Игорь Григорьев. «Святые. Рождественская месса»

«На стене радуга, потому что впереди еще лучшее будущее». Премьера фильма — визуалайзера музыкального альбома «Святые»

текст: Александр Великанов
Detailed_picture© Роман Дуров

Об альбоме «Святые», записанном Игорем Григорьевым вместе с Евгением Пьянковым и Дмитрием Мидборном, мы писали в декабре 2018-го: «Григорьев со товарищи на этой пластинке развлекаются эстетским и ироничным психоделическим диско, ведущим свою родословную как раз от поп-экспериментов Чернавского. Вольготно разворачивающиеся во времени композиции пронизаны экспериментальным, “была-не-была” духом ранних танцевальных ремиксов на 12-дюймовых пластинках. На дискотечный грув накручиваются многослойные аранжировки, всевозможные сэмплы, перекликающиеся голоса — выходит такое метадиско, коллаж, одновременно иронизирующий над штампами поп-музыки и воспевающий их же. Главное, что нужно знать, — “Святые” для танцев подходят отлично; остальное — детали».

Спустя два года эта запись получила видеовоплощение — «фильм-мессу», как его определяет Игорь Григорьев, и мы предлагаем вам посмотреть его прямо сейчас — в ночь накануне Рождества:

Игорь Григорьев

Альбом «Святые» вышел осенью 2018 года от имени моего сайд-проекта «Панама». Через пару месяцев я уехал из России, и так получилось, что альбом остался беспризорно пылиться на задворках музыкальных платформ. Спустя два года я решил дать ему второе рождение — перемикшировать, перемастерить и выпустить под своим собственным именем.

Сама история началась накануне Рождества 2018 года, когда в моей квартире на Арбате собрались трое — музыканты Е. Пьянков, Д. Мидборн и я. В то время я слушал артистов ZED Records, нью-йоркское андеграундное диско поздних 70-х, и мне нравилось словосочетание mutant disco, которым они себя определяли. Я предложил своим коллегам быстренько сварганить такой же «мутантный» альбомчик. Быстро у нас, конечно, не получилось. Проект по ходу обрастал идеями и коллабораторами.

Евгений Пьянков, сопродюсер альбома

Если бы меня попросили максимально коротко описать нашу музыку, то я бы сказал так: представьте, что Джеймса Мерфи из LCD Soundsystem попросили написать саундтрек к циклу советских психоделических мультфильмов, в котором гармонично соседствовали бы синти-поп и бразильская батукада, фортепианная баллада и веселое диско, а мелодичные припевы и куплеты перемежались бы долгими инструментальными проигрышами для укрепления соответствующего настроения. И да, чтобы это было ни на что не похоже и похоже на все сразу одновременно.

Роман Дуров, художник-оформитель альбома

Вот что мне представлялось, когда я слушал альбом.

Город будущего. Все религии наконец занялись добрыми делами. Иудей дает денег бедной проститутке, чтобы та не занималась б∗∗дством. Католик специально врезается в машину ППС, выезжающую из ворот с пентаграммой прислужников дьявола, чтобы бедный вор успел украсть себе немного еды. А настоящий святой — это тот, кто просто нальет тебе в стаканчик в непростое время. Особенно когда ты сидишь в тюрьме, как нашкодивший суфий. Мальчик сидит там же за попытку убийства по любви. Это такая новая статься в УК РФ. В ней много смягчающих обстоятельств, потому что Мальчик и так казнит себя. А еще Мальчик помог освободиться своему дружку — Человеку Писающему. Человек Писающий выходит из бара без штанов, но он свободен и больше не боится себя. В этой картинке это я, рома 9суka.

За всем этим следит голубь и хочет склевать пять семян. Семечко внутри квадрата — это человек, застрявший в четырех стенах. Эти семечки надо обязательно склевать, чтобы стен больше не было. На стене радуга, потому что впереди еще лучшее будущее.

Данил Масловский, издатель

У Григорьева и компании вышел этакий хитроумный замес английской готической электроники, американского постдиско, бразильского лаунжа и советского нью-вейва с российским неймингом и интернациональным российско-украинско-европейским продакшеном.

Дмитрий Троицкий, телевизионный продюсер

Григорьев с новыми музыкантами создал еще один музыкальный аудиофильм. Когда слушаешь его, то как будто проносится жизнь перед глазами. В каждой песне слышны личность Григорьева и все то, за что мы его любим — родившегося в Таганроге, ставшего главным трендсеттером эпохи 90-х с журналом «ОМ», пожившего в Рио, в итоге нашедшего остального себя в музыке. Мне кажется, в России появилась танцевальная музыка, нагруженная смыслами, но от этого она не перестает быть танцевальной.

Катя Павлова («Обе две»)

Игорь всегда знает, какой музыкой выстрелить мне в сердце. Помню, что ехала на запись в метро целую вечность. Крутила демку раз за разом. Выходила не на тех станциях, переходила в неположенных местах. Когда наконец добралась, призналась, что я в хлам и в клочья. Игорь сказал, что смерть мне к лицу. Мы объясняли это концом марта и не пытались бодриться. С пары дублей записали вокальную партию. И тут выяснилось, что накануне ночью было решено добавить это чудесное про «синий вечер, тихий ветер» из Серебряного века. И Игорь попросил точь-в-точь копировать его ночные интонации. Так мы и писали по строчке. Он рисовал мне руками и мимикой в воздухе. Я обожаю присваивать все точное и красивое. Разными методами. Свою песню на альбоме слушать с тех пор не могу — слишком подвижна психика. Сразу в слезы.

* * *

В кавере на песню «Робот» с культового альбома 1983 года «Банановые острова» принял участие сам автор альбома — продюсер и композитор Юрий Чернавский (это первая запись вокала легендарного музыканта за последние 30 лет).

Также в создании альбома принял участие Даниил Шейк («Мы»): он спел партию Лорда Волдеморта в открывающем треке «Святые». В песне «Робот» играет петербургская группа Kim and Buran, а в «Половинках» на терменвоксе — Петр Термен, внук Льва Термена, создателя этого инструмента.

Игорь Григорьев

Спустя два года мне показалось, что альбом требует визуализации. К каждой песне мы подобрали кадры из старых фильмов двадцатых-тридцатых годов, которые, как мне казалось, отражают настроение песен. В результате получился часовой фильм-месса, где каждому герою безвозмездно отпускаются грехи. С одной стороны, в этом большом визуалайзере много намеренного и личного. С другой стороны, это не более чем аттракцион из картинок, который даже не обязательно смотреть. Они так сложились. Как в калейдоскопе из детства разноцветные стекляшки собирались в узоры, которые каждый прочитывал в меру своей фантазии.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244958
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246512
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413095
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419577
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423649
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428952
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429608