30 марта 2021Современная музыка
434

«СОЮЗ»: «Все накапливают силы для теплого времени»

Ретропоп-группа из Минска — о новом альбоме и любимой бразильской музыке

текст: Александр Нурабаев
Detailed_picture© Оля Шнаркевич

Минская группа «СОЮЗ» играет тонкий и изящный ретропоп, который одинаково нравится лейблу Ивана Дорна «Мастерская» (выпускавшему первые релизы группы), организаторам и посетителям фестивалей «Боль» и MMW и большинству российских музыкальных критиков, практически единогласно внесших альбом «II» в число лучших альбомов 2019 года. Закрепить успех пластинки помешала пандемия — у «СОЮЗа», как и у всех музыкантов, практически не было концертов, а внутри коллектива обострились разногласия, приведшие к уходу барабанщика Станислава Мурашко. В этом году группа снова вступает в активную фазу: уже сыграно несколько концертов и анонсированы новые, в том числе и выступления на крупных летних фестивалях, ну а главное — должен выйти новый долгожданный альбом, который музыканты почти закончили писать. Александр Нурабаев позвонил в Минск и поговорил с Алексеем Чумаком (вокал, клавишные, гитара) и Никитой Орловым (бас-гитара) о бразильских музыкальных корнях, необычных названиях песен и новом альбоме.

— К сожалению, я не был на вашем недавнем московском концерте и не знаю, в какой вы сейчас форме и сколько народу собираете. Но я был на вашем выступлении на фестивале «Боль» в 2019 году, и там вы стали одним из главных личных открытий. Вы мощно выступили, набился полный зал, и был очень горячий прием у аудитории, а также был хороший прием вашего последнего альбома «II» со стороны музыкальной прессы. У вас есть объяснение, почему ваша не самая современная музыка так пришлась ко двору?

Алексей Чумак: Мне кажется, мы живем в эпоху, когда современно все. Изобретение новых звуков закончилось еще в конце 80-х или начале 90-х. Все, что происходит с тех пор, — это смешение всего, что было прежде, в поиске свежего созвучия. И в этом контексте я бы не сказал, что наша группа несовременна, потому что сейчас такое время, когда актуально одновременно все. Можно увидеть группы, которые возрождают локальные музыкальные стили каких-нибудь отдельно взятых стран, популярные в 70-х. Или можно увидеть артистов, которые берут за основу ритм-секцию из одного периода (допустим, из второй половины 80-х), а все остальное — из других эпох. Так что в этом смысле наша музыка актуальна, как и любая другая. Наверное, это будет частичным ответом на вопрос.

Никита Орлов: Я бы только добавил, что это выступление на «Боли» было одним из наших лучших выступлений, тогда вообще все факторы сошлись.

— А где на вас приходят больше — в Москве или в Минске?

Алексей: Конечно, в Москве. Я объясняю это тем, что в Москве живет больше людей. Но на каждую музыку найдется своя аудитория, поэтому в Москве возможны концерты каких-нибудь суперандеграундных исполнителей из дальнего зарубежья, на которых придут даже 200 человек — и выступление окупится.

— Этой весной у вас будет выступление на фестивале AWAZ в Казани, о которой вы очень тепло отзываетесь в соцсетях. Чем вас пленил этот город?

Алексей: В 2019 году у нас хоть и не получилось организовать большой тур после выхода альбома, но нам все равно удалось много где побывать, и во многих городах мы были впервые, в том числе в Казани. Я прежде слышал о баре «Соль», куда нас пригласили выступить, и мне он понравился — место хоть и небольшое, но с классной атмосферой. Нас встретил казанский музыкант Митя Бурмистров, с которым я на тот момент уже давно общался в интернете, и вот мы наконец развиртуализировались. В Казани у нас был всего один день, и мы отлично его провели в компании приятнейших людей: и концерт был очень хороший, и погода прекрасная. Мы успели немного прогуляться по городу и пусть увидели его совсем небольшую часть, какой-то осязаемый дух города нас очаровал.

— В мае вы тоже в «Соли» будете выступать?

Алексей: Нам пока что неизвестно, на какой площадке будет концерт, знаем только, что это будет в рамках фестиваля AWAZ. Я так понимаю, что в Казани крупный фестиваль такого формата, со множеством нишевых артистов, в том числе из дальнего зарубежья, пройдет впервые, и это очень круто.

© Оля Шнаркевич

— С кем еще из российских музыкантов вы поддерживаете дружеские отношения? Полагаю, что с Женей Горбуновым.

Алексей: Да, с Женей получилось так: я следил за группой «ГШ» с момента выхода их первого русскоязычного альбома, который сильно изменил их звучание, и за сольными проектами Кати Шилоносовой и позже Жени. Вообще тот альбом, «ОЭЩ МАГЗИУ», в целом повлиял на меня: в тот момент, когда он вышел (это было еще до «СОЮЗа»), я делал очень жанровую музыку и боялся выходить за пределы этого самого жанра, делать поп-музыку слишком «странной» в смысле гармонии, структуры или инструментальной палитры; по сути, я не давал себе делать то, что мне всегда хотелось, переживая, что это может быть не понято слушателем. В общем, этот пример на соседней сцене здорово зарядил меня и помог осознать, что на любую музыку найдется свой слушатель, которому она будет близка, и об этом не стоит сильно переживать.

Уже когда вовсю шла работа над вторым альбомом «СОЮЗа», мне захотелось попробовать сделать что-то совместное с Женей, хотя мы и не были лично знакомы на тот момент. У меня была одна демка, которая, как мне показалось, может прийтись ему по вкусу, и я передал ее через нашего менеджера Макса, который был знаком с ним. Женя воспринял эту идею с энтузиазмом и вскоре прислал мне уже готовую песню. Так мы и начали общаться.

— Поскольку вы из Беларуси, то не могу не коснуться политики. В августе я делал материал о белорусской песне протеста, когда огромное число самых разных ваших музыкантов высказалось в песенной форме о ситуации в стране. Группы «СОЮЗ» — по крайней мере, на том этапе — в этом общем потоке слышно не было. Вы аполитичны или осторожничаете?

Алексей: Ну как же не высказались? Мы выпустили песню на сборнике «Long Play Belarus» с достаточно прозрачным месседжем, и там вроде все понятно. И у нас были посты в соцсетях — конечно, мы не можем назвать себя аполитичными. Как и все, мы переживаем за всё, что происходит у нас в стране.

— Какое сейчас настроение у людей в Минске?

Никита: Все накапливают силы для теплого времени.

— С 2017 года вы исправно выпускали по релизу в год, а вот в прошлом году промолчали, хотя поучаствовали в нескольких сборниках. С чем связана пауза?

Алексей: Еще в 2019 году, после выхода второго альбома, мы начали что-то придумывать и записывать что-то новое, а после случился такой 2020 год, которого никто не ожидал. В начале пандемии, когда вирус уже был в Беларуси и количество зараженных начинало расти, мы какое-то время боялись даже собираться на репетиции. После этого обострились разногласия в коллективе, и был период, когда мы решили не заниматься новыми песнями, сосредоточились на онлайн-концертах и на время отложили новый альбом. К тому же все, что произошло в прошлом году, сказалось и на эмоциональном состоянии. Во второй половине года мы продолжили заниматься песнями, начали появляться уже новые вещи и идеи. Сейчас мы записываем новый альбом и проводим последнюю неделю в студии.

— Из прошлогодних сборников, которые я упомянул, я бы выделил трибьют «Мумий Троллю». На мой взгляд, ваш кавер на «Северный полюс» — один из лучших на альбоме. Почему именно эта песня?

Никита: На эти вопросы мы очень часто отвечали во время промокампании (смеется). Мы выбрали эту песню, потому что у нас не оставалось особо выбора: мы вошли в проект на этапе, когда уже были заявлены крупные артисты, которые разобрали многие треки. Когда у нас появился выбор, мы решили взять «Северный полюс». Все сошлось классно, потому что мы смогли найти свой грув — песня не слишком обычная для нас. Моя связь с «Мумий Троллем» в том, что я в детстве их слушал еще на кассетах. Леша не слушал, но переварил на ходу.

Алексей: Пользуясь случаем, передам благодарность Ольге Чучадеевой, которая позвала нас поучаствовать в проекте. Кстати, если верить ее словам, чуть ли не все, с кем она общалась по поводу трибьют-альбома, выделяют наш трек. Даже на недавнем концерте в московском «Мутаборе» нас просили сыграть эту песню, правда, мы ее не подготовили. Быстро записали ее в начале прошлого года и успешно забыли после этого.

— От Ильи Лагутенко была какая-то реакция?

Алексей: Да, ему понравился наш трек, он вроде говорил в каких-то интервью и подкастах о нем и о нашей группе — об этом я тоже от Оли узнаю. «Мумий Тролль» даже комментит наши посты в Инстаграме. Приятно!

© Оля Шнаркевич

— Группу «СОЮЗ» обычно сравнивают с BadBadNotGood и Stereolab. У меня же немного другие ассоциации — всякий разный ретрофанк, джаз и босанова. Что-то из серии того, что играется на YouTube-канале Funked Up East, если знаете такой. Что вы любите слушать?

Алексей: Могу начать с BadBadNotGood — не знаю, почему нас очень любят с ними сравнивать, но предполагаю, что это из-за того, что у нас с ними во многом общие источники вдохновения. Funked Up East тоже, конечно, знаем, но и не то чтобы сидим днями на этом канале. Я не скрывал, что вдохновляет «СОЮЗ», — я говорил об этом в прошлых интервью, и у нас есть плейлист в Spotify, он периодически обновляется треками, которые мы любим. У нас много разных источников, но большую роль играет MPB (Música Popular Brasileira — бразильская популярная музыка). Это, по сути, название, объединяющее огромное количество жанров и локальных музыкальных движений, популярных в Бразилии с 60-х годов до сих пор. В целом тот факт, что в Бразилии практически отсутствует разделение музыки на «поп» и «серьезную» (Música Erudita Brasileira), многое говорит об изобретательности их поп-музыки. Эта музыка своеобразная, она трансформируется вместе с глобальными трендами и существует до сих пор. Нас в первую очередь интересует МРВ 70-х годов, в тот период еще свежи были недавние психоделические находки «Битлз», которые наслаивались на интернациональный тренд того времени — «джазовость» поп-музыки: ее бразильцы ощущали совершенно по-своему после изобретения в 50-х годах босановы, которая, в свою очередь, впитала местный фольклор. К этому всему добавляются еще поиск новых выразительных средств и открытость к звуковым экспериментам — один из важнейших бразильских звукорежиссеров и продюсеров того времени Рожериу Дюпра, например, был учеником Штокхаузена. Это очень особенная музыка, и, когда я ее впервые услышал, мне показалось, будто я нашел свой дом, — настолько все эти элементы были близки моему восприятию музыкальности. Конечно, мне сразу захотелось погрузиться и досконально изучить эту музыку и ее авторов. В нашей же музыке я использую уже синтезированный опыт этой и другой музыки и личных переживаний, в нем нет уже столько «бразильскости» — остается эмоция, которая универсальна.

— Назовите пару-тройку имен и альбомов, со знакомства с которыми стоит погружаться в МРВ.

Алексей: Я порекомендую то, с чего сам начинал это погружение. Первым был одноименный альбом Артура Верокая 1972 года. Вторым был двойной альбом Милтона Насименту и Ло Боржеса «Clube Da Esquina» того же 1972 года — очень важная веха для бразильской поп-музыки: он открыл стране и миру сцену штата Минас-Жерайс, все участники той записи вскоре начали вполне успешные сольные карьеры. Это невероятно красивый, изобретательный и необычный альбом, один из самых важных в моей жизни. На нашем втором альбоме можно найти песни с названиями «Насименто» и «Верокай», кстати.

Третьим альбомом в списке пусть будет «Sonhos E Memórias 1941–1972» Эразмо Карлоса, раз уж у нас тут сегодня записи 1972 года — без шуток, какой-то очень особенный год выдался в мировой музыке.

© Из архива группы «СОЮЗ»

— Вы частично ответили на вопрос из списка о загадочных названиях ваших песен. Насчет «Насименто» я сам догадался, что здесь есть отношение к Латинской Америке, так как Насименту (Насименто) — расхожая португальская фамилия. А вот что означают «Мируз» и «Тизита»?

Алексей: Тизита — это такой музыкальный жанр в Эфиопии, само слово переводится примерно как «ностальгия», похожее по значению слово есть, кстати, в португальском — saudade. Этот жанр имеет свои особенные гамму и гармонию. Наша песня была вдохновлена эфиопскими композиторами 70-х, которые писали тизиту, — Мулату Астатке, Хайлу Мергиа, Emahoy Tsegué-Maryam Guèbrou. А песня «Мируз» получила название в честь французского композитора Жан-Пьера Мируза. О нем мало что известно, мне просто нравился его саундтрек к фильму «Le Mariage Collectif» 1971 года. Это было рабочее название нашей песни, потому что пульсирующая партия струнных напоминала аранжировку композиции «Sexopolis» из того саундтрека. В итоге мы решили так все и оставить.

Никита: Еще в «Мирузе» есть отсылка к [Милтону] Насименту.

Алексей: Да, там есть прямая цитата.

— Мне очень нравится ваша песня «Офисная» — наверное, потому что сам просидел несколько лет в офисе. Я так понимаю, что это ты, Леша, написал ее, основываясь на личном опыте. Расскажи об этом.

Алексей: У меня логистическое образование, и одно время я работал логистом в офисе. Мне кажется, самый забавный факт об этой песне — то, что она действительно была придумана за столом на рабочем месте: это был день, когда никого, кроме меня, не было в офисе.

— Тебе пришла мелодия, и ты записал на диктофон в телефоне и отстукивал ритм на столе? Как это произошло?

Алексей: У меня чаще всего сперва появляется музыка, а слова приходят в последнюю очередь, но в этой песне, кажется, пришло сразу все вместе — и слова, и музыка. Я записал мотив в Garage Band на телефоне и позже, когда вернулся домой, придумал аранжировку.

— Я знаю, Леша, что ты талантливый дизайнер, чем и подрабатываешь. Денег от музыки на жизнь не особо хватает?

Алексей: Спасибо! Пока не очень хватает, особенно если учесть тот факт, что с началом коронавируса концертов стало в 10 раз меньше. Поэтому сейчас очень выручают альтернативные средства заработка. Мне с детства были более интересны визуальные виды искусства, вообще я мечтал, что буду художником, но мама отдала меня в музыкальную школу, и на нее уходило достаточно много времени вкупе с обучением в общеобразовательной школе. Тогда я злился из-за этого, потому что думал, что мне музыкальные способности не пригодятся, в отличие от художественных, и маме иногда приходилось буквально заставлять меня разучивать очередное произведение, но время расставило все на свои места, и оба увлечения стали моей работой; в общем, огромное спасибо маме.

Возвращаясь к дизайну, скажу, что получаю огромное удовольствие от работы над проектами, связанными с культурой и искусством, а особенно — с музыкой. Обложки и афиши я по-прежнему люблю делать больше всего.

— А обложки альбомов «СОЮЗа» — тоже твоих рук дело?

Алексей: Да, но над ними я стараюсь трудиться меньше всего. Хочется, чтобы в них был минимум «дизайна». Обложка второго альбома — это просто фото из Инстаграма. Я подписан на фотографа Ведрану Вукоевич и в один прекрасный день увидел эту фотографию у себя в ленте — и тут же представил ее обложкой готовящегося альбома. Написал ей, долго ждал ответа и уже отчаялся, но тут она ответила и разрешила использовать ее фотографию.

— Ваша музыка примечательна своей мультикультурностью и наверняка может нравиться тем же бразильцам. Есть ли у вас поклонники из Латинской Америки?

Алексей: Бывает, что находят и подписываются. Пока это единичные случаи. Заметно, что в Латинской Америке очень много почитателей советского и постсоветского нью-вейва и постпанка; уж не знаю, как так сложилось, но это тоже интересный пример того, как люди ассоциируют себя с музыкой из совершенно другого культурного пространства и даже другой временной эпохи. Такие ребята тоже периодически подписываются на нас — находят наши песни в плейлистах типа «Post Soviet Post-Punk», в которые нас добавляют несмотря на то, что постпанка в нашей музыке, пожалуй, вообще не найти.

У меня есть приятель — музыкант из Бразилии. В 2019 году он выпустил свой дебютный альбом, и тот выстрелил — он успел отыграть достаточно много концертов по миру до пандемии, выступил на KEXP, а недавно его взял под свое крыло один из самых известных современных инди-лейблов, где он должен выпустить в этом году новый альбом, к которому я тоже, кстати, немного приложил руку. Мы познакомились в начале прошлого года по переписке на почве взаимного интереса к музыке друг друга. У нас общий бэкграунд, то есть мы интересуемся одной музыкой, причем наши вкусы совпадают не только в бразильской музыке, и он поначалу был очень удивлен тем, насколько я владею темой; мы с ним скидываем друг другу какие-то свои находки периодически и обсуждаем любимых музыкантов. На нашем новом альбоме, кстати, будет песня с ним.

— Каким будет новый альбом и когда его ожидать?

Алексей: Пока сложно сказать о дате, но он должен выйти в этом году. Хотелось бы все организовать пораньше, но тут как получится. Альбом будет мечтательным, очень добрым и сказочным — мне кажется, как раз то, что нужно в наше непростое время.

Никита: Мне сложно объяснить со своей стороны — скорее, искать отличия должен слушатель, а мы просто записываем музыку, которая нам нравится. Мы пытаемся донести эмоции, которые всколыхнули нас, поэтому наши грув и вайб должны сохраниться. То, за что любят «СОЮЗ», будет исполнено.

— И напоследок — в составе группы произошли определенные изменения. Куда делся ваш барабанщик Стас?

Алексей: Я бы сказал, что наши творческие пути разошлись. Мы не сработались так, как это устраивало бы всех участников.

— А как вы сейчас выступаете? Под драм-машину?

Алексей (смеется): Это было бы забавно. Нет, у нас есть отличный барабанщик, его зовут Антон Немогай. Но на нынешний момент «СОЮЗ» — это официально мы вдвоем с Никитой.

— Вы же вдвоем, если не ошибаюсь, и начинали?

Алексей: Да, но это еще был не совсем «СОЮЗ».

Никита: Мы вдвоем изначально играли и экспериментировали. Когда появились Стас и песня «На работу», тогда и появился «СОЮЗ».

Алексей: Да, экспериментировали, и я помню, что на начальном этапе, когда мы что-то пытались делать с Никитой, мы просто менялись инструментами и сразу работали над конечным результатом — придумывали и в тот же момент записывали. Мы не думали о живых выступлениях. В нашем арсенале тогда были, кажется, драм-машина, орган, бас и электрогитара. Я бы сказал, что мы делали что-то мрачновато-психоделическое. Демо тех времен висят у меня в аудиозаписях во «ВКонтакте». Думаю, можно будет опубликовать их на 20-летие группы, если удастся их оттуда скачать (смеется).


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20248643
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415310
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202419678
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202424910
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426396