26 августа 2021Современная музыка
165

«Народные песни могут органично сочетаться с музыкой любого времени»

Лидер венгерской группы Mordái Шома Нове — о том, как он открыл для себя фолк и почему решил соединять его с психоделическим роком и фри-джазом

текст: Шандор Козлов
Detailed_picture© Mordái

Единственной зарубежной группой на шоукейс-фестивале Moscow Music Week будет венгерский коллектив Mordái, исполняющий музыку на стыке экзотических жанров. Гусары венгерского психоделического фолк-джаза выступят 1 сентября на открытии фестиваля в московском клубе Aglomerat. Мы поговорили с солистом коллектива Шомой Нове о фольклорных корнях, тенденциях в современной венгерской музыке и о том, почему «холодные венгерские ветра» столь популярны и сегодня.

— На какой музыке ты вырос? Была ли народная музыка частью твоей жизни в то время?

— В детстве я слушал преимущественно музыкальную подборку моих родителей. Среди них была и венгерская народная музыка, но тогда она еще не вызывала у меня такого восторга и интереса, как сейчас. С четырех до восьми лет я учился в музыкальной школе в классе народных инструментов. Однако сама музыка меня стала увлекать лишь с 12-летнего возраста. Именно тогда начал формироваться мой собственный вкус, и я стал открывать своих героев.

— В твоем главном музыкальном коллективе Middlemist Red ты сам пишешь тексты на английском, в то время как Mordái исполняют народные венгерские песни. Как у тебя возникло родство с народной музыкой и как ты, будучи жителем большого города, отождествляешь себя с фольклорными текстами?

— Я не чувствую большой разницы. Главное отличие, скорее, в том, что в Middlemist Red все тексты на английском, а в Mordái я пою на венгерском. Что касается содержания, я стараюсь выбирать те песни, с которыми могу себя отождествлять. Когда я исполняю народные песни в Mordái, у меня происходит внутренняя трансформация и я не ощущаю того, что пою чей-то чужой текст. Народные песни, исполняемые Mordái, носят более универсальный характер, затрагивают общечеловеческие чувства и не являются чем-то сугубо локальным или провинциальным.

— Вы поете фольклорные песни, в то время как аранжировки и звучание ближе всего к психоделическому року с элементами фри-джаза. Как был собран состав группы и как вы работаете над звучанием?

— Когда я начал открывать для себя народную музыку как источник вдохновения, то понял, насколько много неиспользованных возможностей в ней кроется. Я также ощутил, насколько много общего в моей собственной и фольклорной музыке. Поначалу я сам писал аранжировки и планировал записать сольный альбом. Спустя какое-то время начал добавлять к звучанию саксофон и альт — инструменты, на которых я не играю. Когда я записал мини-альбом народных песен, то почувствовал острую необходимость исполнить материал живьем. Для этого я собрал музыкантов совершенно разных стилей. На тот момент у нас были три-четыре готовые песни, мы стали разбавлять их новыми композициями, в которые каждый из нас вносил свои музыкальные идеи. Таким образом получилась музыкальная палитра очень разнообразных стилей.

Несмотря на то что музыка группы Mordái достаточно эклектична, сама концепция очень целостная и последовательная.

— Исполненная группой Mordái песня «Hidegen fújnak a szelek» («Дуют холодные ветра») была написана известным венгерским фольклорным коллективом Muzsikás в 1984 году. С тех пор свои кавер-версии на эту песню записали многие венгерские и зарубежные группы. Среди них, пожалуй, наиболее известны интерпретации голландской группы The Ex и шведов The Thing. Песня «Hidegen fújnak a szelek» является одним из знаковых произведений золотого века венгерской народной музыки 1970-х — 1980-х годов и движения венгерских «танцевальных домов» (táncház). Фолк-музыка тогда принадлежала к направлению искусства, к которому государство относилось терпимо, но при этом обладала невероятной объединяющей силой, как на Западе рок-н-ролл или панк, была формой свободного самовыражения. В чем заключается роль фольклора и народной музыки в XXI веке для сегодняшнего поколения венгерских музыкантов?

— У меня достаточно субъективное мнение на этот счет. Народная музыка является культурным корнем (культурным кодом) венгерского самосознания, с которым многие люди охотно ассоциируют свою национальную идентичность. Народная музыка носит объединяющий характер, и очень важно эту ценность сохранить. Народные песни можно передавать из поколения в поколение. Их суть и значение не обесцениваются со временем. Несмотря на то что многие из этих народных песен были написаны 100 и более лет назад, их послания носят вечный и общечеловеческий характер. Народные песни могут органично сочетаться с музыкой любого периода или времени и при этом оставаться актуальными. Мы тоже интерпретируем эти песни на свой лад, и, возможно, некоторые наши ровесники познакомятся с венгерской народной музыкой через наши аранжировки.

— Группа Mordái впервые приедет в Россию и будет представлять Венгрию на главном российском шоукейс-фестивале Moscow Music Week. Как бы ты охарактеризовал современную венгерскую музыкальную сцену? Какие наблюдаются основные тенденции?

— Венгрия — в музыкальном смысле очень пестрая и многосторонняя страна. У нас сейчас очень много классных коллективов и талантливых исполнителей. Я сам играю в нескольких коллективах, и мне интересно сотрудничать с различными музыкантами, экспериментировать со звуком и пробовать свои силы в разных жанрах. В Венгрии я вижу для этого много возможностей. Наша страна очень маленькая, поэтому музыканты здесь очень сплоченные и много помогают друг другу. Если ты действительно хороший исполнитель и открыт к диалогу с другими, ты всегда найдешь себе единомышленников среди музыкантов и, что немаловажно, нужную аудиторию.

— Какие у тебя планы на Mordái и Middlemist Red?

— Я хочу продолжать писать музыку и показывать ее людям в разных частях мира. Меня не волнует популярность. Мне интересно развиваться как музыканту, создавать нечто новое и интересное. Я надеюсь, что мой рост как музыканта удовлетворит мои творческие и экзистенциальные запросы. Я хочу видеть возможности и черпать мотивацию. Надеюсь, наша музыка придется по вкусу московской публике и мы сможем вернуться в Россию, чтобы выступить в других городах страны.


Понравился материал? Помоги сайту!

Ссылки по теме
Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249383
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416029
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420343
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425579
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426922