4 октября 2021Современная музыка
197

Феликс Кубин: «Иногда нам хочется левитировать»

Мастер эксцентричной электроники из Кельна — о своих саундтреках и работах в экспериментальном кино

текст: Арам Устян
Detailed_picture© Martha Colburn

В минувшие выходные в летнем кинотеатре музея «Гараж» показали программу аудиовизуальных перформансов «Экранизация-2021», организованную командой Garage Screen и фестивалем изобретательной музыки Fields. В ней участвовал мастер эксцентрики от немецкой электроники Феликс Кубин, который вживую озвучил экспериментальную ленту Вольфганга Леманна о стрекозах и змеях. Вместе с этим он ответил на несколько вопросов для COLTA.RU.

— Вы назвали свой лейбл в честь Юрия Гагарина, его имя появляется в большой оркестровой работе «Falling Still». Почему Гагарин так важен для вас?

— А почему Бог появляется в жизни стольких людей? Гагарин — поэт невесомости, ставший бессмертным, как только вышел на свою орбиту. Он одновременно связан и не связан с Землей, он удерживается на траектории планеты гравитацией, самой загадочной силой из всех существующих. Силой, которая искривляет пространство и время. Гагарин падает и вращается. Я чувствую примерно что-то такое же. Думаю, что жизнь — это состояние постоянного падения без ударов о землю, поэтому иногда нам хочется левитировать. В моей оркестровой пьесе «Falling Still хор мальчиков поет «Мы живем по очереди, / мы падаем вверх ногами». Мне нравится думать, что Гагарин до сих пор транслирует нам свою космическую программу. Может, он превратился в радиоволну или даже просто в частоту. Вот чем я хотел бы стать в будущем: частотой, модулируемой воображением и памятью людей.

— Ваши клипы — авангардистские видеоработы, а видео на композицию «Lightning Strikes» получило престижную награду на Международном кинофестивале короткометражного кино в Оберхаузене. Как вы увлеклись экспериментальной анимацией и кино?

— Мне посчастливилось вырасти на фильмах, в которых была потрясающая музыка. Саундтреки из «Головы-ластика», «Ребенка Розмари», «Жидкого неба», «Чайна-тауна», «Головокружения», «Французского связного», «Тумана», «А теперь не смотри» находили отклик у меня неделями и даже годами. Их авторы, фантастические композиторы, увы, уже немолоды или даже скончались.

На данный момент я знаю очень мало таких режиссеров, как Лантимос, которые придают озвучиванию фильмов большое значение, выходящее за рамки фонового шума. Также я ставлю радиоспектакли для Национального радио Германии. В моих — в основном экспериментальных — произведениях звук и музыка так же важны, как и голос (который также является музыкой), как и повествование. Я думаю, что в сложных формах искусства, таких, как кино и радиоспектакли, ко всем средствам выражения следует относиться с одинаковым трепетом. Мастера российского авангарда это хорошо понимали. Андрей Смирнов в своей книге «Sound in Z» пишет, что Дзига Вертов изначально хотел стать звукорежиссером, но еще не был изобретен даже магнитофон. В итоге Вертов реализовал свои желания в своем знаменитом звуковом фильме «Энтузиазм (Симфония Донбасса)».

Я «человек слуха». Я воспринимаю мир скорее через слушание, чем через какие-либо другие чувства. Иногда случайно даже говорю глупости, например: «он живет на октаву выше», то есть этажом выше меня. Слушание — сферическое, оно полностью нас окружает. Вот почему в нем всегда есть параноидальный компонент.

Мне нравятся фильмы с сильными звуковыми и музыкальными элементами, которые также могут появиться на этапе монтажа. Для меня каждое движение — это звук или танец. Мое сотрудничество с Мари Лозье, которая сняла фильм «Felix in Wonderland» со мной и обо мне, во многом было обусловлено идеями звука и перформанса.

— Кроме того, вы часто пишете саундтреки к фильмам. Как это происходит?

— Я часто представляю себе киноизображение, когда сочиняю музыку. Впервые я сочинял музыку для 35-миллиметровых фильмов, когда в 1990-х годах познакомился с польским мультипликатором Мариолой Брилловской. Ее фильмы довольно грубые и агрессивные, в том числе эстетически. В них есть элемент фатализма и какой-то злости. Но в этих фильмах я всегда видел романтическое желание, которое хотелось подчеркнуть своим саундтреком. То есть я попытался показать, что именно скрывается за этими дикими, злобными образами. Сейчас я много работаю с видеохудожницей Джозефин Бёттгер. Ее фильмы — футуристический комментарий о безумном развитии больших городов, их строительных площадках и их неудавшейся архитектуре. Моя музыка придает этим фильмам сильную экспрессию и особую выразительность, похожую на стыки и внутренности машин, которые вы видите. Но также это создает дистанцию от маниакальной пикселизации, которую Джозефин часто использует, чтобы ускорить процесс.

— Почему для перформанса в кинотеатре музея «Гараж» вы выбрали работу Вольфганга Леманна «Стрекозы с птицами и змеей»? Что особенного в этом фильме?

— У этого проекта большая история. Изначально Леманн планировал, что фильм будет идти без звука, так он и был впервые показан на Берлинале. Насколько я помню, Вольфганг впервые связался со мной примерно в 2011 году. Он интересовался моей музыкой и думал, что она подойдет для его насекомых и стрекоз, а также для техники «фликер», которую он использует (метод мерцающей пленки, когда-то изобретенный Тони Конрадом). Но у него не было денег, чтобы заплатить за саундтрек, а в мире современной музыки мое имя вообще не было известно. В 2015 году меня попросили сочинить что-нибудь для известной серии программ на радиостудии NDR. Я предложил саундтрек к этому фильму, но когда куратор просмотрел буквально одну минуту фильма Вольфганга, он сказал: «Я не могу это показать, Феликс. Фильм слишком экстремальный». Да, это экстремальный, но полезный опыт, если вам удастся научиться его смотреть. Он как будто перемещает вас во времени.

— Вы известны как артист, который не расстается со своим синтезатором Korg MS-20. Почему именно эта модель?

— Я начал работать с MS-20, когда мне было 11 лет. Я знаю каждую микросхему в этом синтезаторе, и он никогда меня не подводил. Он звучит сыро, непредсказуемо, по-панковски и очень живо!


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245119
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246667
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413227
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419691
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423757
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429059
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429706