21 апреля 2020Современная музыка
141

Федор Чистяков: «Я буду проводить “обнуление”»

Эмигрировавший в США рок-музыкант — о новых песнях, грядущем онлайн-концерте и о том, как он переживает пандемию в Нью-Йорке

текст: Александр Нурабаев
Detailed_picture© Федор Чистяков

В условиях пандемии онлайн-концерты уже стали повсеместной практикой, к которой прибегают музыканты вне зависимости от статуса и популярности. Экс-лидер группы «Ноль» Федор Чистяков, почти три года назад эмигрировавший в Америку, не стал исключением и 26 апреля впервые в своей долгой карьере выступит онлайн под актуальным заголовком «Обнуление». Мы позвонили Федору в Нью-Йорк и расспросили его о предстоящим концерте, а также выяснили, как он переносит карантин и как относится ко всему происходящему.

— Федор, как проходит ваша самоизоляция? Чем вы занимаетесь, сидя дома?

— На самом деле как я удаленно работал, так и продолжаю работать. Так что моя жизнь не сильно изменилась в этом плане. Я перестал куда-то ездить, так что транспортом практически не пользуюсь. Здесь у нас нет жестких ограничений, поэтому можно ходить гулять. Работы всякого рода достаточно, так что пока все хорошо.

— Значит, можно спокойно пойти дальше ближайшего магазина и не нарваться на огромный штраф?

— В других штатах есть ограничения, но в Нью-Йорке их нет. Главная рекомендация здесь — «Оставайтесь дома, держите дистанцию». Это как меры предосторожности — например, не выходить из дома без особой необходимости. Но, с другой стороны, нет регламента о том, что является особой необходимостью. Так что здесь все нормально.

— Как обстановка на улицах? Судя по фотографиям и кадрам в теленовостях, город практически вымер.

— Все, что показывают, — это Манхэттен. Я туда не ездил и не могу сказать, как там на самом деле. Я получаю информационные СМС-уведомления от города по ситуации в связи с коронавирусом — например, узнал, что четыре улицы в Нью-Йорке сделали пешеходными, по ним закрыли движение, чтобы люди смогли там гулять. Что касается новостей, то это больше нагнетание обстановки — что трупы чуть ли не пачками сваливают куда-то в канаву. У нас здесь достаточно тихо и спокойно. Из моего окружения я получил сообщения, что некоторые болеют, но в основном это проходит как грипп. Некоторые уже переболели. У меня есть ощущение, что я тоже переболел, причем еще зимой, до объявления эпидемии и момента, когда появились эти ужасные видео из Ухани. У меня была очень странная ОРВИ, никогда такого не помню, потом долго не мог понять, что же это такое было. Из обозримого окружения есть известия, что один пожилой мужчина умер, вроде у него был обнаружен коронавирус, но умер он от других проблем. Вот такая моя персональная статистика из того, что происходит в обозримой для меня реальности.

Расплачиваться за все будет народ.

— Значит, несмотря на тот факт, что Америка занимает первое место по смертям от COVID-19 и количеству заболевших, паники в обществе нет?

— Трамп принципиально не носит маску и говорит, что не видит в этом необходимости. И это о многом говорит.

— Не устраивают ли жители Нью-Йорка флешмобы наподобие тех, что практикуют жители Италии, Германии, Франции или Испании, когда люди выходят на балкон и исполняют песни?

— В Италии и Испании реальный жесткий карантин со штрафами. Ты имеешь право ходить только в близлежащий магазин, даже если он тебе не нравится и ты привык покупать продукты в другом магазине; может быть, он дороговат для тебя, но ты можешь ходить только в этот магазин. Там очень серьезная обстановка, поэтому там песни на балконе. А здесь, если выйдешь в хороший день, все гуляют, занимаются спортом, отдыхают, уличные музыканты играют, открыты парки. И в выходные, если хорошая погода, народу полно. Но все держат дистанцию, ходят отдельно друг от друга.

— Как по-вашему, какие меры более эффективны: относительно мягкие, как в Нью-Йорке, или надо вводить жесткий карантин, как в Европе или Китае?

— Я не берусь об этом судить. Я не эпидемиолог, и я не знаю реальности. Насколько я знаю из новостей, информация достаточно противоречивая. Что происходит на самом деле, я не знаю. Мы живем в информационном потоке, нам что-то рассказывают, а что происходит на самом деле, мы не знаем. Но сказать, насколько эффективно, — мне кажется, что любая эффективность достаточно условная. Например, в некоторых странах всех обязали ходить в масках. Здесь такого нет — это твое личное дело [носить маски или нет]. Как бы рекомендуется, но это еще и вредно в определенном смысле. Маски эффективны в случае, если ты болен и тебе нужно защищать окружающих от себя: тогда надо ходить. Увидел ночью человека — никого кругом нет, он занимается спортом, бегает по парку в маске. В чем смысл? Мне нравится, как это происходит здесь, потому что это достаточно разумно. Все требования, которые ко мне предъявляются, не вызывают у меня никаких вопросов.

— А экономически происходящие события по вам не сильно ударили, как я понял?

— Это называется «пока не ударили». Незадолго перед кризисом у меня сложился удачный вариант, который обеспечил мне маленькую «подушку». Благодаря этому могу пару месяцев протянуть нормально. Но вопрос — что будет потом? Все достаточно шатко, поэтому я не пребываю в беззаботности и уверенности, что у меня все будет хорошо. Абсолютно неизвестно, что будет завтра. Гребите выше, течение все равно снесет вниз — это мой принцип в отношении работы.

Вся деятельность группы, вся наша молодость прошли в кризисе.

— Если не секрет, вы зарабатываете на жизнь продюсерской деятельностью?

— В настоящее время у меня нет активных проектов. Были планы на лето, но сейчас непонятно, что будет происходить и как мы дальше будем жить и работать. Многие вещи, которыми мы жили, теряют смысл. Наступает новая реальность, и все меняется. Я не знаю, что принесет мне будущее. Это очень плохая ситуация, потому что у меня был ряд планов. Весной у меня были запланированы очень серьезные вещи, и некоторые из этих проектов очень важны для моего будущего. И для меня было очень важно сделать эти вещи. Я был на это настроен, хотя работа предстояла тяжелая. Я был полон решимости это сделать, и тут вдруг земля уходит из-под ног: все становится ненужным, все замораживается и отодвигается непонятно на какой срок. Это очень плохо.

— Американские власти выделили гигантские суммы для поддержки населения и бизнеса — два триллиона долларов. А о лицах без американского гражданства, как вы, кто-нибудь позаботится?

— Здесь очень интересный подход. Понятно, что у людей с гражданством больше привилегий и возможностей, но основные права и свободы человек получает, просто когда становится налогоплательщиком. Ты налогоплательщик — [значит] уже человек.

— А вы платите налоги?

— Конечно. Не платить налоги в Америке — это дорогое удовольствие.

— Значит, вы тоже можете рассчитывать на поддержку?

— Да. Я надеюсь, что она будет.

— Вы наверняка следите за событиями в России и знаете, какую помощь наше государство оказывает гражданам?

— Я уже видел (и не раз), что в России государство свои потери или просчеты решает за счет граждан. Я по этому поводу расскажу историю. Моя взрослая жизнь началась с того момента, когда в России был дефолт. Это 1991–1992 годы. Моя мать всю жизнь тяжело работала, откладывала на сберкнижку и в итоге накопила к своей старости денег. Не очень много, но на плохонький «жигуленок» этого хватило бы. Это небольшие деньги, но хоть что-то. И в один день этот «жигуленок» разом превратился в буханку хлеба. Допустим, был «жигуленок», а потом раз — и обнулился. Он был изъят из одних карманов и переведен в другие. Если говорить термином из 90-х, то это кидалово. И сейчас, я уверен, будет то же самое. На тот момент, когда уезжал из страны, у меня уже не было сомнений в том, что это за люди, какие у них привычки, манеры, методы. А сейчас это, кажется, становится очень очевидно для многих.

Федор Чистяков — «Вата»

— Весь мир без преувеличения в шоке от происходящего, и понадобится еще какое-то время, чтобы все это попытаться осмыслить. И никто, конечно, не может сказать, что будет дальше. А вам, как человеку верующему и читающему Священное Писание, не видятся ли в происходящем признаки апокалипсиса?

— Иисус высказал пророчество о завершении системы вещей, которую еще называют «концом света». Он сказал, что будут голод, мор и землетрясения. Пожалуйста: эпидемия, или же мор, очевидна. После эпидемии будет голод — по крайней мере, в значительной части земного шара. Да, уместно вспомнить и всадников апокалипсиса из Откровения. Все то, что происходит, абсолютно вписывается в ту картину мира, которую я имею. Для меня эта ситуация с пандемией тоже была шоковой, но я понимаю, что что-то такое рано или поздно должно было произойти. Этот мир будет рушиться.

— А мне в эти дни не раз вспоминалась ваша давняя песня «Блуждающий биоробот», некоторые строчки из которой вполне можно назвать пророческими. Например, такие: «поле засеяно смертью, ядом отравлены воды, электрополя и газы, и всякой кругом полно заразы».

(Смеется.) Это был критический период в моей жизни, когда я написал эту песню. То время — рубеж 80-х и 90-х — ведь тоже было кризисное, тяжелое. Меня очень беспокоил вопрос экологии. Меня очень расстраивало, как все загажено и уничтожается. Какие-то идеи я подхватил у других поэтов и выдал свою версию. Потом уже это перетекло в мои обоснованные убеждения.

— Кстати, многие эксперты сравнивают текущий кризис с тем, что произошло в середине 80-х, когда обрушились цены на нефть. Думаю, эти совпадения не случайны.

— Абсолютно не случайны. На то, что происходит в России, я уже смотрю как на захватывающий сериал. Если бы не выпендривались и вели себя поскромнее, то могло бы быть поспокойнее. Они сами себе вырыли яму, разозлили саудитов, а коронавирус оказался просто «счастливой случайностью». Одна печаль, что все это наказание максимально постараются перевести на простых людей. Расплачиваться за все будет народ. Как это было и в тот кризис.

Непонятно, что с миром будет, а что тут про карьеру говорить? Тут бы до июня дожить.

— Поговорим о концерте. Я видел видеоанонс, в котором было сказано, что это будет концерт не Федора Чистякова, а группы «Ноль». Это какая-то ошибка?

— Это не ошибка, просто я буду проводить «обнуление». Я «обнуляюсь». Главная тема моего концерта: творчество группы «Ноль» — это песни кризиса. Группа начала существование вместе с перестройкой и перестала существовать вместе с развалом Советского Союза. Вся деятельность группы, вся наша молодость прошли в кризисе. Сегодня тоже кризис, и в случае этого специального концерта я не рассматриваю группу «Ноль» как состав с определенными людьми, потому что на протяжении всей истории в группе играли разные люди. Но сейчас для меня важна группа как исторически-культурный материал — в этом смысле группа «Ноль» представляет период кризиса. Это была определенная идея, мифология. Я жил и писал в рамках этой идеи, поэтому название группы «Ноль» будет более чем уместно. Я буду исполнять песни группы «Ноль» — концерт будет основан на песнях того периода. За идею с названием программы спасибо Терешковой.

— Вы будете играть один?

— Я буду играть один.

— Под минус?

— В том-то и дело, что не под минус. Будет соло. Я этого никогда не делал, поэтому для меня это вызов. Это будет проходить в студии, будут съемочная бригада и звук. Это будет подготовленное и продуманное мероприятие, но при этом я буду один.

— А это будет бесплатно либо будут билеты, как на некоторых онлайн-концертах?

— Да, все бесплатно, но можно будет поддержать, что весьма приветствуется.

— Еще до всех этих событий с коронавирусом мы с вами списывались, и вы говорили, что у вас есть уже видение нового альбома. И первые две ласточки с него — песни «Лох Несс» и «Вата» — уже относительно недавно были выпущены. На каком этапе сейчас работа над новым материалом?

— Да, у меня были определенные задумки, но в данный момент... Понимаешь, все так стремительно меняется, что непонятно, будут ли эти песни актуальны после эпидемии. У меня сильные сомнения, поэтому пока что не буду продолжать этот проект. Мне кажется, это все уже морально устарело и надоело даже мне самому. Я сейчас работаю над записью, которую мы сделали вместе со Славой Толстым и еще несколькими прекрасными музыкантами. Мы сделали совместную запись в студии Нью-Йоркского университета, и это достойно быть опубликованным.

— Речь идет о новом материале или о переработке старого?

— Нет, это известные песни. Появились первыми «Русский рок-н-ролл» на английском языке и «Трамваи» тоже на английском языке. В таком же ключе мы записываем и другие песни.

— А можно ли анонсируемое «обнуление» назвать перезагрузкой? Станет ли это новым этапом в вашей музыкальной карьере?

— Мы живем в такое удивительное время. Сам посуди: за несколько месяцев произошло столько событий, которые изменили картину мира. Если бы нам сказали несколько месяцев назад, что будет такое, мы бы не поверили, а сегодня все очень сильно изменилось. Говоря словами из песни «Биоробот»: «В какое же светлое завтра готов ты сейчас рвануться?» Непонятно, что с миром будет, а что тут про карьеру говорить? Тут бы до июня дожить. Поэтому я не берусь что-то загадывать, просто сейчас я вижу актуальность и необходимость онлайн-трансляций и концертов. Думаю, сейчас этого будет очень много.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249353
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415993
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420319
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425554
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426893