Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244958Об альбоме «Святые», записанном Игорем Григорьевым вместе с Евгением Пьянковым и Дмитрием Мидборном, мы писали в декабре 2018-го: «Григорьев со товарищи на этой пластинке развлекаются эстетским и ироничным психоделическим диско, ведущим свою родословную как раз от поп-экспериментов Чернавского. Вольготно разворачивающиеся во времени композиции пронизаны экспериментальным, “была-не-была” духом ранних танцевальных ремиксов на 12-дюймовых пластинках. На дискотечный грув накручиваются многослойные аранжировки, всевозможные сэмплы, перекликающиеся голоса — выходит такое метадиско, коллаж, одновременно иронизирующий над штампами поп-музыки и воспевающий их же. Главное, что нужно знать, — “Святые” для танцев подходят отлично; остальное — детали».
Спустя два года эта запись получила видеовоплощение — «фильм-мессу», как его определяет Игорь Григорьев, и мы предлагаем вам посмотреть его прямо сейчас — в ночь накануне Рождества:
Альбом «Святые» вышел осенью 2018 года от имени моего сайд-проекта «Панама». Через пару месяцев я уехал из России, и так получилось, что альбом остался беспризорно пылиться на задворках музыкальных платформ. Спустя два года я решил дать ему второе рождение — перемикшировать, перемастерить и выпустить под своим собственным именем.
Сама история началась накануне Рождества 2018 года, когда в моей квартире на Арбате собрались трое — музыканты Е. Пьянков, Д. Мидборн и я. В то время я слушал артистов ZED Records, нью-йоркское андеграундное диско поздних 70-х, и мне нравилось словосочетание mutant disco, которым они себя определяли. Я предложил своим коллегам быстренько сварганить такой же «мутантный» альбомчик. Быстро у нас, конечно, не получилось. Проект по ходу обрастал идеями и коллабораторами.
Если бы меня попросили максимально коротко описать нашу музыку, то я бы сказал так: представьте, что Джеймса Мерфи из LCD Soundsystem попросили написать саундтрек к циклу советских психоделических мультфильмов, в котором гармонично соседствовали бы синти-поп и бразильская батукада, фортепианная баллада и веселое диско, а мелодичные припевы и куплеты перемежались бы долгими инструментальными проигрышами для укрепления соответствующего настроения. И да, чтобы это было ни на что не похоже и похоже на все сразу одновременно.
Вот что мне представлялось, когда я слушал альбом.
Город будущего. Все религии наконец занялись добрыми делами. Иудей дает денег бедной проститутке, чтобы та не занималась б∗∗дством. Католик специально врезается в машину ППС, выезжающую из ворот с пентаграммой прислужников дьявола, чтобы бедный вор успел украсть себе немного еды. А настоящий святой — это тот, кто просто нальет тебе в стаканчик в непростое время. Особенно когда ты сидишь в тюрьме, как нашкодивший суфий. Мальчик сидит там же за попытку убийства по любви. Это такая новая статься в УК РФ. В ней много смягчающих обстоятельств, потому что Мальчик и так казнит себя. А еще Мальчик помог освободиться своему дружку — Человеку Писающему. Человек Писающий выходит из бара без штанов, но он свободен и больше не боится себя. В этой картинке это я, рома 9суka.
За всем этим следит голубь и хочет склевать пять семян. Семечко внутри квадрата — это человек, застрявший в четырех стенах. Эти семечки надо обязательно склевать, чтобы стен больше не было. На стене радуга, потому что впереди еще лучшее будущее.
У Григорьева и компании вышел этакий хитроумный замес английской готической электроники, американского постдиско, бразильского лаунжа и советского нью-вейва с российским неймингом и интернациональным российско-украинско-европейским продакшеном.
Григорьев с новыми музыкантами создал еще один музыкальный аудиофильм. Когда слушаешь его, то как будто проносится жизнь перед глазами. В каждой песне слышны личность Григорьева и все то, за что мы его любим — родившегося в Таганроге, ставшего главным трендсеттером эпохи 90-х с журналом «ОМ», пожившего в Рио, в итоге нашедшего остального себя в музыке. Мне кажется, в России появилась танцевальная музыка, нагруженная смыслами, но от этого она не перестает быть танцевальной.
Игорь всегда знает, какой музыкой выстрелить мне в сердце. Помню, что ехала на запись в метро целую вечность. Крутила демку раз за разом. Выходила не на тех станциях, переходила в неположенных местах. Когда наконец добралась, призналась, что я в хлам и в клочья. Игорь сказал, что смерть мне к лицу. Мы объясняли это концом марта и не пытались бодриться. С пары дублей записали вокальную партию. И тут выяснилось, что накануне ночью было решено добавить это чудесное про «синий вечер, тихий ветер» из Серебряного века. И Игорь попросил точь-в-точь копировать его ночные интонации. Так мы и писали по строчке. Он рисовал мне руками и мимикой в воздухе. Я обожаю присваивать все точное и красивое. Разными методами. Свою песню на альбоме слушать с тех пор не могу — слишком подвижна психика. Сразу в слезы.
* * *
В кавере на песню «Робот» с культового альбома 1983 года «Банановые острова» принял участие сам автор альбома — продюсер и композитор Юрий Чернавский (это первая запись вокала легендарного музыканта за последние 30 лет).
Также в создании альбома принял участие Даниил Шейк («Мы»): он спел партию Лорда Волдеморта в открывающем треке «Святые». В песне «Робот» играет петербургская группа Kim and Buran, а в «Половинках» на терменвоксе — Петр Термен, внук Льва Термена, создателя этого инструмента.
Спустя два года мне показалось, что альбом требует визуализации. К каждой песне мы подобрали кадры из старых фильмов двадцатых-тридцатых годов, которые, как мне казалось, отражают настроение песен. В результате получился часовой фильм-месса, где каждому герою безвозмездно отпускаются грехи. С одной стороны, в этом большом визуалайзере много намеренного и личного. С другой стороны, это не более чем аттракцион из картинок, который даже не обязательно смотреть. Они так сложились. Как в калейдоскопе из детства разноцветные стекляшки собирались в узоры, которые каждый прочитывал в меру своей фантазии.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244958Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246512Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413095Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419577Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420240Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422890Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423649Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428825Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428952Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429608