21 апреля 2021Современная музыка
304

Настасья Хрущева: «Я не хожу с флагом метамодерна»

Композитор, перешедшая на темную сторону минимализма, — о лучшем способе быть в метамодерне, войнах композиторов и «Русских тупиках»

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© Из архива Настасьи Хрущевой

23 апреля в здании Северного речного вокзала пройдет фестиваль фортепианной музыки Sound Up forte, в котором примет участие Настасья Хрущева — композитор, музыковед и автор нашумевшей книги «Метамодерн в музыке и вокруг нее». В преддверии концерта Денис Бояринов поговорил с «королевой метамодерна» о ее музыке и книге, о войнах композиторов и седой лисичке.

Беседа состоялась в рамках совместного проекта радио «Культура» и некоммерческой инициативы RUSH «Слушай наших — поддержи своих!», а ниже мы публикуем текстовую версию этого разговора.

— Начну с забавного факта. Я тут недавно наткнулся в треке одного рэп-артиста на фразу «Я юный метамодернист, как Настасья Хрущева». Вы слышали эту песню?

— Нет.

— Ну вот я вам рассказываю: метамодернизм и вы как его глашатай уже вошли в лексикон поп-культуры. Поэтому логично было бы начать разговор о нем. Я с удовольствием прочел вашу книгу «Метамодерн в музыке и вокруг нее» и всем ее рекомендую. Почему вы написали книгу о метамодерне?

— Я должна сделать небольшой «каминг-аут». В книге я преследовала несколько другие задачи: метамодерн для меня — скорее, некое прикрытие для того, чтобы рассказать о русской пустоте и других важных для меня вещах. Метамодерн — это же неизведанная земля, это общая почва, на которой каждый может строить что-то свое. Например, постирония не всегда и не у всех связана с метамодерном, а я в книге связала неразрывно и подвела научную базу со сравнительными таблицами: выстроила ее связи с античной, площадной, кьеркегоровской и другими «ирониями». Вообще говоря, я не настаиваю на термине «метамодерн». Хотя у него уже появились и сторонники, и противники. В научном сообществе идут споры о нем: одни его приняли на официальном уровне — например, уже организуются научные конференции, посвященные музыкальному метамодерну, другие, наоборот, яростно отрицают. Мне интересно за этим наблюдать, потому что я не хожу с флагом метамодерна. И я считаю, что он сам ускользает от рацио еще больше, чем постмодернизм. Если постмодернизм — это культура интеллектуалов, несмотря на все заигрывание с массовостью, то метамодерн — еще более массовая эстетика, и поэтому про него лучше не читать книг. Лучший способ быть в метамодерне — не изучать его и не произносить этого слова даже. И я за него не держусь, хотя и считаю, что мы в нем живем.

© Из архива Настасьи Хрущевой

— Тем не менее вас уже назначили королевой метамодерна. Что мне понравилось в вашей книге — и, как я теперь понимаю, это была ваша цель изначально — что вы нашли приметы метамодерна в музыкальной культуре еще раньше, чем они появились в реальной жизни, в которой они связаны в первую очередь с появлением интернета. Когда вы пришли к этой идее?

— Сначала я открыла интересные и новые для себя вещи, а потом уже, когда узнала о существовании метамодерна, поняла, что это оно и есть. В 2013-м я познакомилась с режиссером Александром Артемовым и после этого сильно изменила свой композиторский язык, полностью пересмотрела композицию как практику. Я очень заинтересовалась новой простотой, Владимиром Мартыновым. Естественно, я и до этого знала, кто такой Мартынов, слушала его музыку и читала его книги и раньше. Но для себя по-новому его открыла именно тогда. Моя книга — это привет его «Концу времени композиторов», моя попытка описать это явление в условиях тотального интернета. Именно в контексте метамодерна оказалось, что Мартынов, Пярт, Сильвестров и другие композиторы все это нашли еще в 1970-х. Что-то такое произошло у этой группы композиторов, что в принципе повернуло их восприятие музыки, и это стало поворотным моментом для всего музыкально-исторического процесса (кстати, многие музыковеды со мной в этом согласны). Обычно музыка, скорее, «отстает» от общих тенденций в искусстве — отстает от литературы, живописи. Только в экспрессионизме немного совпало. А вот в метамодернизме, как мне кажется, музыка раньше вступила на эту почву, и в книге я пытаюсь найти этому объяснение.

Минимализм — это водораздел, по которому проходят все войны композиторов в Фейсбуке.

— Забавное совпадение: несколько лет назад, когда мы начали проект Sound Up, мы, двигаясь по наитию, стали делать концерты именно с минималистскими сочинениями — с музыкой Мартынова, тен Хольта и Ланга, о которых вы пишете в книге. Нам хотелось музыки, которая вышла бы из консерваторских стен, как и вы, но говорила бы на языке современности. А какую музыку писала Настасья Хрущева до 2013 года?

— Я писала разную, но ориентиром для меня оставалась традиция послевоенного авангарда — Штокхаузен, Берио, Булез, Лахенман, Фуррер. Я писала диссертацию по ним, наверное, это тоже на меня повлияло. Но, познакомившись с театром «ТРУ», резко перешла на сторону минимализма. По сути, все, что я делала потом, — это либо условно «песни», либо минимализм. Я не случайно выделяю эти два пункта. Самый главный жанр в метамодерне — песни, а самая главная техника — репетитивная.

То, что вы говорите о фестивале Sound Up, очень симптоматично. Музыка композиторов-минималистов не требует специального теоретизирования, никаких «школ современного слушателя» (вообще считаю это злом) не нужно для ее восприятия. Поэтому я перешла на эту сторону, на сторону зла как бы. На самом деле минимализм — это водораздел, по которому проходят все войны композиторов в Фейсбуке, причем больше агрессии проявляют в сторону минималистов неминималисты, чем наоборот.

© Из архива Настасьи Хрущевой

— Удивительно: ведь это музыка, появившаяся в Америке в 1960-е годы, а в России — в 1970-е. Казалось бы, полвека прошло — можно было бы уже и помириться.

— Вот и я думаю, что пора бы. Я думаю, дело вот в чем. Композиторов, не принимающих минимализма, бесит простота, которая десакрализует фигуру автора. Кажется, что каждый может это написать, и, в общем-то, это правда. Порог вхождения в минималистскую музыку ниже, чем в авангардную. Можно себе представить любителя, который сделает что-то минималистичное. Хотя минимализм Симеона тен Хольта, например, предельно сложен — он узорчат, как стены мавританских построек, в нем огромное количество только выписанных слоев, а подразумеваемых еще больше.

— Давайте перейдем от теории к вашей музыке. Вот произведение для оркестра и бас-флейты «Цахес» — это Хрущева, которая еще не встала на темную сторону минимализма?

— Да, это последнее мое большое сочинение, которое погрузило меня во фрустрацию. Я просто не знала, что делать дальше и зачем вообще идти в эту сторону.

— Я не музыковед, но мне показалось, что это сочинение похоже на инструментальный театр.

— Это и есть инструментальный театр. Некоторые моменты — например, барочная вторая часть — меня до сих пор устраивают. И я, кстати, сейчас пишу балет, в котором тоже много необарочного, мне до сих пор это дико интересно — «пост-Стравинский» неоклассицизм такой. Другое дело, что сейчас, если бы я задумала что-то подобное, я бы убрала произнесение текста в третьей части да и вообще, наверное, не стала бы писать такое.

— Какое первое произведение нового композитора Хрущевой?

— Посмотрев спектакль Артемова — Юшкова «Нет дороги назад», я открыла для себя работу с банальным, вульгарным и убогим материалом и написала «Танцы седой лисички» для скрипки и фортепиано — это для меня стало открытием «убогого и юродивого» измерения. Там еще и новый для меня вид повторов использовался. В «Нет дороги назад» повторялась несколько раз одна песня, и текст тоже вариативно повторялся. И я поняла, что это вообще идеальная форма для чего бы то ни было. В этой «Седой лисичке» такая псевдодраматургия: вроде бы есть кульминация, но на самом деле все одинаково. И это, получается, троллинг самой идеи драматургии. И этот персонаж — седая лисичка — тогда для меня был важен.

— А откуда взялась седая лисичка как персонаж?

— На форуме Classic-online.ru композитор Алексей Шмурак ответил какой-то женщине, оставившей поэтический комментарий под симфонией Малера в стиле, что она услышала в этой музыке «плач ручья», «ветер в горах», что-то еще такое. Он ее протроллил и написал, что в лесу лежал труп ежика, а рядом плакала седая лисичка. Я вдруг поняла, что эта седая лисичка, в принципе, является ключом к новой сентиментальности. Я в дальнейшем себе позволила эти самые сентиментальные интонации в «Танцах седой лисички». Но я нашла способ остранения, чтобы они звучали и холодно, и сентиментально — это, по сути, и есть главный аффект метамодерна. И все, что я писала потом, так или иначе похоже на эту пьесу.

Он ее протроллил и написал, что в лесу лежал труп ежика, а рядом плакала седая лисичка.

— В рамках очередного концерта Sound Up на Речном вокзале вы будете исполнять свои «Русские тупики». Я так понимаю, что это сейчас ключевое ваше произведение. Расскажите о нем — как и когда оно появилось?

— Оно написано в 2018 году и все время разрастается, причем разрастается иногда бесконтрольно. Максим Петров уже сделал второй балет «Русские тупики», и, я думаю, когда-нибудь будет и третий — это бесконечный процесс. Вообще «русские тупики» — это, скорее, способ музицирования, который я предлагаю, способ оптики, который я задаю. Иногда меня отмечают в сториз, где человек играет мою музыку, а потом добавляет что-то свое.

«Русские тупики» — это суперкороткие фортепианные пьесы. Назвать их репетитивными в полной мере нельзя: в одной пьесе, допустим, три строчки, внутри них ничего не повторяется, зато потом повторяется все вместе. Для меня важен сам материал, который я беру: при отсутствии прямых цитат из Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского и Рахманинова здесь есть воспроизведение теней, их модуса. «Русские тупики» — это экстракт русской музыки XIX века и попытка ее осмысления. Русская музыка XIX века — это не только салон, это еще и осмысление такого понятия, как «Восток». Раньше я этот «русский Восток» как-то немного даже презирала, а сейчас я понимаю, что это самое прекрасное и есть — искусственное конструирование какого-либо объекта. И то же самое с русским фольклором — он перерабатывался, например, Чайковским, в отличие от Мусоргского и Стравинского. Чайковский его кристаллизовал и вставлял в европейскую систему координат — это очень интересно само по себе, хотя раньше я этого не видела.

На фестивале Sound Up я буду исполнять «Русские тупики — 3», которые я сейчас записываю для фирмы «Мелодия». Там будет прекрасный рояль, хотя я понимаю, что эту «новую салонную музыку» в идеале нужно играть только на разбитом пианино.

— Чтобы встроиться в этот проект, нужно взять за основу именно русскую музыку XIX века?

— Вы знаете, иногда люди пытаются выразить условно «Русь» в этом, а иногда вставляют абсолютно другую музыку. Бывает, в «Русские тупики» вставляют зацикленные фрагменты из Моцарта, тогда получаются уже какие-то «венские тупики» — это я имею в виду, когда меня в сториз отмечают. В принципе, тот, кто захочет встроиться, поймет, что нужно сделать. Но речь идет, скорее, о рефлексии академической музыки из России XIX — начала ХХ века.

— В каком-то интервью вы говорили, что современный композитор должен стремиться к тому, чтобы стать мемом. У вас практически получилось. «Метамодернизм» вошел в поп-культуру, появился тег «русские тупики». Можно ли сказать, что вы исследуете феномен русского в музыке? Что для вас русская музыка?

— Для меня это тяготение к трансцендентному, к русскому Китежу. Попытка увидеть необозримое. Это как русская философия — во многом интуитивный поиск. Я не могу сказать, что я только этим и занимаюсь: ведь когда я пишу неоклассицизм — это рефлексия Баха и в целом европейского барокко. Просто это очень важный код для меня.

Россия сегодня — интересное и противоречивое пространство для возрождения многозначной трансцендентной русскости.

Кстати, многие композиторы считали, что только на основе национальной рефлексии можно что-то найти, — Вагнер, Орф. Я ощущаю недостаток этого в поле академической музыки. Вот в 1990-е и 2000-е годы назвать произведение на русском языке было чем-то странным, все названия были англоязычными. Сейчас ситуация меняется. Вообще, на мой взгляд, Россия сегодня — интересное и противоречивое пространство для возрождения многозначной трансцендентной русскости, чем я и пытаюсь заниматься в музыке.

— Расскажите про ваше последнее законченное произведение — о чем оно и где его можно послушать?

— Буквально 10 дней назад я закончила большую партитуру для Пермского театра оперы и балета. Это балет под названием «Путеводитель по балету»; либретто Богдана Королька, хореограф — Антон Пимонов. В реальности это более сложная и интересная вещь, чем может представиться из названия. По сути, это балетный конструктор или схема балета как такового, его экстракт. Он показывает, как устроены балет, балетная труппа и иерархия внутри нее. Во втором действии будет сокращенная «Спящая красавица» Чайковского, поэтому мой балет — некое развернутое предисловие, хотя и без цитат. В этом сочинении французское и русское, Люлли и Чайковский соединяются в алхимическом браке — ну, по крайней мере, попытка была именно такой.

© Из архива Настасьи Хрущевой

— Расскажите про не свою музыку, которую вы слушаете. Каков плейлист Настасьи Хрущевой на сегодняшний день?

— Музыку я не особенно люблю слушать — такая вот профдеформация. Но недавно я составляла плейлист для подкаста Guilty Pleasures и могу вам о нем рассказать: группа «Усталые игрушки», песня «У ворот нога» — это такой экспериментальный дарк-фолк, юродские частушки; «Крысу нужно любить» — это даже не музыка, это кемеровская сумасшедшая старуха, которая рассказывает, почему нужно любить дохлую крысу. И группа «Оргазм Нострадамуса» — песня «Звенит январская вьюга»: это кавер на песню из гайдаевского фильма, тоже такой пример постиронии и поиска новой страшной красоты в том, что уже и так красиво. Послушайте, в общем.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244870
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246433
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413024
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419513
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423591
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428898
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429551