Антон Батагов: «Про любовь Пушкин и Хармс все сказали»

Композитор и пианист — о новом альбоме «Оптический обман» на стихи Пушкина и Хармса, об ужасном слове «кроссовер» и об инкубаторе духовности

текст: Артем Липатов
Detailed_picture© Ира Полярная

Композитор и пианист Антон Батагов выпускает новую работу, премьера которой заявлена 13 июня на Дягилевском фестивале в Перми: песенный цикл «Оптический обман» на стихи Александра Пушкина и Даниила Хармса. О том, как и почему у него получился полноценный рок-альбом с оперным вокалистом, как Пушкин и Хармс живут рядом с нами и почему вся наша жизнь — по сути, один оптический обман, он рассказал Артему Липатову.

— Слушая «Оптический обман», я удивился тому, как органично легли в один контекст Пушкин и Хармс.

— А что, они были в разных контекстах? По-моему, они всегда были нашими современниками, говорили про нас, так что с контекстом все в порядке.

— Как вообще возникла эта история?

— Иногда я знаю, как что-то возникает, и даже могу рассказать, иногда нет. Здесь — не знаю. Конечно, есть узкопрофессиональные детали: мне хотелось написать музыку для того же состава, который был в сочинении под названием «I Fear No More» — на тексты английского коллеги и современника Пушкина и Хармса по имени Джон Донн. Но там был еще оркестр, а хотелось продолжения, но без оркестра. И время для этого появилось благодаря так называемой пандемии — я, сидя дома, спокойно сел и все сделал, ни на что не отвлекаясь.

То, о чем оба они пишут, происходит с нами прямо сейчас.

Наверное, это скучное объяснение, но у меня другого нет. А уж как туда Пушкин с Хармсом попали — так же, как раньше Джон Донн, а потом 16 поэтесс, которые пришли в альбом «16+», — не знаю, правда. Два великих, гениальных человека, которых, по выражению одного из них — Пушкина, «черт догадал родиться в России с душою и с талантом»… От Пушкина до Хармса 100 лет, у обоих главное место в жизни — город Петербург, он же Ленинград. И оба в одном и том же возрасте эту жизнь покинули. Классическая цифра: 37. Хармс даже немножко не дожил до 37, а Пушкин дожил. От Хармса до нас — еще 100 лет. Мне кажется, это просто синусоида, волна, которая опять через 100 лет пришла к нам и срезонировала: то, о чем оба они пишут, происходит с нами прямо сейчас.

— Занятно, что ты вернулся к Хармсу спустя много лет, причем к тому же тексту.

— Ты имеешь в виду текст «Я вынул из головы шар»? С Хармсом — в отличие от Пушкина — у меня с тинейджерских лет были очень близкие отношения. Сперва это было совсем поверхностным — на поверхности лежит та «веселая» форма, в которую Хармс часто все упаковывал, и нет большого труда эту форму понять. А позже я стал в Хармсе чувствовать что-то совсем иное. И вот в тот период, в начале 90-х, сделал ту вещь, которую с тех пор давно забыл, а ты сейчас вдруг вспомнил. Ну а сейчас… сейчас вообще все воспринимается иначе. И Хармс — это нечто бездонно глубокое, пронзительное, провидческое, смертельное и идущее сквозь смерть — и очень нежное. Что касается Пушкина, то он был для меня, как и для любого советского школьника, такое «наше все», что единственное чувство, которое он вызывал благодаря вбуханным в него идеологическим усилиям, — тошнота. После того как я успешно выучил наизусть все стихи, которые в школе полагается выучить, и получил за это нужное количество пятерок, ничего уже читать не хотелось. А через десятки лет произошла с ним встреча заново. И, знаешь, это, наверное, гораздо сильнее, чем если бы я всегда любил Пушкина, как «положено». И в этом уже нет ни капли вот этой выученной «классики», а вся его многомерность, глубина и все прочее — оказывается, все это очень живое и очень личное. И эта моя «встреча заново» случилась как бы с другой стороны. Я стал читать его письма и другие нестихотворные тексты — например, письма к Бенкендорфу, когда ни строчки он не мог опубликовать, чтобы это не прошло цензуру, а плюс к ней — еще и одобрение государя императора...

— Но ты же помнишь, что это была монаршая милость.

— Да, но это была милость в тюремном формате. Пушкин же всю жизнь жил фактически под домашним арестом — он никуда не мог выехать из страны, и за каждым его шагом следили и грозили пальцем, а он оправдывался. И пытался вот в этом, так сказать, формате жить так, чтобы с ним не произошло того, что произошло с его друзьями. А с Хармсом все произошло по полной программе. В первый раз его арестовали и посадили еще в 1931-м. Ему было 25 лет… Потом он зарабатывал только стихами для детей, да и это в какой-то момент стало невозможным, и он и его семья голодали. А во второй раз арестовали в 1941-м, и это уже была та самая «карательная психиатрия», которая теперь снова стала одной из форм работы государства с нами. Умер он в психиатрическом отделении тюрьмы. От голода.

© FancyMusic

— Но все же — между той твоей хармсовской вещью и нынешней работой есть какая-то связь? Протягивается ли она через время?

— Я эту вещь уже много лет не считаю актуальной. На тот момент она была для меня интересным этапом, но сейчас никакую связь я не хочу придумывать, потому что ее, наверное, и нет. Для меня сейчас прежде всего имела значение связь между текстами Пушкина и Хармса — когда люди пишут об одном и том же: о том оптическом обмане, который Пушкин называет «священный, сладостный обман», а хармсовский Семен Семенович «не желает верить в это явление». Это один и тот же текст — про то, чем жизнь отличается от видимости жизни.

А музыкальная проекция получилась у меня сама собой (как всегда), хотя, конечно, некоторые стилистические компоненты вполне ожидаемо прорастают из петербургско-ленинградской почвы: Чайковский, Гребенщиков, Шостакович и многое другое.

— Название тоже само появилось?

— Это название одного из текстов Хармса, вошедших в альбом. И это настолько центрально-важное словосочетание! Сансара — это оптический обман, вся жизнь — оптический обман, и воспринимать что бы то ни было так, как будто это действительно реальность, — распространенная ошибка. Так что, можно считать, названия тут нет вообще — ну как, к примеру, «Симфония № 41». Оптический обман № 18, акустический обман опус 59 номер 6... Придумывать название даже и не пришлось: оно тоже само встало на свое место. Кстати, Хармс — один из очень немногих уникальных людей, кто сам, интуитивно, «своим ходом» пришел именно к такому пониманию мира, как это объяснено в буддийском учении, и описал это в такой форме, у которой вообще нет аналогов — ни до него, ни после.

Антон БатаговАнтон Батагов© Алек Йоку

— Вообще говоря, у тебя получился классический, полноценный песенный рок-альбом.

— Одна очень красивая барышня буквально на днях защищает в Гнесинской академии диссертацию о моем, извиняюсь, творчестве. И вот она у меня спрашивала о форме моих… э-э-э… произведений (как же я люблю слово «произведение»)… и я ей сказал, что вне зависимости от того, вещь ли это с текстом или же без него, — это просто альбомы. Альбом — это для меня максимально родная форма. И мои фортепианные циклы, и разные другие вещи, и мои записи, где я играю Шуберта, Баха, да кого угодно, — я мыслю не концертными категориями, а представляю себе, как люди сядут и прослушают эту запись. Это всегда путешествие по некоей траектории, которая и есть форма. А уж будет у этого концертная судьба или нет — это как получится.

У «Оптического обмана» она будет как минимум на Дягилевском фестивале в Перми. Что будет дальше — не знаю, но хотелось бы это проделать в Петербурге и Москве.

— В какой-то момент меня вдруг кольнула возникшая ассоциация с ансамблем «НОМ», где вокалист, как ты знаешь, поет в швейцарской опере. Но там это совсем по-другому.

— Да, у Саши Коренкова роскошный оперный голос, но я его все время просил из этого уникального голоса как раз «оперность» и убрать. Поскольку у него она — только один из слоев, не более того.

Александр КоренковАлександр Коренков© Алек Йоку

— Коренков и впрямь тут далеко отошел от классического оперного вокала...

— ...а он когда-то пел большие оперные партии. Он учился у Лисициана, это, знаешь, будь здоров что такое!

— ...но, слава богу, не приблизился к так называемому рок-вокалу.

— Понимаешь, вот, например, у церковного органа есть множество регистров, которые включаются и выключаются такими рычажками. У Саши то же самое происходит не только с самим голосом, но и со стилистическими компонентами, то есть как будто включаются разные эпохи в истории музыки и связанные с ними стили пения и эмоциональные состояния, голос в зависимости от задачи меняется, и все это соединяется в тех или иных пропорциях, как регистры органа. Это уникальное мастерство. Точно так же Ася Соршнева может играть программу из сонат Бетховена, а может — то, что ты слышал в «Обмане». Она здесь играет на электрическом инструменте, гибриде скрипки и альта (у него пять струн, и он охватывает диапазон и скрипки, и альта), — и с помощью примочек Ася становится Хендриксом, а потом скрипачкой из оркестра Поля Мориа. И это тоже не просто тембр звука: это перевоплощение. И Гребстель, и Володя Жарко — они тоже делают вещи, которые по идее один человек охватить не может. Это ни с чем не сравнимая ценность, конечно.

Ася СоршневаАся Соршнева© Алек Йоку

— Но вообще же это нормально, это как дышать.

— Как хорошо, что ты это сказал! В том-то и дело, что — а как иначе?! Ведь сознание человека так устроено, что оно может охватить цельность всего, что существует, и это и есть его нормальное состояние, но почему-то считается, что надо выбрать для себя маленькую клетушку метр на метр — и убедить себя в том, что это весь мир. А уж в жанрах искусства... Вся история культуры состоит из того, что люди всё дальше уходят от цельности, неразрывности — и создают эти жанры, поджанры, субжанры, пишут об этом книги и диссертации. Врач раньше видел все вместе и понимал, что физическая болезнь — проявление иных процессов, и он понимал, каких именно, и знал, что лечить одно в отрыве от другого — бессмысленно. А сейчас никто не знает ничего ни про какое целое, но есть миллион лекарств от аллергии, ни одно из которых ее не лечит.

Владимир ЖаркоВладимир Жарко© Алек Йоку

— …Скажи, но ведь ритм-секция в лице Гребстеля и Жарко играет то, что продвинутые меломаны назвали бы прог-роком.

— Знаешь, вот этот термин «прог-рок»… Это очень смешная история на самом деле — о том, как мы с Сергеем Красиным (основателем лейбла FancyMusic. — Ред.) придумывали, в какую категорию в Apple Music этот альбом поставить... Очередной оптический обман! Весь мир состоит из полочек, на которых стоят разные вещи, а на них наклеены ярлычки со словами. И нам надо эту штуку на какую-то полочку поставить — иначе нельзя, не положено. Тут и возник у нас этот самый прогрессив-рок или арт-рок: мы обнаружили, что именно по этой категории проходит мой альбом «Тот, кто ушел туда». Но там я сознательно сделал подзаголовок «рок-кантата». Здесь я подумал, что это было бы неправильно. Арт- или прог-рок — это ярлыки, привязанные на этих полочках к определенным музыкантам и определенному периоду в истории музыки, а мой «Оптический обман» на самом деле с большим трудом туда вписывается и легко с этой полки может упасть… и тут у нас возникло ужасное слово «кроссовер».

Эта вещь — классический внедорожник.

Это как бы подраздел в разделе «Классика»... и действительно, многие коллеги в последние как минимум десять лет делают много замечательной музыки, которая стоит одновременно на самых разных фундаментах и называется вот этим словом «кроссовер». И Красин присылает мне ссылку — список артистов, которые по классификации Apple Music являются кроссовером. Дли-и-и-и-инный список. А там, понимаешь, среди прочих — Майкл Найман, Лос-Анджелесский филармонический оркестр и… Антонио Вивальди. Ну, подумал я, нам точно сюда!

На самом деле я бы предложил другую категорию, но ее просто нет в Apple Music. Я не люблю кроссоверы, я люблю внедорожники. Эта вещь — классический внедорожник.

Сергей «Гребстель» КалачевСергей «Гребстель» Калачев© Алек Йоку

— Мне почему-то очень хочется, чтобы адепты прог-рока, занятные люди, послушали «Оптический обман».

— Адепты?.. Вот есть, к примеру, музыканты, которые занимаются так называемым исторически информированным исполнительством — диковатое словосочетание. Люди пытаются понять, как играли музыку тогда, когда она была написана, то есть несколько веков назад. Это замечательно, что можно прочитать труды об этом и до какой-то степени исследовать это. Можно ли в XXI веке так играть — ну… отчасти да, но в целом — это «акустический обман». Но они обычно считают, что играют точно так, как 400 лет назад, и можно играть только так, а любой другой подход — ошибка и невежество. И, возможно, люди, прекрасно знающие прог-рок, тоже не поймут, как можно называть этим словом музыку, написанную сейчас, а не тогда, которая, вообще-то говоря, в прог-рок заехала только каким-то одним боком. А спорить тут нечего: полезно, конечно, прочесть книги, в которых объясняется, что значат те или иные закорючки в старинных нотах, и, наверное, неплохо быть «адептом» чего-то, что было когда-то... но мы живем в другом времени, другом состоянии сознания, и сейчас что прог-рок, что хип-хоп, что барокко, что полифония строгого стиля — все это уже просто всплески в звуковом хаосе. И для того, чтобы что-то услышать, сейчас нужно приложить совсем другие усилия. Не такие, как 400 лет назад, и не такие, как 40 лет назад. Я имею в виду не тонкости музыки, а просто — чтобы услышать звук. Я недавно ехал из аэропорта, и таксист включил радио. И, когда я попросил выключить (я всегда сразу прошу), он так обрадовался! «Обычно, — сказал он, — просят включить, а сам я люблю тишину. Почему я должен все это слушать по дороге? А люди не могут теперь без этого. Но ведь разве они слушают? Они же на самом деле не слышат. Они просто тишины боятся. Они привыкли, что вокруг какая-то музыка, реклама, голоса, и без этого не живут».

И еще касательно прог-рока: у него есть параметры звучания, связанные с тем, как эту музыку тогда сводили в студии. Мы же помним, как звучат те или иные альбомы... Эту звуковую данность тоже можно было бы использовать как ориентир, если хотеть сделать «прог-рок». Но стиль сведения «Оптического обмана» совсем другой. Замечательный, кстати, молодой звукорежиссер Руслан Зайпольд — мы с ним вместе всё это делали. Это на самом деле очень прозрачная музыка — и альбом звучит так, как будто даже нет никакой обработки, сидят тут четыре человека и играют, а один поет. И эта звуковая реальность тоже не ставится ни на какие полочки... Кому-то понравится, кому-то нет — надо уже отпустить это изделие, и пусть оно само летит. «Летят по небу шарики, а люди всё стоят».

Антон БатаговАнтон Батагов© Ира Полярная

— Смысловая подоплека альбома довольно печальна, конечно, но она не оставляет постфактум гнетущего впечатления, что удивительно.

— Понимаешь, вот это «гнетущее» пунктиром проходит через весь альбом. С него альбом начинается и им вроде бы заканчивается. Откуда это берется? Я думаю, из вот этой синусоиды, которая пришла к нам сейчас. И мы сейчас совершенно по-другому слышим то, что написано «тогда» про «сейчас». Это просто невероятные, провидческие слова. Ну, например, в стихотворении Хармса «Миллион», которое он писал вообще для детей, — вспомни: «Шел по улице отряд, сорок мальчиков подряд» — мы же видим каждый день, как детей стараются запихнуть в военную форму... но это только один смысловой срез текста. А другой —

А на площадь повернули, а на площади стоит
не компания,
не рота,
не толпа,
не батальон,
и не сорок,
и не сотня,
а почти что МИЛЛИОН

— это же описание демонстрации! И вот сегодня миллионы «космонавтов» винтят молодых людей (и немолодых), вышедших на улицу в соответствии со своим конституционным правом. А написано это в 1930 году.

Но, конечно, там вовсе не только про события и явления, которые повторяются. Там про то, что над явлениями. Про то, что сильнее. И поэтому вот это «гнетущее» магнитное поле этой территории, которое поглощает все и всех, — оно поглощает физические жизни, но оно не властно над главным.

И вот сегодня миллионы «космонавтов» винтят молодых людей (и немолодых), вышедших на улицу в соответствии со своим конституционным правом.

Сила духа этих гениальных людей, их умение видеть самые важные вещи и выражать их в словах — это и есть главное. Слова-то вроде бы всегда под рукой, а поди найди их, поди соедини их так! Способность видеть и переживать мир вот так, как это у Пушкина и Хармса, — она не складывается из благоденствия. «Сулит мне труд и горе грядущего волнуемое море», «Цель всякой человеческой жизни одна: бессмертие. Все земное свидетельствует о смерти»… «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать» — и речь отнюдь не о «страдании как добродетели», как это, к сожалению, традиционно понимается в России. У Пушкина и у Хармса осмысление опыта страдания — единственно возможный инструмент для движения вперед — к освобождению. И в этом смысле рождение и пребывание здесь, на этой территории... да, это, с одной стороны, «черт догадал», а с другой — самые мощные прорывы человеческого духа чаще случаются именно на таких территориях. Но за прорыв приходится платить страшную цену. Вообще, конечно, было бы странно воспевать тюрьму и считать ее наилучшим, так сказать, инкубатором духовности. Разумеется, я не про это. Боже упаси. Никому не пожелаешь стать узником тюрьмы народов, где жизнь никогда ничего не стоила и не стоит, а власть всегда была и продолжает быть просто сменой форм тирании. Не дай Бог никому пройти, даже в легкой форме, через все вот это… Но, знаешь, нам не видно, почему кто-то рождается в том или ином месте. Нам виден только вот этот оптический обман на ма-а-аленьком мониторе, и мы можем попытаться нащупать какую-то связь между явлениями. Именно это и дает шанс выбраться из тюрьмы. Но если посмотреть на нее сверху, как на гугл-карту, то видно, что то сооружение, которое кто-то где-то считает свободой, — это просто чуть более комфортная камера в том же самом оптическом обмане. Можно ли перестать обманываться и выбраться совсем? Можно. Вообще все устроено очень… как бы это сказать… жестко. Нет смысла говорить о том, нравится нам такое устройство или нет, справедливо это или нет. Но нет и не может быть ничего, что ограничивало бы свободу духа свободных людей. И… кажется, я про любовь ничего не сказал… Ну ладно, про нее Пушкин и Хармс все сказали.

Слушать «Оптический обман» в Apple Music


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244878
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246437
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413030
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419518
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423598
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428902
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429556