«Очень хотелось вернуть “Колибри” на волну современного звука»

Саунд-продюсер Виктор Санков рассказывает, как «Колибри» записывали прощальный альбом «Счастья нет»

текст: Дмитрий Первушин
Detailed_picture© Саша Овчеренко

Десять лет спустя после того, как «Колибри» сыграли последний концерт и расстались, Елена Юданова, Ирина Шароватова-Кооп и Инна Волкова по запросу поклонников решили вновь поработать вместе, чтобы официально завершить карьеру группы в звукозаписи. «Счастья нет» — чудо, которого ждали слушатели «Колибри» разных поколений, от ровесников певиц до миллениалов. Участницы группы поддерживают дружеские отношения лишь на расстоянии, и материалом для альбома стали как новые песни, так и треки, созданные на основе вокальных дорожек, записанных в очень активный для группы период 1998–2003 годов, и несколько ремейков. Помимо композитора Олега Эмирова, который вернулся к работе с «Колибри» спустя двадцать лет, основным саунд-продюсером альбома стал аранжировщик и мультиинструменталист Виктор Санков («Полюса», «Сети»). Он сделал для «Счастья нет» 10 песен из 15, создав из разнообразных эскизов прошлого и настоящего цельную и современную по духу запись, ставшую кодой в дискографии культовой арт-поп-группы. Альбом работает на контрасте мягкой акустической фактуры Санкова и виртуозной электроники Эмирова, подводя впечатляющий итог тридцатилетней студийной карьеры «Колибри».

— Твое первое впечатление о группе «Колибри» в жизни? Как ты о них узнал?

— Узнал я о них году в 1994-м — 1995-м. Мне было 11 лет, и я жил на Кунашире, в поселке Южно-Курильск. На выходных, пока родители спят, я смотрел телевизор. Каналов было всего два, на Первом канале шла какая-то музыкальная передача, что-то типа «Подъем» или как-то так. Где вышли девушки, у них брали интервью целый час, и они пели. И тогда я увидел группу в первый раз! Как говорят сейчас, а что, так можно было? «Группа» — это всегда группа, а если выходит женщина с микрофоном — это обязательно попса. А тут — четыре, нет музыкантов, прикольно звучит подложка, и в общем все круто! После моего самого мелкого детства, еще советского, когда услышать на Кунашире какую-то музыку помимо «Ласкового мая» или группы «Мираж» было проблематично, у меня все-таки подрос старший брат и стал подкармливать хорошей музыкой — Pink Floyd, Queen и теми же «Кино». И, когда я увидел «Колибри», мне стало понятно, что еще много неизведанной музыки, стало очень интересно копаться в этом дальше — в роке, арт-роке и смежных жанрах, что называется. Это впечатление о «Колибри» очень быстро подсадило меня на тех же Cocteau Twins, позднее — Moloko. Когда растешь мальчиком — слушаешь «мужское», а тут вдруг обнаруживаешь в женском вокале даже побольше музыкальной силы. За это я «Колибри» очень сильно благодарен.

«Колибри» на празднике «Радио Балтика». 1996«Колибри» на празднике «Радио Балтика». 1996© Света Лосева

— Твоя история немного напоминает об английском саунд-продюсере Стюарте Прайсе, который делает альбомы героям своего детства — Мадонне, Кайли Миноуг и Pet Shop Boys. Какой альбом «Колибри» ты считаешь наиболее интересным в их прекрасной и разнообразной дискографии?

— Я признаюсь, что никогда не слушал их альбомами. Поскольку группа сама отрицает привязанность к какой-либо стилистике, концептуально я их альбомы никогда не воспринимал. Я всегда выбирал треки и смешивал их в кучу. Это было такое погружение. Песня «Ромашки» (с альбома «Бес сахара» (1997). — Ред.) произвела на меня колоссальное впечатление. И сейчас, когда Инна Волкова сказала, что хочет записать продолжение, я просто захлопал: «О да, детка!» (смеется). Я знаю, в какую сторону мы пойдем.

После английского арт-рока совершенно непонятно, зачем играть что-то примитивное.

— В последнее время «музыкальность» музыки в новых релизах вызывает удивление — настолько «вайб» и продакшен, который не записать в нотах, стали отличительными чертами современной поп-музыки. А «Счастья нет» вышел богато аранжированным альбомом в традиционном смысле, где музыка рассказывает свою историю, дополняя вокал и тексты, а иногда выходит на первый план, создает эмоциональную вовлеченность. Расскажи о своем пути в музыку — наверняка столь яркий результат потребовал долгой подготовки.

— Опять же благодаря моему брату, у которого была большая фонотека, который находил, переписывал кассеты, приносил домой, с детства у меня была ясная мысль, что я хочу этим заниматься. Родители пытались меня отвадить от этого пути, отдав меня в музыкальную школу в класс аккордеона. Но у них ничего не получилось. Шесть лет я ходил на аккордеон: пять лет — инструмент, еще год — оркестр. Я возненавидел этот инструмент, потому что вокруг не было ни одного примера его интересного применения. Это была народная музыка, которая тогда проходила мимо моего сердца. Понятно, что о Софии Губайдулиной нам рассказать было некому, о Пьяццолле я узнал на десять лет позже (правда, у него бандонеон), а о Янне Тьерсене — еще позже. Было абсолютно непонятно, как использовать этот звук как фактуру. В 13 лет я переехал в Южно-Сахалинск. И лет в 17, когда я оканчивал школу, я попал в свою первую группу в качестве клавишника, флейтиста, перкуссиониста и в том числе аккордеониста. Для меня там было поле для деятельности как аранжировщика. Мы старались играть хороший рок с крутыми текстами. В основе, конечно, была канва из четырех аккордов, но мне всегда хотелось убрать из нашей музыки этот кондовый «русский рок» и как-то разукрасить ее, поискать фактуру, текстуру, грувы. После английского арт-рока совершенно непонятно, зачем играть что-то примитивное. Наша группа называлась «Эпицентр», на Сахалине мы были, наверное, первыми в своей нише. В то время была больше развита тусовка металла, но было несколько групп, которые играли такой софтовый рок. У нас был записан в 2000 году один альбом, но я боюсь его сейчас переслушивать, потому что мы тупо не отстроили клавиши и они не строят весь альбом (смеется). И еще там миди-барабаны, потому что не было возможности записать настоящего барабанщика.

© Саша Перова

— Следующим шагом для тебя стал переезд на другой край земли, в Петербург?

— Да, потому что огромное количество моих друзей, в том числе вокалист «Эпицентра», переехало в Санкт-Петербург, и я тоже съездил посмотреть, что здесь и как. Был приятно удивлен масштабами города и музыкальной тусовки. В городе с населением 150 тысяч человек, каким был Южно-Сахалинск в то время, становится очень тесно — ты всех знаешь в своей среде. А желание удивляться — это очень важно. И Петербург в полной мере мне эту возможность дал. В 2006 году я переехал сюда и стал играть в группе «Сегодня ночью». Наше сотрудничество продлилось недолго, я постепенно начал делать свои штуки, потом появилась группа The Krolls, потом были плодотворное сотрудничество и мое музыкальное директорство на дебютном альбоме Нины Карлссон — и тогда же, под занавес моего с ней сотрудничества, мне позвонил Илья Разин из одной из моих самых любимых на тот момент групп «Полюса» и позвал меня играть.

— Получается, что с «Полюсами» ты и освоил работу в этом особом «петербургском» звуке. А как для тебя началось сотрудничество с «Колибри», когда они под влиянием Никиты Манакова, помощника и архивариуса группы, все-таки решились и на новую запись, и на краудфандинг?

— Где-то два года назад мы встречались со звукорежиссером Андреем Алякринским, который сказал, что к нему приходила Инна Волкова по вопросу записи нового альбома группы «Колибри». Поскольку мы с Андреем много работали и я часто выступаю как аранжировщик и мультиинструменталист на студии «Добролет», он сразу сказал: я хочу, чтобы ты там был. Через полгода Андрей сказал: все готово, давайте встречаться. И мы встретились с Ирой, Инной и Андреем Градовичем, послушали песни, обсудили концепцию, которая полностью отсутствовала на тот момент и рождалась лишь постепенно, пока мы писали альбом в 2020 году. Я что-то делал на основе зарисовок Андрея Градовича, который играл с «Колибри» в начале 2000-х и сохранил в синтезаторе Korg Triton концертные аранжировки, которые они никогда еще не писали.

© Саша Перова

— А это была актуальная музыка для 2020 года?

— Как по мне — абсолютно нет. Она была такая «дурацкая», игрушечная, в стиле самых ранних «Колибри». И, сравнив этот материал с тем вокальным материалом, который был представлен, я понял, что сложно с этим куда-то сейчас пойти и что-то сделать. С нуля были сделаны современные песни, такие, как «Орбитальная станция» или «Как мне кажется», поначалу известная как «Ромашки-2», когда Инна, например, что-то напевала в телефон и присылала мне. Это идеальный для меня вариант, потому что можно придумать любую гармонизацию и делать с вокалом все что угодно.

— Олег Эмиров, композитор канала НТВ, много пишущий для телевидения и кино, в начале 2000-х был участником «Колибри» в период альбома «Любовь и ее конечности» (2002). Тогда группа стала трио и решила обзавестись постоянными музыкантами. Когда произошло его нынешнее возвращение?

— Олег присоединился сразу, как я сделал первую демку. Инна рассказывала, что они Олега ждали не меньше десяти лет, трясли его: «Олег, у тебя столько зарисовок, давай что-то восстановим!» Но у него всегда много работы и дела — то ремонт, то переезд. Однако он отреагировал словами «О, музыка началась!» И вскоре прислал песню «Миленький». Я ехал в поезде, слушал несколько раз и, как говорится, выпал в осадок — просто уау! Вот это планочка поднялась!

— «Миленький» — действительно один из самых завораживающих моментов альбома, невероятная история и изумительная аранжировка, от которой перехватывает дух. Как тебе работалось вместе с таким мэтром?

— У меня не было желания с ним «соперничать». Я просто восхищаюсь всем, что он делает, как он вообще работает со звуком как таковым, не говоря уже о восхитительных гармониях. Я сразу принял это — класс, на альбоме будут два композитора, которые будут творить абсолютно разные вещи, даже не зная, что делает другой. Одна вещь у нас получилась на двоих — она представлена и в моей версии, и в версии Олега Эмирова. Это песня Ирины Шароватовой-Кооп, которая с небольшой разницей в тексте появляется дважды на альбоме («Один» и «Иду по радуге». — Ред.). Мне работалось свободно, комфортно, без оглядки. С моей любимой установкой «я прежде всего хочу удивить себя» — а потом, если все получится, удивятся и порадуются все остальные.

Это был первый мой проект, где я не поменял ни ноты.

— В своих немногочисленных интервью Инна Волкова и Ирина Шароватова упоминают, что десять лет были без какой-либо вокальной практики, фактически заново учились петь. Были ли какие-то еще объективные сложности в работе над «Счастья нет»? И как шла работа? Как я понимаю, участники проекта не встречались, все общение шло в чатах.

— Единственная сложность всегда — поднять зад и начать делать. Я наугад выбирал песни из тех, что нужно сделать, и садился за работу. Копаешь, ищешь — и вот нашлось, обязательно находится. Все начинает быстро и стремительно развиваться. Других сложностей я не припомню. Мне дали полный карт-бланш, очень тепло встречали каждую демку в наших чатах, и это был первый мой проект, где я не поменял ни ноты. Я лишь иногда дополнял музыку. Не было никаких «ой, это вообще не то!». Очень быстро склеились мое музыкальное видение и видение всех создателей.

— Елена Юданова нашла в себе силы участвовать в альбоме и не побоялась показаться такой, как есть сейчас, — человеком за 60 со слабым здоровьем. Альбом даже открывается песней с ее современным голосом, что вносит пронзительные краски увядания и смирения. Расскажи о работе с Еленой, которую «Колибри» всегда считали особенным автором и особенной певицей.

— В песне Елены «Очумелые глаза» мы на самом деле смешали два вокала — современный и двадцатилетней давности. Это был вообще первый трек, который я делал. Андрей Алякринский послушал мое демо и рекомендовал брать передвижную студию и ехать к Елене. Попробуем, что можно сделать, — вот как я был настроен. Мы записали вокалы, некоторые из них можно было использовать. А еще Елена попросила: а можно я еще вот тут такую виньеточку напою? Она напела, а я потом порезал, и это стало треком-зарисовкой (или даже интерлюдией) «Внедорожная». Вот это абсолютно чистый вокал, записанный полтора года назад. Это были мои первая встреча и знакомство с Еленой Юдановой. Мы очень мило побеседовали. Она очень хороший человек, скромный и вежливый. И она по-прежнему очень талантлива, не говоря уже о тех песнях «Колибри», которые мы все так хорошо знаем. Потрясающий вокал, потрясающее музыкальное мышление, колоратурное такое, которое сейчас практически невозможно встретить у вокалисток, тем более в России.

— «Счастья нет» — это альбом «Колибри», который так и мог остаться лежать нерожденным в архивах и который на удивление превзошел все ожидания от него. Все хотели и хотят продолжать участвовать в событиях вокруг «Колибри». Как ты думаешь, это природа «Колибри» такая? Или это такой момент сейчас в музыке — «Колибри» смогли воодушевить зрелых музыкантов, звукоинженеров и художников на то, чтобы вместе выдать альбом, который в пространстве современного стриминга с его полутораминутными бэнгерами выглядит как появление НЛО?

— В моей университетской молодости преподаватели повторяли слова про зачетку: первые три курса вы работаете на нее, последние — она на вас. Для поклонников «Колибри» это весьма неожиданный, но помещающийся в рамки эмоциональных ожиданий поворот. На их последних релизах — альбоме «Железные звезды» (2009) и сборнике «Апокрифы» (2013) музыка ушла из канвы, они провалились по ощущениям и сами пришли к тому, что признавали эти работы неудачными. И очень хотелось вернуть «Колибри» на волну современного звука. Мне кажется, желание участвовать и всеобщие воодушевление и волшебство вызваны тем, что «Колибри» успели сделать в своей жизни. В том числе мои участие и энтузиазм в основе своей имеют то, что я всегда любил «Колибри» и еще больше люблю теперь. Я понимал, в какую сторону я со своим видением могу повести их музыку. Магия произошла, и ее трудно описать словами.


Понравился материал? Помоги сайту!

Ссылки по теме
Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249068
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415683
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420069
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425298
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426731