1 февраля 2021Современная музыка
269

«По пальцам можно пересчитать людей, которые генерируют смыслы»

Паша Жданов, лидер группы «Ада», — о новом сольном альбоме «Соледад мортале», на который повлияла поэзия Лорки и Кушнера, и о любви к «Любэ»

текст: Сергей Мезенов
Detailed_picture© Предоставлено Павлом Ждановым

29 января Паша Жданов, вокалист московской группы «Ада», выпустил новый сольный альбом «Соледад мортале». Сергей Мезенов созвонился с музыкантом, который «поет о том, о чем больше не поет никто», и поговорил сразу обо всем — о дружбе с «Комсомольском» и чувствах к «Любэ», о важных темах и переводной поэзии, а также о творческой свободе и божественных поцелуях в темечко.

— Я начну сразу с козырей. В Time Out недавно вышел, как у всех, материал с итогами 2020-го, и в нем был раздел, в котором музыканты выбирали любимые альбомы года. И вот девушки из группы «Комсомольск» внесли в свой список альбом «Ады» и написали, что это песни о вещах, «о которых, кроме Пашка, никто не поет». Скажи: когда ты с подобной формулировкой встречаешься, ты понимаешь, о чем это? О чем ты поешь, о чем не поет больше никто?

— Прежде всего, тут надо понимать, что это ситуация из разряда «кукушка хвалит петуха». Когда этот материал вышел, Ваня, бас-гитарист «Комсомольска», скинул мне ссылку со словами: «О, смотри, “Комсомольск” заценил новый альбом “Ады”!» Я отвечаю: «Ну я тоже отметил вас» (смеется). И присылает мне какую-нибудь гейскую фотку; такое у нас взаимодействие, дружим мы с Ваней. Так-то в принципе я, возможно, понимаю, о чем это, — скорее всего, они имеют в виду тематический диапазон и, в частности, мое частое обращение к теме смерти. Если взять какой-то среднестатистический русский рок, новую волну или что-то вроде, то спектр тем, затрагиваемых в песнях, довольно узкий. Мне никуда не надо идти или некуда пойти, мне грустно, я хочу, чтобы всегда было лето, мне страшно жить без мамки — о чем там 18-летние пацаны поют, короче. Поэтому в гитарной музыке о чем ни спой, это уже будет чем-то, о чем никто не поет (смеется).

© Предоставлено Павлом Ждановым

— Ну а если говорить на уровне осознанного авторского намерения?

— Мне вообще интересно каждый раз касаться какой-то новой темы. Если я о чем-то уже писал, я или к этому больше не возвращаюсь, или с новой стороны какой-то захожу. Понятно, что про любовь и смерть можно написать миллион песен, — группа H.I.M. на этом карьеру построила и не один десяток других групп. Интересно не только тематически что-то новое пробовать, но и расширять авторский вокабуляр от песни к песне. Когда анализируют творчество какого-нибудь суперского рэпера забугорного, Кендрика Ламара или Эминема, говорят: «В его подстрочнике столько-то десятков тысяч слов», меряются этим, выясняют, кто самый умный рэпер. У нас, по-моему, это Noize MC был, по крайней мере, до пришествия Оксимирона. Когда есть возможность не в ущерб истории использовать в песне какое-то словечко или оборот, которые я раньше не использовал, думаю: «Прикольно, надо брать».

— У тебя есть блокнотик специальный, куда ты это записываешь?

— Думаю, почти у всех, кто пишет песни, есть что-то такое — файл на компьютере, заметки в телефоне. У меня все это хранится отложенным сообщением в моем паблике во «ВКонтакте» для десяти человек — если вдруг что, через год все мои наработки всплывут (смеется).

— Вообще если говорить в целом — когда ты пишешь песни, ты понимаешь: «Вот это “Ада”, а вот это — уже нет»?

— Это все в процессе определяется и трансформируется. Как я обычно рассуждаю: если песня достаточно простая, если ее можно, грубо говоря, взять и одному сыграть под гитару, если это классическая структура — вступление, куплет, припев, бридж, куплет, припев, кода, то это стопудово «Ада» будет. Опять же есть нюансы — наш гитарист Денис может сказать: «Я не хочу это играть, мне тут слова не нравятся» или еще что-нибудь кому-то не нравится. Я в таких случаях думаю: «Да вы че, офигели?» — но говорю: «Ну и ладно, запишу это сам, у меня еще лучше получится» (усмехается).

— Такое у вас происходит?

— Периодически происходит, да. Я держусь, держусь, коплю в себе все эти обиды… (Смеется.)

— О господи, как ты такое написал, зачем? Такое вообще нельзя никому показывать!

— А наоборот бывает? Что ты выпустил сольник, а тебе говорят: «Блин, ты че, такую песню зажал»?

— Было такое, что я скидывал в наш чат в Телеграме черновик, какую-нибудь зарисовку — я-то уже представляю, как она должна звучать, но мне иногда бывает лень делать демку полноценную, все партии расписывать. И я думаю: «Ну, в принципе, ребята должны будут понять, что из этого можно сделать». А они слышат этот сырой материал — и такие: «Э, че-то слабовато, че-то скучновато». Я думаю: «Да как скучновато — это же эпичная песня, на разрыв!» А потом, когда я ее записываю полностью со всеми инструментами, — «Блин, нормальная песня, можно было и сделать» (смеется).

— Я почему спрашиваю о разделении — у меня, например, по «Частностям и деталям» и новому мини-альбому есть ощущение, что ты на своих сольных записях себя несколько свободнее чувствуешь как автор.

— Ну, я там себе больше «я» позволяю. Что-то более едкое могу исполнить. На «Частностях» есть песня «Не для меняяяя» — там такое впечатление складывается, что я какой-то мерзкий, желчный, мелочный, отмороженный чувак. Ребята, когда послушали, сказали: «О господи, как ты такое написал, зачем? Такое вообще нельзя никому показывать!» А это одна из моих любимых песен на этом альбоме, потому что она по структуре и по подходу к тексту вообще ни на что не похожа. Мне самому интереснее, когда нет никакой строгой рамки — какой размер, какой ритм: захотел и поменял размер, захотел — вообще что-нибудь не в рифму, в духе верлибристов загнул. И все о'кей, все работает, если это с правильной интонацией подавать. А тут еще интонация такого обиженного на мир персонажа — она, в принципе, мне присуща в какие-то моменты, но не настолько. Так что, когда чуваки сказали, что такое нельзя никому показывать, я подумал: «Ну ребят. Ну это же песня».

— То есть все-таки есть ощущение, что «Ада» — это некоторая рамка, которая тебя определенным образом направляет?

— Прежде всего, это четыре головы — сейчас даже пять, с московской презентации с нами пятым Илья Канухин играет из MariMari!, если помнишь такую старую владивостокскую группу. Он барабанщик в «Космосе на потолке», другие проекты у него есть. Хотя он, кстати, наоборот, максимально либерален к симпатичному ему авторскому высказыванию. Он переиграл сессионщиком во многих группах — в The Retuses, в Parks, Squares and Alleys — и знает, что такое играть с удовольствием любой материал: будь то свой, будь то чужой. У нас просто так повелось, что все-таки мы — группа, нам все решения надо принимать сообща, и не всегда это дается легко. Еще одна рамка — инструментальная: количество выразительных средств в рок-группе известно — бас-гитара, гитара, барабаны.

Никакие семплеры и компьютеры не заменят тебе на сцене твоих товарищей, которые почему-то до сих пор играют с тобой твои эти непопулярные песни.

Есть вопрос навыков технических — вот у тебя есть состав, но не все ты с ним сможешь сыграть. А какую-то музыку ребята просто не любят. Например, песню «Обзор» я бы с удовольствием играл живьем, но там есть вступление такое околосладжевое длинное, и мы его как-то пытались к другой песне прилепить, но Денис сказал: «Нет, ну я не могу это играть, это невыносимо, это очень скучно». Или в песне «Держим в памяти» с третьего альбома у нас есть такое полутора- или двухминутное вступление на трех аккордах, с саксофоном, со всеми делами. Я в этот момент погружаюсь в песню, чувствую: «Вот оно, вот оно, щас е∗нет!» — а он говорит: «Я не могу больше это играть, все, давайте сразу начнем с быстрой части!» То есть вкусовая такая фигня. И по итогу понимаешь, что вместо того, чтобы рубить идею на корню, проще воспользоваться искусственным интеллектом, который справится с моими задачами. Но что касается живых выступлений, никакие семплеры и компьютеры не заменят тебе на сцене твоих товарищей, которые почему-то до сих пор играют с тобой твои эти непопулярные песни.

— Если говорить о «Частностях и деталях» и «Взрослом альбоме», то как эти песни создавались, в каком порядке?

— Большую часть «Взрослого альбома» мы сделали за 2019-й — уже к зиме 2020-го мне было понятно, какие песни в него войдут, в каком порядке. В течение весны, когда уже объявили карантин, мы записывали инструменты по отдельности — я хорошо помню, как в конце мая, в последних числах, я за два дня накопил дома все вокалы. Июнь и июль это все сводилось. Очень хорошо, что времени свободного было много, иначе так быстро у нас ничего бы не вышло. Я работаю на государственную контору, у меня была великолепная весна — я получал полноценную зарплату и за два с половиной месяца ходил на работу, наверное, два или три раза. Я думал: «Почему раньше мы так не делали?!» (Смеется.) Много еще в это время просидел в компах, кучу подкладов инструментальных сделал. Были мысли: есть знакомая трубачка, есть пианист крутой, подключу их. А потом думаю: любое дополнительное взаимодействие с человеком удлиняет процесс производства в разы. И не всегда ты получаешь нужный результат, как у нас вышло с мальчиком Мишей, который в последней песне поет (смеется). Он классный парень, все вставки между песнями хорошо зачитал, и спел он… Душевно. Так что все трубы, все оркестровки — это я взял на себя.

На «Частностях и деталях» были, по сути, более свежие песни, хотя и вышел он раньше — я их постепенно выпускал с начала 2020 года. Пара песен вышла в январе, потом еще две в феврале, потом уже остальное я во время карантина доделывал и решил, что стоит все это выпустить одной пачкой.

— Я почему спрашиваю — у меня просто сложился такой славный нарратив, что большая свобода «Частностей и деталей» повлияла и на материал «Ады», который тоже пошел в каком-то неосвоенном направлении. Но, получается, так нельзя сказать?

— Да, получается, это все было параллельно. С «Адой» у нас всегда было так, что то, что у нас релизится сегодня, — это такой слепок прошлого двух- или трехлетней давности. У нас выходил, например, первый альбом, а к этому моменту уже был полностью написан и наполовину записан второй и наполовину написан третий.

— А песни с «Соледад мортале» когда были написаны?

— «Жителей Земли» я написал буквально пару недель назад, на выходных, и сразу сделал. А все остальное — это 2020-й; какие-то наброски я успел сделать еще во время карантина, но в основном я за него сел где-то в ноябре-декабре.

© Предоставлено Павлом Ждановым

— Сольно, получается, дистанция между началом работы над материалом и его выпуском гораздо меньше?

— Да, тут большая экономия средств, времени и нервов, потому что я еще свожу и мастерю это все сам. Мне так проще — то, что я себе накручиваю в Ableton'овских проектах, я не знаю даже, как можно было бы какому-то звукорежиссеру объяснить, чтобы он понял, чего я от него хочу, и смог это реализовать. Так что это такой принципиальный do-it-yourself подход. Вот я написал песню три недели назад — на следующий день я сел собирать минус (смеется) или как это называется в хип-хопе. У меня был семпл, еще один семпл, еще какая-то партия — я за день нарезал весь этот минус. Потом еще день правил текст, денек на запись вокала, еще два дня на сведение — и все, готово. Песня под ключ за четыре дня. Но опять же нужен накопившийся предварительно материал; совсем с нуля так едва ли нагородишь.

— Мне в песне «Тот, кому есть о чем спеть» очень нравится момент, когда там появляется вопрос. «Последний крунер», в общем-то, в ту же сторону.

— Ну да, они все три объединены…

— Ну да, и «Жители Земли» тоже об этом, хотя немного с другой стороны. Здесь чувствуется какой-то вопрос про творчество и его восприятие, какое-то неудовлетворение — о чем поете, как слушаете, что-то такое.

— В принципе, ты верно все считал. С каждым годом все тяжелее найти что-то, что самому было бы интересно послушать. С зарубежной музыкой другая история — какие-то вещи в тексте считываешь, в целом понятно, в чем смысл, но все равно голос работает как инструмент. А так — помню, когда еще был маленький, едем с отцом в машине, врубаем какую-нибудь кассету, и в один прекрасный момент у меня созревает вопрос: «Папа, а что в песне главное — музыка или слова?» И он мне говорит: «Сынок, мы русские, для нас слова» (смеется). Вся эта наша литературоцентричность, сколько этому в школе внимания уделяют, поэзии, прозе (особенно если ты все это читаешь действительно, а я старался все успеть освоить) — все это оставляет свой отпечаток. А потом, если ты после школы еще что-то почитал, и после университета еще что-то почитал, и тебе уже не 18 лет — сложно реагировать на какую-то голую эмоцию в песне, которая никак не артикулирована даже. Не хватает идей, не хватает поэзии, не хватает чувства русского языка. По пальцам можно пересчитать людей, которые генерируют смыслы какие-то. Все, кого у нас сейчас хвалят, — это, как правило, или про необычную форму, или про повестку. Джон Кейдж тот же говорил: формы иногда достаточно, тот факт, что мне нечего сказать, и есть высказывание. На альбоме «Доброе слово» есть песня-цитата в двух вариантах, и она достаточно грустная. Мне все равно не хватает этого, какого-то месседжа. Скажи мне что-нибудь.

Я давно для себя решил, что музыка хороша в двух случаях. Либо она тебе не мешает думать — просто какой-то хороший саундтрек, фон к твоему мыслительному процессу или наблюдению, восприятию мира. Либо она, наоборот, наталкивает тебя на какие-то мысли. Если она ни то ни другое, то вообще непонятно, зачем ее слушать. У меня месяц назад сломался плеер — да, у меня в 2020-м был плеер, — и я оформил первую в жизни подписку наконец-то на музыку во «ВКонтакте», теперь могу слушать все без рекламы и даже с погашенным экраном телефона (смеется). И теперь вместо того, чтобы скачивать архивы с айфолдера, я стал добавлять себе в закладки разное, что-то такое, где есть что послушать.

Зачем некоторые этим вообще занимаются, откуда столько уверенности в себе?

И вот я добавляю себе какой-нибудь «Источник», от которого наши критики были в восторге, — и понимаю, что это здорово сделано, что они просто через себя перепрыгнули офигеть как, особенно если сравнивать с тем, что было до этого. Но есть ведь и другие показатели: по гамбургскому счету до какого-нибудь King Krule они так и не допрыгнули — или на кого они там ориентировались, Animal Collective или Yves Tumor: что-то такое приджазованное, эклектичное, при этом легкое. Все здорово, круто, в России такого не очень много — но что он мне хочет сказать? Грув есть, мелодия есть, голос у него прикольный, но что он мне хочет сказать, я не понимаю. Нулевое сообщение. Поэтому и возникает у меня такой вопрос: зачем некоторые этим вообще занимаются, откуда столько уверенности в себе? Но потом я добавляю в закладки «Жарок», слушаю и все понимаю: и что, и почему, и зачем. Только про «Жарок» не напишут, что лучше них никто ничего на русском языке в 2020 году не спел, как написали про «Room for the Moon» на «Афише», хотя там полторы песни на русском вообще.

— В «Последнем крунере» ты еще в какой-то момент довольно мощно обращаешься к рэпу — это стоит воспринимать как разворачивание твоего вопроса о творчестве в сторону этого жанра в целом?

— На самом деле в голове у меня было, скорее, обращение к достойным образцам (смеется). Мне кажется, это довольно очевидный оммаж каким-то чувакам, которые мне нравятся, такие стилистические кивки моим любимым рэперам.

© Предоставлено Павлом Ждановым

— Еще меня интересовало название «Соледад мортале». То есть у меня вопрос по этому поводу в стиле Алексея Кортнева — нет, все понятно, но что конкретно?

— Соледад — это такое лоркианское одиночество. Лорка писал очень тоскливые и светлые при этом стихи, и с учетом его несчастливой любви к Дали и трагической кончины я могу воспринимать его переводную поэзию. Хотя, конечно, переводным стихам смело можно приписывать авторство переводчика. Со школьной скамьи и до 2013 года я и сам пописывал какие-то стишата, но буквально до позапрошлого года ничего не читал чужого сознательно: школьная программа, какая-то убогая сетевая поэзия, сборник Введенского, сборник Бродского, что-то еще по сусекам. И вот в конце 2019-го что-то щелкнуло, и я нырнул в этот мир удивительной графомании. При этом, когда ты сидишь дома, не охотишься на тигра, не строишь стену на границе с Мексикой, не бросаешь жену с тремя детьми и не употребляешь наркотики с богемой, — твоя жизнь недостаточно насыщенна, чтобы с определенным постоянством перерабатывать опыт в художественный продукт. И вот тут чужие стишата помогают, я люблю повырывать и поворовать образы. На этом альбоме, например, «Жители Земли» и «Этого теплой водой не запить» — максимально интертекстуальные вещи; я укажу всех своих «соавторов», кого вспомню, в сопроводительном материале к альбому. Еще мне нравится, что «соледад» созвучно «саудаде», а тоска по ушедшему — это то, чем мы все живем. Это чувство, которое рано или поздно заглушает все остальные, и в пределе оно «мортале».

Возвращаясь к Лорке, приведу цитату из свободного стиха моего неназванного поэтического наставника и бывшего научного руководителя по неорганической химии Михаила Арсеньевича Фадеева, подражавшего в нем Лорке: «Пузырек воздуха в сердце. Маленький, достаточно маленький». Что это значит? Что-то значит. Вот и вся поэзия таким образом работает — непонятно каким.

— Сейчас довольно резкий переход от высокой поэзии будет, но я давно хотел спросить об этом — было довольно неожиданно встретить на «Частностях и деталях» группу «Любэ». Как она там появилась?

— Я их с детства люблю — не удивлюсь, если в тот день, когда отец говорил мне про то, что главное — слова, мы как раз слушали «Любэ»; кроме их кассеты у нас еще были в машине альбом Михаила Круга «Мадам» и пара сборников с попсой начала нулевых. Взять, например, альбом «Зона Любэ» — авторский союз Матвиенко и Шаганова в 90-х был просто бомбой. Они взяли и написали песен десять таких сиротско-пролетарских. Не про березы и не про спецназ, а на простые, околобытовые, понятные каждому темы. И обрамление было правильное — это в нулевых уже пошли какие-то околоэстрадные стремные аранжировки, а если послушать альбом «Зона Любэ», там настоящий такой хард-рок, чуть ли не хардкор. Помню, заливал в Инстаграм видео, в котором я слушаю с котом концовку песни «Луна», так кто-то спросил: «Это что, The Cure?» Все это звучало очень свежо и одновременно в вечность — мне кажется, вышел бы этот альбом лет пять назад, все бы офигели. Ну а что стало потом, мы знаем.

Я еще буквально месяц назад прочитал автобиографию Александра Шаганова, мне батя как раз подсунул. С одной стороны, Шаганов — человек одаренный, гений: он написал песню «Конь», которую все считают народной. Как так звезды сошлись — песня написана при нашей с тобой жизни, а ее сто миллионов человек знают. А с другой, читаешь другие его тексты, для других исполнителей, или там стихи его есть в книжке — и все какое-то необязательное, корявенький такой слог, псевдокрестьянская такая поэзия, золотые облака в полуночной синеве. Так смотришь, и не поцеловал тебя никакой Господь — а песню про коня написал.

— Ну, может, он один раз поцеловал, а потом пятьдесят раз не поцеловал.

— Да, по головке погладил, а потом все — дальше сам.

Слушайте «Соледад мортале» в стриминговых сервисах


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249256
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415891
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420242
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425469
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426820