12 октября 2021Современная музыка
159

Каспар Брёцман: «Главное — поймать правильный звук в нужный момент»

Немецкий гитарист-импровизатор, выступающий на фестивале «Джаз осенью», — о влиянии Ника Кейва и новом проекте Bass Totem

текст: Григорий Дурново
Detailed_picture© Burkhard Peter

В московском культурном центре «Дом» возобновляется фестиваль «Джаз осенью», организованный совместно с Гете-Институтом. В этом году фестиваль проходит в рамках Года Германии в России — 2020/2021. Мероприятие, как обычно, соберет незаурядных музыкантов-импровизаторов, так или иначе связанных с Германией. Фестиваль стартует 15 октября с сольного выступления Каспара Брёцмана — гитариста, лидера группы Massaker, сына прославленного саксофониста, одного из отцов европейского фри-джаза Петера Брёцмана. С относительно недавних пор Брёцман-младший начал играть на бас-гитаре в рамках сольного проекта Bass Totem, а бас-гитара — редкий инструмент у свободных импровизаторов. Перед выступлением Каспар Брёцман ответил на вопросы Григория Дурново.

— Вы как-то говорили, что на вашу музыку повлияли среди прочих Ник Кейв и Einstürzende Neubauten. Это влияние актуально и сейчас?

— Да, конечно, и влияние многих других групп и музыкантов тоже. Перечислять можно долго. Вот лишь несколько имен музыкантов и названий групп, которые вдохновляли меня с давних пор: Джимми Пейдж, Джими Хендрикс, Эдди Ван Хален, Петер Брёцман, Ханс Айслер, Чарлз Айвз, Bad Brains, Killing Joke, Depeche Mode, Рэй Чарлз, Чет Бейкер и многие другие. Хочу уточнить, что в наибольшей степени вдохновляют меня именно люди, не только их музыка, но и ее дух и магия, стоящая за ней. Вообще наибольшее влияние на меня оказывают люди и сама жизнь на этой планете со всеми ее взлетами и падениями, хорошими и дурными сторонами.

— В своих сольных выступлениях вы иногда поете. Это новые песни или вы поете номера из репертуара Massaker?

— Я пою одну новую песню, она называется «Blind», и еще одну песню из прежних времен, из репертуара Massaker, она называется «Bass Totem» — это одна из моих любимых песен группы, и она дала имя моему новому проекту. Но у этого номера теперь новая структура. Если я выступаю соло, я действую свободно и принимаю музыкальные решения за мгновения до выхода на сцену.

— Какова вообще роль импровизации в вашей музыке сейчас? Отличается ли она от того, что было в годы работы с Massaker?

— Группа не очень много импровизировала. Я играл гитарные соло в свободной форме поверх последовательностей тяжелых аккордов и первобытных ритмов, которые создавали Дэнни (Арнольд Ломмен, барабанщик. — Г.Д.) и Эдуардо (Дельгадо Лопес, басист. — Г.Д.). У меня бывали сольные концерты и до того, как появилась группа. Я тогда выступал на разогреве у Ника Кейва, Генри Роллинза, Лидии Ланч. Так что такой формат для меня не нов, да и идея группы родилась из моих сольных выступлений. Сейчас с Bass Totem схожая ситуация. До пандемии я выступал соло на разогреве у группы Sunn O))).

Когда я собираюсь играть на гитаре, то начинаю день с импровизации и смотрю, как дело пойдет. То есть большую часть времени я играю в свободной манере, иногда переключаясь на дорабатывание песен, оставшихся с прошлого дня, потом возвращаюсь к импровизации. Еще я люблю создавать атмосферу из звуков на записи в студии, на репетициях и на концертах — не важно, играю ли я при этом один или с другими музыкантами. Это прекрасное ощущение, его не всегда легко достичь, но это не важно. Во всяком случае, я не слишком много размышляю над этим. Главное — поймать правильный звук в нужный момент.

— Если я правильно понял, то вы как-то говорили, что Bass Totem может перерасти из сольного проекта в группу. Вы действительно это имели в виду? Если да, то есть ли у вас конкретные планы?

— Да. Я планирую несколько сессий с новыми музыкантами, с которыми хочу поделиться духом новых песен. Bass Totem — это рабочий процесс, мое новое имя и основа для будущего. Это как новый лейбл, который еще не выпустил никаких дисков. Может быть, когда-нибудь возникнет и Bass Totem Records.

— Был момент, когда в Massaker было двое басистов. Вы можете рассказать об этом опыте? Планируете ли вы работать с другими басистами или ритм-секциями?

— Конец группы был началом Bass Totem. Это был важнейший опыт — я понял, что старые песни группы больше не трогают. История Massaker закончилась, а удовольствие и страсть вернулись, чтобы сопутствовать новому приключению и новому звуку. Я собираюсь взять на вооружение какие-то наброски и идеи, появившиеся в тот период.

— Вы производите впечатление человека, который никогда не боится сделать что-то радикальное, неожиданное, пойти совершенно новым путем. Переключение на бас-гитару подтверждает это. Бывал ли у вас раньше похожий опыт, бывали ли случаи таких же радикальных поворотов в вашей жизни?

— Что я знаю о себе, так это то, что не могу долго повторяться. Я от этого становлюсь несчастным, поэтому мне нужно рассказывать какую-то новую музыкальную историю. Копировать себя или кого-то другого бессмысленно. И, конечно, бывали раньше редкие тяжелые моменты, когда я прекращал играть с кем-то. С этим по-прежнему приходится иметь дело. Да, для людей это выглядит как радикальный шаг, но, думаю, это прежде всего честно.

— Слушали ли вы недавно музыку, которая произвела на вас сильное впечатление? Я имею в виду прежде всего новую для вас музыку.

— Да, это, например, группа MoE, Утку Тавил, Алина Паш. И еще большим впечатлением стало возобновление связи с Хамидом Дрейком: мы сыграли с ним впервые после долгого перерыва, в конце августа на фестивале в Вуппертале, посвященном 80-летию Петера Брёцмана. Было здорово увидеться и сыграть!

— Верно ли, что вас не очень сильно интересуют различные приспособления для обработки звуков, процессоры, новые модели инструментов?

— Да. Я сорок лет играл на Fender Stratocaster, используя усилители Marshall, педаль «вау-вау» Vox, эффект Boss Chorus и старую версию дисторшен-педали RAT. Для меня это было идеальное оборудование, всего можно было добиться с помощью усилителей и ручки громкости. Не было никаких оснований что-то менять, кроме ламп в усилителе, струн и батареек.

Теперь добиться нового звучания для Bass Totem гораздо сложнее, и я все еще ищу и пробую разные педали и усилители, постепенно приближаясь к цели. За три последних года, добиваясь, чтобы моя бас-гитара Sandberg California VM4 запела, я купил больше струн, усилителей и педалей, чем за все предыдущие 30 лет.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249340
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415982
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420311
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425543
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426887