13 января 2021Современная музыка
324

Андрей Запорожец: «Попытки угодить сбивают творческого человека с пути»

Лидер группы SunSay о новых песнях и проектах, подношении далай-ламе и личных итогах 2020-го

текст: Александр Нурабаев
Detailed_picture© Предоставлено Андреем Запорожцем

После распада дуэта 5'nizza в 2007 году каждый из его участников пошел своей дорогой. Гитарист и вокалист Сергей Бабкин стал большой звездой в родной Украине, участвует в местных крупных телепроектах и даже попытался пройти отбор на «Евровидение». Карьера же основного вокалиста Андрея «Сана» Запорожца развивалась по другой траектории. За тринадцать лет Андрей сменил несколько мест обитания, поучаствовал в разных международных проектах и коллаборациях (в том числе и в реюнионе 5'nizza), постоянно экспериментирует с жанрами, а ведомый им коллектив SunSay без труда соберет большой зал и в Украине, и в России, и в Белоруссии. Правда, и тут не обошлось без отбора на «Евровидение», который SunSay почти прошел с песней «Love Manifest». (В итоге на конкурс поехала певица Джамала и выиграла его.) 2020 год выдался для Андрея непростым, как и для любого музыканта, — было совсем немного концертов, да и те переносились, но при этом вышло несколько синглов и было записано немало материала для новых релизов. Александр Нурабаев встретился с Андреем в гримерке клуба «ГлавClub Green Concert» перед московским выступлением SunSay в конце декабря и поговорил с ним о 5'nizza, «Евровидении», далай-ламе и текущих проектах артиста.

— Я бы начал с личного воспоминания: это был ноябрь или октябрь 2002 года, я был студентом московского вуза, жил на съемной квартире и в телевизоре случайно ночью наткнулся на передачу на канале ТВЦ (не помню названия) — и стал свидетелем первого появления группы 5'nizza на телевидении, когда вас еще никто не знал. Я сразу же влюбился в эти песни, и для меня стало очевидно, что эти двое не только станут популярными, но и надолго запомнятся, что, собственно, и произошло. Вы помните тот эфир?

— Да, это была программа «Кухня» с Валерой Марьяновым, а в гостях был Андрей Макаревич. Я хорошо помню тот момент: это было в один из наших первых приездов, когда мы еще одевались в секонд-хендах и у меня был прокуренный голос, Серега скромно играл на гитаре и иногда делал битбоксы и соло трубы, а про шоу в костюмах и большие площадки тогда еще никто не думал! В конце программы мы сыграли «Ямайку» вместе с «Оркестром креольского танго»: так назывался бэнд, с которым выступал Макаревич в тот вечер! Это было душевно!

— Как все прошло? Вы волновались?

— Не знаю, скорее, были смущены свалившейся внезапно славой…

— Спустя несколько месяцев я побывал на первом сольном концерте 5'nizza в Москве, в давно уже несуществующем СДК МАИ. Я хорошо его помню, в том числе истерию, которая там царила. Как вы прошли испытание славой?

— Мне кажется, все, что было, настолько неважно, простите! Почему мы не говорим о том, что происходит сейчас? Сейчас такое интересное и непростое время — так много о чем можно поговорить! Может, людям, которые любят 5'nizza, такое было бы интересно, но мне бы не хотелось продолжать разговор в ключе ностальгии. Я очень благодарен судьбе за то, что с нами случилось, но это уже прошлое. На данный момент мы — два абсолютно разных человека, которым довольно сложно творить вместе, потому что мы оба — лидеры и научились многому. Когда мы попадаем в одно пространство, каждый отстаивает свое видение, понимание музыки, и это очень сложно. Я очень уважаю Сережу — он невероятно талантливый и яркий человек, успешный и мощный, но мне с ним тесно и сложно. Для того чтобы творить, нужны открытость, доверие и любовь внутри, и это требует работы с эго, и обоюдного уважения, и желания вместе творить! Не буду утверждать, что наше совместное творчество невозможно… Быть может, мы как-то сонастроимся и сможем зажечься, но повторить уже не удастся ничего… да и вряд ли стоит, потому что какой смысл что-то повторять?

— А я видел в соцсетях SunSay видео, на котором вы с Сергеем и Иваном Дорном что-то вроде как записываете.

— Да, благодаря Ване нас удалось объединить. Ваня — удивительный человек. Он по-настоящему экспериментирует и умудряется балансировать. Он интересный артист и очень классный человек. Мы не так много с ним общались, но мне очень нравится то, что он делает, и люди вокруг него очень талантливые! Ему удалось затащить нас на съемки своей программы «Годный год» и совместить нас с Alyona Alyona: она читает рэп, а мы придумали припев. Ваня все спродюсировал, и получилось свежо и непохоже на 5'nizza.

Повторить уже не удастся ничего… да и вряд ли стоит, потому что какой смысл что-то повторять?

— Я все-таки позволю себе задать ретроспективный вопрос, но не о 5'nizza, а о позабытой харьковской группе «Lюк», с которой у вас был отличный альбом «Lemon», которого почему-то нигде нет в стримингах. С каким чувством вы вспоминаете ту пластинку?

— Нет в стримингах, потому что группа давно не существует и [ее] участники в основном уже давно не занимаются музыкой. В целом я с благодарностью вспоминаю то время, это было весело и интересно. А сейчас уже происходит новое. Важно не застревать в прошлом, а быть открытым и видеть новое. Я уверен, что сейчас есть ребята, которые делают то, что нужно делать сейчас, в своем локальном масштабе или даже глобальном информационном поле. На мой взгляд, развитие постоянно идет, но быть в резонансе с большим количеством людей удается не всем. Попытки угодить людям сбивают творческого человека с пути, а открытость и честность приводят к глубине и искренности! Мы все это ценим в творчестве!

— Вы никогда не шли на подобные компромиссы?

— Я один раз был на «Евровидении» — это было компромиссом! Это был осознанный шаг, и у меня была поп-песня. Сначала я отказался, а потом подумал, что у меня есть идеальная песня. Это была первая песня, которую я написал с гитарой, и я понял, что если я пойду к Жене Филатову (The Maneken), то он сделает из этого поп-хит. Была поставлена конкретная задача — мы сделали хит, это сработало! И для большинства людей это была одна из самых ярких точек в моей музыкальной карьере. А те, кто реально понимает и слушает, наверняка оценили что-то другое в моем творчестве. Мне не стыдно за эту песню, она отразила тот момент времени, и по-другому быть не могло.

— Мне она [песня] Монатика напомнила.

— Вам виднее! Я точно не ориентируюсь на вторичных артистов. В этой песне есть заряд, в ней есть пережитая проблематика, и на тот момент я вложил в нее душу и немало труда, просто мы ее упаковали под «Евровидение». А ход в сторону телешоу не был единственным в моей жизни, но в какой-то момент я понял, что это не моя история. В телевизоре очень много притворства, чтобы просто заполнять эфир и постоянно развлекать людей, напоминать о себе, что-то про себя рассказывать, переодеваться, чтобы люди на тебя смотрели.

Телешоу — не моя история. В телевизоре очень много притворства.

Нравится или не нравится, главное — постоянно быть в центре внимания, и весь шоу-бизнес на этом и построен. Я сам такое не очень воспринимаю, мне такое не близко, хотя я бы с удовольствием делал музыку для разных людей, чем я сейчас и занимаюсь, пытаясь не уходить в какие-то дикие эксперименты. Довольно давно увлекаюсь ретромузыкой, погружаюсь в нее и экспериментирую со звучанием 60-х — 70-х. Я много сделал ретроматериала, и мне это очень по душе.

— Один из таких сторонних проектов — это хип-хоп-трио «кАчевники». Что с ним сейчас? Будет ли новый материал?

— Мы планируем. У нас был момент долгого затишья, потому что я делал сольные проекты и у нас были небольшие разногласия внутри. Мы прекратили на какое-то время проект, но у нас есть хорошие песни, которые мы не успели записать. Я думаю, что если мы соберемся с новыми силами, то наверняка сделаем какую-то серию песен, потому что есть желание.

— «кАчевники» звучат нарочито олдскульно, в духе 90-х, сильно этим выделяясь на общем фоне современного русского рэпа. Я так полагаю, это шаг осознанный.

— Это то, на чем мы выросли и с чем жили в детстве и в студенческие годы! Я хочу сохранить этот проект как то, что делается в кайф, без бизнес-планов, потому что вмешательство таких мыслей мешает мне творить. Хотя это не мое сольное творчество, ведь еще есть ребята, и у кого-то другой подход, поэтому из-за разницы в подходах у нас возникали конфликты. Были большие амбиции и нереализованные мечты. Это сайд-проект, потому что хип-хоп я очень люблю, особенно эпохи 90-х. Сейчас количество этой музыки огромно, и за всем невозможно уследить! Для меня хип-хоп сейчас — это Mac Miller (R.I.P.), который ушел два года назад, к великому сожалению, Anderson .Paak, No Name, Saba, Kendrick Lamar, Raury, Frank Ocean, которые делают музыку вопреки общим тенденциям, ведущим к примитивизму и тупости.

— Признаюсь честно, SunSay я по-настоящему открыл для себя относительно недавно. Наверное, потому что в свое время послушал первый альбом, вышедший сразу после распада 5'nizza, и он мне, если честно, не зашел.

— Ничего удивительного. Он никому не зашел.

Реальные люди, которые по-настоящему делают музыку, все-таки больше в андеграунде.

— Было ощущение, что вам было настолько тесно в рамках акустического дуэта, что, дорвавшись до полного звука, других инструментов, вы попытались все это вместить в одном альбоме. 

— Что получилось, то получилось. Это был очень сложный и тяжелый путь — к счастью, все в прошлом, и сейчас меня судьба свела с потрясающими музыкантами, которые могут, умеют и очень мне помогают. Я приношу идеи или они предлагают — это все очень интересно. Мне встречаются талантливые люди, и сейчас появились продюсеры, которые могут сделать классный продакшен, — они понимают все тонкости и умеют записывать. Миша Нестеров и Игорь Жуковский из The Soul Surfers — это новые гении, которые здесь у нас есть! Просто то, что транслируют массмедиа, — это низкопробные вещи. Они настолько тупые и простые, что ориентироваться на это не стоит. А реальные люди, которые по-настоящему делают музыку, все-таки больше в андеграунде. Это не значит, что у них все плохо, — они что-то делают, у них много работы, и никто не умирает с голоду, но большинство людей о них просто не знает. Может быть, небольшое количество людей повлияет на развитие большего, и мы должны зарождать эту культуру — мы можем, нас много, и мы будем это делать.

© Предоставлено Андреем Запорожцем

Когда-то вы говорили об англоязычном альбом SunSay и о выходе на западный рынок. Почему всего этого не случилось?

— Если бы это было нужно на Западе… Не то чтобы там сильно нуждаются в наших музыкантах. Не скажу, что сейчас это невозможно, но нужны колоссальные усилия, знакомства и достаточно большие вложения, иначе это остается на уровне баров. Я уверен, что я бы играл в шляпу, как сотни тысяч клевых музыкантов по всему миру. В принципе, это было бы вполне возможно, просто уровень нью-йоркских баров меня не удовлетворяет, хотя мне он знаком и проблем с общением не возникало. Там очень круто учиться, потому что уровень мастерства и музыкальной культуры в разы выше.

Время быстро меняется, и сейчас уже пришло новое поколение людей. Я познакомился с The Soul Surfers — это уникальные ребята из Нижнего Новгорода, и такого рода музыканты заставляют меня подумать, что время того, что [играем] мы хуже [чем на Западе], прошло. Сейчас люди играют как лучше, так и хуже. Есть группы, которые работают на мировом уровне, — их десятки, и я думаю, что будут и сотни. Учиться классно. Если наш мир не разделят и не закроют — а я надеюсь, что добрые силы помогут нам не сдаваться и не позволят запихнуть нас в цифровой концлагерь, который сейчас нам навязывают, — то мы по-прежнему будем путешествовать. Это здорово отражается на музыкантах, когда у нас есть возможность взаимодействовать с другими культурами и музыкой других народов, играть с людьми из других культур, сочинять что-то вместе. Мне в этом смысле повезло: я что-то делал и с африканцами, и с американцами, индийцами и французами — у меня очень много опыта. Я всю жизнь путешествовал и все время с кем-то знакомился. Это очень обогащает — людям очень важно общаться, изучать друг друга и быть открытыми. Нужно делиться своим опытом, поэтому сегодняшняя тенденция к разделению людей, к изоляции очень расстраивает. Я очень верю в то, что мы должны отстаивать свои права и никто не должен следить за тем, чтобы мы сидели в маске и молчали. Это меня по-настоящему сейчас беспокоит, а о прошлом я совсем не думаю — прошлое уже ушло.

— А с материалом для невышедшего англоязычного альбома что стало?

— Он лежит у меня на жестком диске. Я думаю, что он не слишком актуален, но оттуда можно кое-что достать и при желании реанимировать. Еще у меня есть новый сингл — он сделан и на русском, и на английском. Это довольно мощная песня, на мой взгляд. Она имеет ретроокрас, но мне очень нравится — по-моему, это одна из лучших песен, которые я написал в своей жизни.

— Как эта песня называется?

— «Будешь ли ты со мной». Мне она очень дорога. Мы эту песню исполняли на концертах, сингл записан, сведен, но еще не вышел, я сейчас даже не понимаю, когда это выйдет. У меня лежит куча готового материала, который не вышел, поскольку все это надо визуализировать.

Как если бы Муслим Магомаев съездил на Ямайку и вдохновлялся регги и фанком!

Сейчас выйдет песня, на которую я осенью снял клип, — мы его сейчас доделываем, и после Нового года она выйдет. Я думаю, что сейчас будут синглы, хотя у меня есть два записанных альбома — альбом с группой The Soul Surfers и альбом SunSay с экспериментами в стиле афробит, соул и регги с элементами советской кинематографической музыки. Мы пытались все это совместить, как если бы Муслим Магомаев съездил на Ямайку и вдохновлялся регги и фанком! Есть песня «Снежно» — это первый сингл с этого альбома. Песня «Пари» тоже будет на этом альбоме.

The Soul Surfers — отличные музыканты. Мне они тоже очень нравятся. У них недавно вышел альбом с самим Янко Ниловичем — такое ощущение, что их больше знают за границей, чем у нас.

— У нас то, что на слуху, — это одно, а то, что про Музыку, — иногда другое. Невозможно заставлять, но необходимо просвещать людей — есть классные музыканты, многие остаются в андеграунде, и то, что продается на виниле, [предназначено] скорее, для меломанов и тех, кто действительно умеет слушать музыку.

The Soul Surfers за 10 дней продали тысячу винилов. Эта музыка нужна, и какая-то часть людей слушает это и здесь. Для начала нужно делать по-настоящему классную музыку, и еще нужен правильный менеджмент! Я знаю, что мы можем сосредоточенно реализовать то, во что мы верим, и найдутся единомышленники, которые помогут все это воплотить. Нужно иметь сонастроенную команду, и иногда уходят годы, чтобы она сформировалась!

— У вас было множество дуэтов с разными артистами. Назови три самых крутых.

— С Алиной Орловой у меня был прекрасный дуэт, и еще фанаты сделали мультяшный клип, называется «Home». У нас пока не вышла песня с Сheсk'ом и Fuze'ом, она готова полностью! С Ваней Дорном есть совместная песня «Время — мираж». С Джоном Форте у нас был очень удачный фит «Wind Song», его слушали и в Америке, и здесь. Это то, что нам открыло дорогу в мировой тур с американцами — Лондон, Париж, Берлин, Нью-Йорк. Мы очень здорово поиграли. Это был непродолжительный, но очень ценный опыт! Эта песня нам открыла многие двери!

— Есть ли дуэт мечты?

— Не знаю, я об этом не думал. У меня сейчас песни пишутся хорошо, я полгода просидел с гитарой. Я и так сделал достаточно фитов и вылезать за чей-то счет не вижу смысла. Если сведет с кем-то судьба... О! Я могу сказать про Мишу Нестерова, с которым мы сделали чудесные песни — «Выше головы», например. Мы давно с ним сотрудничаем, он продюсирует многие песни, иногда присылает музыку, а я пишу текст. Сейчас у него есть новый проект «Блажь» — очень интересный. С его проектом All-In Orchestra тоже есть фит «Endless Love». Миша Нестеров — это музыкант, композитор и продюсер, живущий в Петербурге. С ним у нас записана очень крутая песня «Дети», мы ее еще не выпустили. Я думаю, что мы сделаем серию песен с «Блажью». Это будет SunSay и «Блажь», планируется три-четыре песни, я вчера как раз с ним разговаривал. Скорее всего, мы это сделаем.

— У вас очень выразительный «черный» вокал.

— Спасибо, это из-за того, что я вдохновлялся чернокожими исполнителями.

— Мне интересно, как он формировался. Кто изначально был вашим ориентиром?

— Изначально это были Боб Марли, Лорин Хилл, Сэм Кук и Муслим Магомаев, ну и Фрэнк Синатра в последнее время! Я никому не подражаю — я знаю силу своего голоса и стараюсь использовать то, что у меня есть. Но я восхищаюсь многими исполнителями и считаю их великими — это Марвин Гэй, безусловно, Нина Симон, Фредди Меркьюри!

© Предоставлено Андреем Запорожцем

— Вокалу вы учились, уже будучи известным исполнителем?

— Да, учился, брал уроки у разных преподавателей. Учился и в России, и у американцев брал уроки, много занимался онлайн. Я слежу за преподавателями — занимаюсь регулярно, но ничего не заканчивал.

— Я слышал, что к этому как-то причастна Тося Чайкина.

— Я учился у ее мамы, она преподаватель академического вокала. Она [Тося] так и поет, потому что ее мама учила. Овладеть голосом — это одно, а преподавать — немного другое.

— Я хочу процитировать вашу фразу из одного интервью: «Если я вижу вокалиста, который умеет что-то, чего не умею я, то я завожусь и хочу научиться делать так же, как он, или даже лучше». А можно на наглядных примерах?

— Это было раньше, сейчас я думаю, какую я песню сочиню. У меня период сочинительства, и я этому учусь, потому что исполнительского мастерства мне на данный момент достаточно. Я делаю песни, что-то около соула и блюза, и этими вещами я более-менее овладел. Чтобы учиться индийской традиционной музыке, нужны годы! Традиции настолько глубоки, что их можно изучать всю жизнь! Сейчас для меня менее важна техника, нужно сосредоточиться на состоянии, которое я хочу передать.

— Из просмотренных мною ваших недавних клипов меня заинтересовал «I Know What's Right». Это песня к фильму «Шафрановое сердце», к фильму-медитации, как написано в анонсах. Можешь рассказать об этом?

— Мои друзья-москвичи, которые живут в Индии сейчас, Паша Маклай и его жена Тася, еще несколько человек снимали в буддийском монастыре, вместо актеров были настоящие монахи, и на коленках они сделали красивый фильм. Мы ездили в тибетскую резиденцию, оставались там на ночь и общались с персонажами фильма. Я не участвовал в съемках, но знаком с персонажами, которые там снимались. Я провел время в монастыре — это замечательный мир. Вообще тибетцы — удивительный народ, который сохранил внутреннюю чистоту.

— Я читал, что группа SunSay делала музыкальное подношение далай-ламе. Что это означает?

— Я пел ему песню, и так сложилось, что музыканты приехать не успели.

— Где это было?

— Это было в Риге на его учениях, мы еще вместе обедали.

— Значит, вам удалось с ним лично пообщаться. Какие впечатления?

— Я восхищаюсь этим человеком — он настолько сострадательный и добрый! Его святейшество уделил внимание всем людям, которые задавали ему вопросы. Он относится ко всем с любовью, и большое счастье, что мы с ним пересеклись и живем в одно время! Это было очень радостно и незабываемо!

Нам необходимо слышать себя и идти своим путем!

— Вы перекинулись парой слов или это был обстоятельный разговор?

— Мы подержались за руку несколько раз, и я спел ему небольшой фрагмент песни. После этого мы играли концерт, но он уже уехал. Там было очень много людей, приехало огромное количество буддистов со всего мира.

— Вы уже много лет занимаетесь духовными практиками. Я мало что в этом понимаю, поэтому не буду углубляться в дебри, просто интересно: как это повлияло на ваш характер? Стали ли вы спокойнее и уравновешеннее? Мне из нашего разговора показалось, что вы — человек если не конфликтный, то очень принципиальный.

— Я не могу сказать, что я конфликтный, просто у меня есть позиция, и я ее отстаиваю. Сейчас мне не хочется говорить о религии — я понимаю, что у каждого человека есть путь и, чтобы продвигаться, нужно быть в контакте с самим собой. Люди не достигают глубоких состояний в толпе. Великие учителя обычно достигали чего-то в одиночестве. По-настоящему сильные люди не стремятся толпиться, и у меня такой период, когда я пытаюсь понять, кто я на самом деле и что у меня внутри. Я не бегаю к учителям и не прошу их сказать, что мне делать. Сама религия может как помочь, так и помешать человеку — зависит от того, что именно он в этом находит. Если он открывает и ищет, то религия здесь ни при чем! Хотя настоящие учителя дают практики и возможность продвинуться, но все открытия приходят изнутри. Нам необходимо слышать себя и идти своим путем! Тогда мы по-настоящему можем быть полезны другим людям!

— Каким для вас был 2020-й?

— Это был очень сложный год, но он мне дал очень многое понять, и я за это благодарен. Он дал мне время побыть с собой и понять, что я буду делать дальше. Он дал понять, что я могу довольствоваться малым, и сейчас я вижу в себе большие возможности. Я хотел бы пожелать людям сохранить свой внутренний мир несмотря ни на что, потому что дальше не будет легче. Судя по всему, нас будут дальше испытывать, и очень важно не потерять связь друг с другом, не злиться, не впадать в уныние. Где бы мы ни находились, мы все связаны — все человечество. Мы должны оставаться открытыми.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244945
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246496
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413083
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419567
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423640
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428943
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429597