Топ-8: это скандал!

Как возникают и как разрешаются конфликты в русском шоу-бизнесе

текст: Игорь Лисник
8 из 8
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture© «ВИА Гра»
    8. Дмитрий Костюк против Константина Меладзе («ВИА Гра»)(2012—2013 гг.)
    Камень преткновения

    Заявление Константина Меладзе — музыкального продюсера и автора репертуара группы — о «закрытии» коллектива с 1 января 2013 года, сделанное в декабре 2012 года. Как оказалось, у административного продюсера группы Дмитрия Костюка на этот счет были совершенно другие планы.

    История конфликта

    Очередному «закрытию» коллектива, слухи о котором возникали всякий раз, как из группы уходил кто-то из вокалисток (еще в 2005 году Меладзе объявлял о том, что устал от проекта), предшествовал не самый удачный в коммерческом отношении сезон. Из группы ушла Надежда Грановская, новая вокалистка Сандра Димопулос не оправдала возложенных на нее надежд, Меладзе стал понемногу выдыхаться, и чувствовалось, что «кажется, что-то пошло не так». Одним словом, главная женская поп-группа постсоветского пространства вошла в затяжное пике, а у штурманов проекта не было идей, как вновь вернуть ее на Олимп. Точнее, они, по всей видимости, были, только, как оказалось, Костюк и Меладзе представляли себе реанимацию группы по-разному.

    Но конфликт возник даже не по этому поводу, а в связи с личным разладом бывших товарищей. В сентябре 2013 года в интервью газете «Комсомольская правда — Украина» Дмитрий Костюк заявил «В 2012 году во время кризиса у меня были инвестиции в недвижимость, они накрылись, мое имущество было арестовано, и я остался ни с чем. Реакция Кости была странной. Он тогда сказал мне: “А на фига ты мне без денег нужен?” Я год переживал эту ситуацию, пока не нашел в себе силы простить. Я ушел из “ВИА Гры”, серьезно занялся бизнесом, заработал денег и вновь вернулся в шоу-бизнес, чтобы начать с группой все сначала». Сначала все решил начать и Меладзе: его представители заявили о старте реалити-шоу «Хочу V ВИА Гру!», показом которого в России занялся канал НТВ. Первые выпуски шоу вышли на экран в сентябре 2013 года.

    Естественно, что почти сразу конфликт был переведен в судебную плоскость. Стороны принялись оспаривать друг у друга права на бренд коллектива, который они вместе создавали в 1999 году. Важно отметить, что хоть авторские права на большинство песен группы закреплены за Константином Меладзе, Дмитрий Костюк является обладателем смежных прав на эти произведения, то есть может делегировать право на их исполнение.

    Результат

    Существование двух коллективов с одинаковым названием.

    У Константина Меладзе в настоящий момент под опекой находится группа «ВИА Гра» в составе: Эрика Герцег, Анастасия Кожевникова и Миша Романова, которой мы обязаны строчкой «сказала подруга Миша» в песне «Попытка № 5». У Дмитрия Костюка — «ВИА Гра» в составе: Дарья Медовая, Дарья Ростова и Айна Вильберг. Оба состава были представлены публике с разницей в 10 дней. 15 октября 2013 года Москва знакомилась с «ВИА Грой» административного продюсера, а 25 октября — с «ВИА Грой» автора и композитора.

    Что касается судебных разбирательств, то на территории России в ноябре 2013 года суд прекратил охрану товарного знака «ВИА Гра», принадлежавшего Дмитрию Костюку и ООО «Ютар», по жалобе ООО «Группа ВИА Гра», учрежденного Константином Меладзе. Однако уже 17 февраля 2014 года жалоба представителей Костюка на это решение была удовлетворена. Таким образом, на сегодня именно Дмитрий Костюк является обладателем прав на бренд «ВИА Гра». Об ответных действиях Константина Меладзе пока ничего не известно.

    Резюме

    Подытоживая все вышесказанное: за наш шоу-бизнес можно только порадоваться. По крайней мере, в плане выбора средств для разрешения конфликтов между бывшими партнерами. Теперь это в основном споры хозяйствующих субъектов и состязания в адвокатской прозорливости. Даже в отдающие криминалом угрозы Эрнеста Малышева в адрес Максима Фадеева и Сергея Жорина верится с большим трудом. Выглядят они скорее как попытка «взять на понт», нежели как реальная опасность для жизни и здоровья композитора и адвоката.

    Другое дело, что прозрачность бизнеса по-прежнему оставляет желать лучшего. Формулировки контрактов до сих пор оглашаются исключительно в судах, а прессе стороны конфликтов предпочитают демонстрировать личные обиды и расплывчатые «творческие разногласия». Впрочем, то, что отрасль избавилась от историй 18-летней давности, когда в Москве по заказу партнера Владимира Козлова был расстрелян владелец компании «ЗеКо Рекордз» Кирилл Зеленов, уже можно считать большой победой. Возможно, лет через пять наш шоу-бизнес наконец-то научится показывать свои реальные доходы, пункты контрактов и прекратит ссылаться на «творческие разногласия», а честно признается, что дело на самом деле в деньгах. Ради чего, собственно говоря, и делается бизнес.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20242263
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202410011
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416619
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420820
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202426115
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427405