Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 202449371.
«Мумий Тролль»
«SOS Матросу»
Navigator Records
Со статусом живого классика Илья Лагутенко справляется довольно ловко: он водит дружбу с музыкантами, для которых принципиально важен идейный передовой звук (Феликс Бондарев, Александр Гагарин, Павло Шевчук), культуртрегерствует (в проектах «Делай меня точно» и V-Rox) и всячески поддерживает ощущение собственной вечной молодости. На новом альбоме, записанном во время кругосветного путешествия на парусном корабле, «Мумий Тролль» с азартом перемалывает достижения модной музыки: тут можно разглядеть и вонки, и чиллвейв, и электроклэш — и, разумеется, размашистый гитарный рок «для фанатов».
Зачем слушать. Потому что «Мумий Тролль» хочет и умеет меняться, оставаясь верным себе.
2.
Vladimir Vernadsky
«My Land»
«Владимир Вернадский» — две барышни с давней музыкальной историей: эксперт по части архивного диско Ася Горбачева, она же DJ Sandra, играет в клубах Москвы и Нью-Йорка, а большой знаток экспериментальной электроники Варя Павлова, она же Лисокот, два года назад выступала на «Темных лошадках». Новый проект — привет всем странным и тихим: девушки выпевают хрустальные вокализы, пока на заднем плане что-то шебуршит и ерзает. Ощущения совершенно космические — будто становишься свидетелем рождения новой формы жизни.
Зачем слушать. В пику Джулианне Барвик и Джулии Хольтер.
3.
«Труд»
«4»
Назвавшись по-русски и заиграв вместо постпанка сермяжный плясовой рок, басист и барабанщик московской группы Manicure оказались куда ярче предшественников. «4» — еще одна попытка переизобрести себя: тут есть мясистый фанк, напористые интонации в речитативах, одолженные у Антона Слепакова («...и Друг Мой Грузовик»), сложносочиненный бас, долгие построковые проигрыши, хлесткие риффы, которыми хочется озвучивать сцены погони в кинофильмах. Примерно так и должен выглядеть русский рок в идеале.
Зачем слушать. «Труд» подходит к музыке изобретательно (по крайней мере, теперь), но подает ее просто, мощно и доходчиво — качество для исполнителя крайне полезное.
4.
Chaos in Heathrow
«Popugai»
Рита Попова изображает новгородскую Аманду Палмер уже лет пять, но до полномасштабной записи так и не созрела — впрочем, даже по синглам и мини-альбомам можно понять, что от былого слепого подражательства осталось немного. Да, пианино по-прежнему бравирует ломаными мелодиями и темпами, а голос срывается в брехтианский спектакль, — но девичья нежность Поповой уверенно побеждает стервозную горечь первоисточника.
Зачем слушать. Потому что формат «девушка за фортепиано» никогда не надоест.
5.
Vespero
«Droga»
R.A.I.G.
Творчество астраханского квинтета Vespero удобнее всего описывать термином «звуковые ландшафты»: сводя воедино синтезаторный спейс-рок с прогом, краутом, психоделией, а к пятому альбому еще и с нью-эйджем, он делает очень монументальную, кинематографичную, но при этом живую и текучую музыку. Самое лучшее тут — внезапные повороты. Приджазованный спейс в духе Ozric Tentacles на полдороге сменяют гитарные риффы с оглядкой на King Crimson, а умиротворенная моторизованная ритм-секция вдруг начинает примерять синкопированные паттерны.
Зачем слушать. Сложные нишевые жанры Vespero подают с таким воодушевлением, что увлечься ими можно даже без специальной подготовки.
6.
«130 по встречной на старенькой Vespa»
«В Крым на машине»
До поры до времени квартет с претенциозным названием скрывал лица, а интервью, в которых пестрил каламбурами, давал исключительно через веб. После выступления на «Субботнике» и первого сольного концерта в Москве конспирация, к счастью, надломилась (впрочем, до сих пор не очень понятно, откуда музыканты и чем они занимаются) — а группа записала самую сильную свою песню. «В Крым на машине» продолжает запущенную год назад серию тщательно оформленных синглов про людей на мотороллерах с винтажными фотоаппаратами. Это хипстер-поп как он есть — выверенное драйвовое постдиско по заветам LCD Soundsystem или даже Dinosaur L с клэпами, скрипками и подразумевающимися многоминутными ремиксами.
Зачем слушать. Если вы мечтали о реинкарнации группы «Лаванда».
7.
Marimba Plus
«Flight Over the World»
ArtBeat
Московский джаз-ансамбль Marimba Plus всегда тяготел к экзотике — латиноамериканское происхождение центрального в коллективе инструмента к этому только располагает — и на очередном альбоме дал себе волю. В их бесноватом джаз-роке кипят этнические страсти со всех концов света, от индийской раги до афробита, от самбы до арабской дискотеки. Причем собирает этот интернационал воедино совсем не маримба, звук которой давно уже не удивляет, а вокалистка Татьяна Шишкова, которая отдувается здесь и за Наташу Атлас, и за Лату Мангешкар.
Зачем слушать. В перерывах между подступами к дискографии Рави Шанкара.
8.
PCのMuseum
«Fashion»
Fuselab
Анонимный деятель вейпорвейва открывает новую сторону жанра-однодневки — ту, в которой нет синтетической радости или размытой ностальгии. На «Fashion» все устроено куда сложнее, чем в нарочито примитивных работах законодателей жанра: из мелких деталей постепенно вырастает совершенно монументальная полифония, а MIDI-клавиатура начинает звучать японским органом.
Зачем слушать. Потому что новый русский вейпорвейв несет в себе больше мысли, чем его западный вдохновитель, — и оказывается в итоге куда ближе к Boards of Canada, чем к Vektroid.
9.
Eholow
«Shagonar»
Cuntroll Records
Красноярская группа Eholow рассказывает очень местную историю — про затопленный при заполнении Саяно-Шушенского водохранилища город Шагонар в Туве, — но по правилам клубной музыки, понятной всему миру. Она делает обволакивающую многослойную электронику, собранную из микроэлементов по шаблону Джона Хопкинса и позднего Кирана Хебдена, — свободную, летящую и ни к чему не обязывающую. Правда, временами в ней все же мелькает что-то сугубо местное, вроде запитченного сэмпла из Роксаны Бабаян, — и в такие секунды от ощущения сопричастности к сакральному знанию сердце начинает биться чаще.
Зачем слушать. Узнать, что красноярский гэридж ничем не хуже британского.
10.
Настя Вакуум
«Superfin»
Swickd Records
Синтезаторы наводят густой морок, драм-машина отбивает нехитрый бит, но на полдороге спотыкается и начинает по новой, в два раза быстрее, анемичный голос начитывает-напевает неполовозрелые стихи. Примерно так — словно страдающего ангедонией заставляют танцевать — звучит новый альбом хмурой украинки Насти Вакуум, которую принято считать то ли сестрой, то ли последовательницей прославившихся девушек с синтезаторами Марии Минервы и Инги Коупланд. Эта музыка как будто делает над собой усилие, чтобы казаться живее, чем она есть; сопереживать ей не получается, но интересно, что будет дальше.
Зачем слушать. Потому что у Насти Вакуум кроме страсти к экспериментам есть хороший нюх на бойкие мелодии — сказываются детские годы в компании кассет Лики Стар и группы «Тату».
11.
Archngl
«Phantom» (EP)
Коллектив из Сыктывкара, прячущий лица под масками, умудрился выпустить дебютный мини-альбом за считанные дни до новой пластинки главной звезды нового r'n'b The Weeknd: довольно смелый шаг, учитывая, что второй самым очевидным образом стал идейным вдохновителем первых. В отличие от канадца, который всегда делал ставку на хитовые мелодии, Archngl сосредотачиваются на продюсировании — и проигрывают. Реверберация, искажения голоса и прочие спецэффекты здесь затмевают собственно песни; в музыкальном смысле это скорее rich, чем beautiful.
Зачем слушать. В принципе, не очень понятно, зачем нужна отечественная калька на живой и дееспособный первоисточник, — а вот переизобрести эти песни на русском языке не помешало бы.
12.
«Дайте танк (!)»
«Сохранить как»
Залихватский гаражный панк родом из Коломны намеренно выпадает из современности — он будто бы вышел из времен, когда за подобные песни исключали из комсомола. Устроен он, разумеется, очень просто: мелодии прыгают вокруг трех тех самых протоаккордов, из которых позднее вырастут и русский рок, и русский блатняк. При том что ни пафоса первого, ни криминального духа второго у «Дайте танк (!)» нет — а есть лишь безграничное лихое веселье, подкрепленное дурашливыми песнями на татарском языке и краткими заскоками на территорию ска.
Зачем слушать. Если вы интересовались нынешним состоянием отечественного панка, но боялись спросить.
13.
Bundiii
«Willl»
Челябинский студент Руслан Шахабутдинов рассказывает, что впервые услышал чиллвейв с полгода назад, — а играет его так, как будто пару последних лет провел на пляжах и в ночных клубах Калифорнии. Акцент делается именно на танцпол: Bundiii пропускает через лоуфайные тропические фильтры дип-хаус и синти-поп, ни на секунду не замедляя дискотечный темп; это музыка не солнечных ванн, а опенэйров на песке.
Зачем слушать. Саундтреком к бабьему лету.
14.
Вася Обломов
«Ломки»
«Издательство Монолит»
Автор вирусного хита про Магадан постепенно дослужился до звания главного в стране человека по переложению политической сатиры на музыку: Вася Обломов ныне ответственен за музыкальное сопровождение телепроекта «Господин хороший», о чем уведомляет наклейка на обложке его нового альбома. Но чем выше звания, тем тише голос: Обломов дежурно обличает власть и озвучивает газетные заголовки под простенький бит и переборы гитары, а в сиплых, усталых фразах, почему-то именуемых автором политическим рэпом, нет ни жала Гила Скотта-Херона, ни даже угара Захара Прилепина.
Зачем слушать. Лучше почитайте новости.
15.
Диана Арбенина
«Акустика. Песни как они есть»
«Никитин»
Двойной акустический альбом Арбениной, вышедший к двадцатилетию творческой деятельности, — дань прошлому: с того же аскетичного формата «голос плюс гитара» певица когда-то начинала. За двадцать лет вообще мало что изменилось. Арбенина с подростковой страстью обнажает душу в песнях-исповедях, до упора начиняет строчки словами, подбирая аккомпанемент угловато, как придется, да и вообще ведет себя привычным — и оттого будничным — образом.
Зачем слушать. К этой пластинке можно относиться как к попутчику в поезде: дашь другому выговориться, послушаешь про чужие страсти — и самому легче оттого, что переживать их не нужно.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244937Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246491Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413079Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419563Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420228Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422877Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423637Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428810Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428939Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429593