочков и продавал через интернет в поддержку «This Is Now America». Я отношусь к своим арт-практикам как к фермерству. Смена деятельности — переключение с музыки на занятия искусством и обратно — позволяет мне поддерживать свое поле плодородным. Понимаете, о чем я?

СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА: ВЫБИРАЙТЕ ГЕРОЕВ ДЕСЯТИЛЕТИЯ



Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245286
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246893
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413369
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419829
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423896
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429193
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429857