14 января 2021Современная музыка
219

Душа простая

Памяти Сергея «Сили» Селюнина (1958–2021): как его группа «Выход» записывала «Брата Исайю» — один из первых отечественных рок-магнитоальбомов

текст: Александр Кушнир
Detailed_picture© Светлана Рудова

15 января в Санкт-Петербурге пройдут похороны Сергея «Сили» Селюнина — пионера русского рока, лидера группы «Выход», в которой он был единственным незаменимым участником. Дебютный магнитоальбом «Выхода» попал в пятерку лучших записей 1982-го по версии самиздат-журнала «Рокси» — вместе с альбомами Майка Науменко, «Аквариума» и «Кино». Последней работой Сили стала пластинка «Подкрался (нежно)», вышедшая в 2019-м. За 37 лет хаотичной творческой жизни и демонстративного безразличия к шоу-бизнесу Сергей Селюнин записал почти два десятка самобытных альбомов, в которых соединяются диссидентские традиции русской бардовской песни, регги-ритмы и панковское отношение к музыке и жизни, дал множество концертов на больших фестивалях и квартирниках, выпустил автобиографическую книгу «Как ЯДелал рок-н-ролл». С альбома «Выхода» началась история контркультурного лейбла Олега Ковриги «Отделение ВЫХОД», ставшего главным пропагандистом музыки Сили и других отечественных рок-аутсайдеров.

В память о Сергее Селюнине мы публикуем главу из книги Александра Кушнира «100 магнитоальбомов советского рока» о том, как создавался первый альбом «Выхода» «Брат Исайя».

«Выход» — «Брат Исайя» (1982)

По итогам 1982 года, обнародованным в самиздатовском журнале «Рокси», дебютный альбом группы «Выход» попал в пятерку самых лучших записей сезона — в одном ряду с «LV» Майка, «Табу» группы «Аквариум» и «45» группы «Кино». Вместе с тем «Выход» можно было считать рок-группой достаточно условно. На раннем этапе, оттолкнувшись от бардовской традиции, поэт и композитор Сергей «Силя» Селюнин сочинял одухотворенные рок-баллады, периодически перескакивая с КСП на регги, блюз и неявную психоделику. Акустический орнамент его песен был обусловлен двумя факторами — невозможностью играть в Ленинграде электрические концерты и невысоким техническим потенциалом группы. От полной халявы в музыкальном плане «Выход» спасал скрипач Андрей Заблудовский, ставший вскоре лидер-гитаристом группы «Секрет». Он доводил до завершенного вида мелодии песен Сили, являясь их основным аранжировщиком.

Ритм-секцию «Выхода» составляли влюбленные в регги и «новую волну» Михаил Брук (барабаны) и Александр Андреев (бас), про музыкальное мастерство которых ироничный Силя выразился в духе «одно дело — любить, а другое дело — уметь играть». Как бы там ни было, именно Брук с Андреевым подсадили Силю на песни Боба Марли, принеся другу домой целую пачку пластинок с ямайской музыкой.

Следствием подобной регги-подготовки оказался заглавный хит «Брат Исайя» — несколько неожиданное для Сили обращение к библейской тематике: «Дверь заперта, брат Исайя, открой! / Мертвый или живой!» Этот регги, написанный Силей во время прогулки от дома до электрички, впоследствии оказался одной из самых популярных его песен и давал богатую пищу для всевозможных толкований.

«В идейном смысле “Брат Исайя” ничем не навеян, — признавался Силя в эксклюзивном интервью для книги. — Я прикололся к рифме “кайя-Исайя”, но потом слово “кайя” из песни куда-то ушло, и осталась рифма “душа простая”. Позднее мои друзья нашли в этом тексте глубокий смысл — мол, это написано про Солженицына (так как он Исаевич), чего в песне отродясь не было».

Основная часть композиций дебютной программы «Выхода» была написана Селюниным в 1979–1982 годах и представляла собой смесь хиппистских гимнов и эротических откровений («Торчу с твоих ног», «Капли кайфовой росы» и др.). Эти песни балансировали по самому краю утонченного вкуса, не переходя в открытую похоть и оставаясь где-то на территории царства Вечной Мечты.

Как ни банально это звучит, сюжеты для песен Силя брал из своей жизни. Физик по образованию и будущий кандидат наук, он без ложного пафоса насыщал будущие композиции бурными алкогольными воспоминаниями с обостренным сексуальным восприятием действительности и остроумнейшим стебом — казалось, надо всем на свете. Одной из таких песен был «Хиппарь» — разудалый манифест раздолбайства, насыщенный легко читаемой самоиронией. Еще одна из композиций, «Капли кайфовой росы», была написана Силей в приступе «похмельного стыда» после очередной белой горячки. В ней оказались перемешаны мелодии его композиций «Они ползут по стенам» и «Собирательница капель». С сильнейшего бодуна Силя взял припев первой песни и куплет второй и механически их соединил в единое целое.

— Свой звук мы искали с помощью ганжи, — с улыбкой вспоминает Силя. — Записав на репетиции новую песню, мы курили косяки и, слушая собственные опусы, восторгались: «О, какой классный у нас звук! Вот это ништяк! Прямо целый оркестр!»

При наличии буйной фантазии композиции Сили могли ассоциироваться у слушателей как с прибомжованным вариантом акустических опусов раннего Макаревича, так и с творчеством переевших кислоты музыкантов «Аквариума», пародирующих композиции с собственного магнитоальбома «Акустика».

«Я свои тексты никогда не осознавал как основную деталь, — говорит Силя. — Ведь начиналось все с чего? “Хей-хей-хей” — и ритм, и тексты как заполнение... Надо уметь замечать, что если слишком умный текст, то непонятно, зачем его под барабаны петь. А если текст глупый, то он и под барабаны пойдет».

Одной из сильных сторон Сили как творческой личности было не только удивительное чувство экспромта, но и отсутствие каких-либо комплексов по поводу звучания собственной группы.

«Свой звук мы искали с помощью ганжи, — с улыбкой вспоминает он. — Записав на репетиции новую песню, мы курили косяки и, слушая собственные опусы, восторгались: “О, какой классный у нас звук! Вот это ништяк! Прямо целый оркестр!”».

Как гласит история, в электричестве ранний «Выход» отыграл всего два концерта. Как правило, начинались они с того, что луч света очерчивал силуэт человека в капюшоне, который буйно молотил по барабанам. Затем шел забойный хард-роковый рифф, после чего Силя начинал орать «Брата Исайю». Вообще среди девяти песен, вошедших в одноименный альбом, в электричестве исполнялись только «Хиппарь» и «Брат Исайя». Все остальные композиции исполнялись группой в акустике на многочисленных квартирниках. В конце концов именно после подобных концертов Силю истерзали друзья, настоявшие на записи магнитоальбома как «вполне осмысленной работы на вечность».

Звукозаписывающая сессия состоялась в июне 1982 года на квартире у Саши Бавина — обладателя бытового магнитофона и самопального микшерного пульта весом около двадцати килограммов. К пульту были подключены микрофоны, два из которых находились у Сили (голос, гитара), один — у Брука (бонги) и один у Заблудовского, который в зависимости от ситуации либо играл на скрипке, либо подпевал.

Как гласит история, у басиста Саши Андреева собственного микрофона не было. Он сидел в глубине комнаты и задумчиво ковырял на акустической шестиструнке. В нужный момент он подкрадывался к одному из микрофонов и, по выражению Сили, «делал маленькие соло-феньки». Как минимум одна из них, проникновенно исполненная Андреевым в композиции «Торчу с твоих ног», до сих пор берет за душу. Сам Селюнин играл на древней гитаре производства ленинградской фабрики имени Луначарского, принадлежавшей Дому медицинского работника. К моменту записи альбома из двенадцати струн в живых осталось лишь восемь.

«Все получилось размеренно и по кайфу — не в смысле аранжировки, а в смысле настроения», — вынес спустя полтора десятка лет свой вердикт Селюнин.

Несмотря на то что микрофоны беспрерывно капризничали, атмосфера во время сессии была приподнятая. Песни переписывались только в том случае, если Силя наглухо забывал слова. Фальшивые ноты, ритмические сбивки и корявые партии в расчет не принимались.

В первый день было записано девять песен — больше трех четвертей предполагаемого материала. После чего обрадованный Силя отправился в гости, где прозаично нажрался до розовых слонов и концовку записи тупо продинамил. В результате незафиксированным остался один из его основных хитов — щемящий белый блюз «Машка, я твой парень» — возможно, одна из самых жалостливых концертных композиций ленинградского рока начала 80-х.

Итак, альбом «Брат Исайя» пошел в народ недописанным — с общей протяженностью где-то в 35 минут. Несмотря на ряд музыкальных находок, своеобразный гитарно-скрипичный саунд и утонченную иронию большинства песен, «Брат Исайя» являлся классическим образцом халявно сделанной работы. Другое дело, что отчасти именно это обстоятельство добавляло опусу элемент немалого обаяния и притягательности. Ведь в то время у «Выхода» по определению не могло быть другого альбома.

«То, что мы записали, — вспоминает Силя, — не было конечной формой альбома. Сама пленка планировалась к использованию в качестве матрицы, разрезанной и склеенной в нужном порядке. Но все так и осталось в первоначальном виде».

С тех пор утекло немало воды, которую «Выход» баламутил как хотел и когда хотел. Несколько лет группа и вовсе не давала концертов — под благовидным предлогом «мы справляем траур по новому басисту». Когда же после незатейливого творческого тайм-аута Силя попробовал записаться в электричестве (альбом «Безобразие»), он первую половину сессии все-таки проработал трезвым, а вторую — «совершенно уже нет».

«На этом альбоме переход от сознательного к бессознательному был для меня особенно важен», — откровенничал он в беседах со мной спустя несколько лет.

В начале 90-х годов Силя временно стабилизировал состав группы (с участием Олега Сакмарова (флейта), Петра Акимова (виолончель) и Вани Воропаева (альт)), но только не свое расслабленное отношение к жизни. Возможно, именно благодаря этому он не подвергся зверскому испытанию куплей-продажей и раскруткой в массмедиа. Почему и жив, хотя и не знаменит. Его лучшие концертные боевики — «Инспектор ГАИ», «Женщины как лошади», «Город кастрированных поэтов», «Мой лучший друг», «Пригласи меня на анашу» — любимы многими и в разных городах. А кавер-версию наутилусовских «Прогулок по воде», превращенных «Выходом» из трогательной философской притчи в стебный музыкальный комикс, стоит рассматривать как нечастый случай, когда копия не уступает оригиналу.

Что же касается «Брата Исайи», то на компакт-диске этот альбом так и не был издан [1]. Оригинал альбома долгое время хранился у басиста Саши Андреева, который не без оснований полагал, что у Сили матрица все равно пропадет. Алогичность ситуации заключалась в том, что, когда Силя все-таки созрел выпустить «Брата Исайю» на компакт-диске, Андреев активно запротестовал. В качестве аргумента он приводил доводы о том, что у группы нет никакой гарантии, что фирма, выпускающая этот альбом в России, произведет квалифицированную реставрацию оригинала.

«Поеду-ка я лучше вместе с нашим альбомом в город Сан-Франциско, — неторопливо рассуждал Андреев. — У меня там есть знакомый звукоинженер, который уже много лет восстанавливает у себя в домашней студии концертные бутлеги группы Doors. Теперь они звучат даже лучше, чем официальные альбомы. Вот у него-то мы “Брата Исайю” и подчистим».

В Сан-Франциско Андреев едет и по сей день. В противном случае это был бы просто не «Выход».


[1] Когда книга готовилась к печати, альбом «Брат Исайя» был издан на лицензионной кассете «Отделением ВЫХОД».


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241858
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249715
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416368
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420588
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425842
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427186