16 апреля 2014Современная музыка
598

«Однажды приходят к нам играть “Волчонок любит мышонка”...»

Кто запустил «новую петербургскую волну»? Отвечают организаторы фестиваля «Ионосфера» и премии «Молва и Приход» Александр Ионов и Данила Холодков

текст: Егор Галенко
Detailed_picturePerfume Jill Jerry / ШУМ И ШЛЮХИ №10

Данила Холодков и Александр Ионов делают «Молву и Приход», «Глухоманию», «Диско Холокост», «Шум и Шлюх» и еще десяток вечеринок, премий и сборных концертов, которые в прошлом году заполонили клубные афиши в Санкт-Петербурге. По большому счету, каждая рок-группа города, которая возникла хоть вчера и не хочет быть похожа на условный «Сплин», играла или сыграет на их главном ежемесячном фестивале «Ионосфера»: они собрали воедино весь петербургский (и не только) андеграунд, от электронных проектов Александра Зайцева до сыктывкарского хардкор-брейкданс-проекта с названием «Арканабана». В конце 2013-го они провели премию «Молва и Приход» в области «подземных звуковых искусств» — более последовательную и веселую, чем на два года исчезнувший «Степной Волк». Егор Галенко поговорил с основателями премии и концертного агентства о новой волне петербургской музыки, жизни начинающих групп в США и московском фестивале «Структурность», с которым «Ионосферу» сложно не сравнивать.

Холодков / ГЛУХОМАНИЯ №10Холодков / ГЛУХОМАНИЯ №10

— Расскажите о себе в двух словах — где играете, играли и как вы встретились?

Александр Ионов: Я стараюсь ни в каких группах не играть, я жил в США лет 15 и там наигрался. Сейчас мне интересно больше общаться с музыкантами, организовывать их и смотреть, как люди мучаются.

Данила Холодков: Сейчас я играю в четырех группах: Shortparis, Achilles, Shokalsky Revenge, Geenimuuntelun. Везде на барабанах. Я 10 лет занимался спортивными бальными танцами, потом преподавал, у меня были студии в Петербурге и во Всеволожске, ну и, судя по всему, у меня были перспективы быть педагогом всю жизнь, но я ушел в музыку.

Ионов: Я жил в Сан-Франциско. Ну и бывал в местах, где зародилось все хиппи-движение. Был женат на девушке, чей отец был барабанщиком у Дженис Джоплин. Ну и вообще — много видел бывших хиппи, именно тех, которые стали богатыми, живут на холме, носят длинные волосы и думают, как они свободны, выплачивая огромный налог на прибыль.

Shokalsky revenge / NO HOPE NOISE vol.1Shokalsky revenge / NO HOPE NOISE vol.1

— Интересно про хиппи — расскажи.

Ионов: Так, стоп, получается, что я старый хиппан типа Коли Васина. Я вообще много с кем тусовался. У меня первая группа была в 15 лет, когда я учился в медучилище, панк-рок с баяном. Интересно, что путь начинающей группы ничем не отличается в США и в России сейчас. Ходить в начинающих придется долго. Ну, одно отличие есть: там барабанщик без машины — не барабанщик. Там клубы предоставляют только колонки и пульт. А в остальном там музыканты такие же нищие. И мне ни за один концерт не заплатили, идеализировать не стоит. Там есть специальная пословица для музыкантов — «Don't quit your day job». Типа у тебя еще таланта маловато, зарабатывай в других местах.

— И познакомились вы...

Холодков: Через группу Velvet Breasts.

Ионов: Но главное — через алкоголь.

5 групп из лайнапа «Ионосферы»: «Электрофорез» и Shortparis



«Электрофорез» и Shortparis больше всего похожи на оформившиеся рок-группы с точки зрения промоутера: у них есть видеоклипы, альбомы и более-менее устоявшийся состав. Музыка групп напоминает The Fall последних лет, только поистеричнее и поартистичнее.

— А можете выделить основное из всех концертов, премий и фестивалей, которые вы делаете? Просто за всей вашей активностью следить — отдельная профессия.

Холодков: «Молва и Приход» — это название агентства и премия. Мы с Сашей выпивали как-то и думали, какие есть самые главные, самые важные слова. Вот что у нас должно происходить? Во-первых, важно, чтобы информация не распространялась в интернете, а передавалась из уст в уста; чтобы на каком-нибудь концерте один подходил к другому и говорил: «Слушай, а ты вот был на дискотеках и фестивалях, которые Холодков и Ионов делают?» Любая рекомендация от друга лучше, чем тысячи репостов. Ну а что еще? Главное, чтобы люди приходили. Живое общение и живое присутствие.

Скучных не берем.

Ионов: Слово «Приход» я сказал, конечно. Ну, кроме того, понятно, что в Петербурге происходит с околокультурными СМИ: их нет или их читают человек десять. Я рассылал релизы первое время, потом плюнул, пускай сами нас ищут. Тебе же рассказали о нас?

— Все именно так — я вообще не обращал внимания на фестиваль с набором странных групп, пока мне Галя Чикис не рассказала, что играла у вас; она очень впечатлилась, что ночью на выходе из клуба лежали усталые молодые люди в огромном количестве.

Ионов: Галя у нас регулярно бывает. Восьмого марта вот на фестивале «Женские проблемы». У нас самые красивые и свободные девушки в российской музыке. Галя одна из первых сказала нам, что неплохо бы сменить название с «Шум и Шлюхи» на что-то более приемлемое. Она всегда за красоту и нравственность.

Галя Чикис / ШУМ И ШЛЮХИ №10Галя Чикис / ШУМ И ШЛЮХИ №10

— Богиня-покровительница андеграунда в Петербурге.

Ионов: Так вот, наши события. Премия «Молва и Приход». В отношении самой премии были нарекания. Говорили, что недемократично. В интернете голосование ни на что особенно не влияло. Ну, на будущее мы учтем и сделаем выбор номинантов более народным.

Холодков: Премию «Молва и Приход» можно называть ежегодной, если она произойдет больше одного раза. Пока мы не загадываем.

Ионов: На «Глухоманию» мы приглашаем музыкантов из питерских и московских групп, чтобы они играли диджей-сеты. Учатся многие по ходу дела, музыканты не стояли за вертушками.

Холодков: Если мы делаем концерты отдельные, а не фестиваль, то они обязательно сборные. Или делаем тематические штуки — джем-озвучка «600 секунд» или вечер некрореализма.

На каждый фестиваль — с тех пор когда он еще назывался «Шум и Шлюхи» — обязательно кто-то приезжал из других городов. Постпанковая группа Sky Fades Away, психоделическая группа Polska Radio One. Даже из Эстонии дрим-поп-группа Picnic приезжает. Москву мы не считаем, это дальняя станция метро для нас.

5 групп из лайнапа «Ионосферы»: Wozzeck


Группа, названная в честь оперы Альбана Берга, — заслуженные деятели петербургского авангарда, кучкующегося вокруг клуба «ГЭЗ-21». Сейчас с неутомимым саксофонистом Ильей Белоруковым работает Александр Зайцев из «Елочных игрушек» — они делают проект The Tune.

— А каким образом у вас настроен фильтр? Вы кому-нибудь отказываете?

Ионов: Да, часто. Мне пишут какие-то альтернативщики, дэткорщики, русские рокеры. Их море — не успеваешь отфутболивать. Мы не любим весь этот стиль «Нашего радио» в подходе к музыке. Когда музыканты скучные: вышли, отыграли программу — и до свидания. Скучных не берем. Сложно, конечно, описывать, как мы выбираем. Вот тебе кто нравится?

— Галя Чикис!

Ионов: Вне конкуренции, да.

— Вот у Леонида Котельникова, который делает «Структурность» — родственный вам фестиваль из Москвы, — кажется, политика еще более безбашенная. Он берет всех, кто вовремя сам не убежит.

Я работаю в IT, у меня все четко — начинается все вовремя.

Холодков: «Структурность» мы любим, конечно.

Ионов: Я, кстати, о ней услышал впервые от Гали Чикис. У нас на «Ионосфере» хватает структурности, как бы это ни звучало. Потому что я работаю в IT, у меня все четко — начинается все вовремя.

Холодков: Когда у Лени Котельникова спрашивают перед фестивалем в интернете: «Когда мы будем играть-то? Какое расписание?» — то он отвечает: «Расписание структурное!» Ну, в общем, на месте все договариваются. Забавно, что я поехал на московскую «Структурность» в прошлом году, прочитав, что этот фестиваль — островок питерского отношения к искусству в Москве.

— Я бы не удивился, если бы на «Структурности» сыграл акустику БГ — причем засунул бы его Котельников куда-нибудь на три часа ночи на задний двор. На питерской «Структурности», скажем, выступал человек Маточкин, учившийся 15 лет в СПбГУ, сочиняющий под баян русские народные на мотивы Цоя, Гребенщикова и Бутусова.

Ионов: У нас построже. Я пытался как-то пропихнуть русский народный хор. Мы не против хип-хопа, скажем. У нас играла — хм — группа, где участвует дочка философа Дугина. Еще у нас сыграет Алексей Вишня на пятой «Ионосфере». Против такого хода даже у «Структурности» приема нет.

ГЛУХОМАНИЯ №10ГЛУХОМАНИЯ №10

— Как вы видите себя через два-три года?

Ионов: Если нас не задавят «Структурность» и SKIF, то мы будем номер один. Шутка, конечно. Особенной конкуренции тут не существует.

Далеко загадывать не стоит. Мы существуем для артистов. Растем, конечно, — сейчас фестивали проходят на две сцены, в два дня. Скажем, мы делали «Ионосферу» одновременно в новом и старом «Цоколе». Этим летом, наверное, сделаем фестиваль в Москве.

5 групп из лайнапа «Ионосферы»: Shokalsky Revenge


Виктор Шокальский и его группа — типичные представители питерской новой волны рок-музыки: они играют оголтелый гаражный рок. На сцене все эти группы ведут себя как Данила Холодков, когда еще играл в Padla Bear Outfit; лучшее определение для такого поведения было придумано Ильей Лагутенко в песне «Дельфины»: «я — неприостановленный».

— Уже есть выражение «новая петербургская волна». Его просто пока не используют музыкальные критики, а вы сами не очень понимаете, что эту волну запустили.

Холодков: Когда я играл в группе из трех букв, как ее называет лидер Арсений Морозов, то все тоже говорили о волне. А мы сидели, смотрели друг на друга и говорили: «Да какая волна-то? Три-четыре группы?»

— «Лемондэй», «Пес и группа», Арсений в Sonic Death играют совсем разную музыку сейчас. Сложно сказать, что эти группы хоть что-то объединяло. И вообще благодаря «Ионосфере» и той же «Структурности» есть ощущение, что эти группы, ну и Галя Чикис, которую в нашей беседе принято упоминать через слово, — уже этакие сложившиеся артисты. Макаревич и Константин Львович Эрнст, которые сидят и смотрят КВН в первом ряду.

Ионов: «Пса и группу» я вживую недавно слышал — они сейчас очень минималистично играют, там совсем ничего лишнего. Мне почему-то вспомнилось церковное пение.

У нас такой Ноев ковчег для питерской музыки.

Холодков: Очень умная музыка.

Ионов: Я послушал две песни, написал им, и они приехали. Вот так работает отбор, если тебя интересует.

Холодков: У нас такой Ноев ковчег, кажется, для питерской музыки.

Ионов: Да, сейчас стало больше групп, это намного легче. У кого ни попадя есть компьютер, все записываются.

5 групп из лайнапа «Ионосферы»: «Янтарный копрофил»


Московская группа с владимир-сорокинским названием играет абсурдистский панк и является также уважаемым гостем фестиваля «Структурность».

— Вас это не напрягает? Что групп много, сами группы это понимают и начинают к музыке относиться спустя рукава — в общем вале незаметно, сколько ты сил вложил.

Холодков: Система изменилась, и кто под нее не хочет подстраиваться (промоутеры какие-нибудь с именем), те начинают говорить, что «много мусора». Ну мы-то начали сразу внутри этой системы работать.

Ионов: Снобизма бы надо поменьше. Есть такая группа «Волчонок любит мышонка» — мне их посоветовали участники группы «Электроребята», которую ты, музыкальный типа критик, не знаешь.

ГЛУХОМАНИЯ №10ГЛУХОМАНИЯ №10

— А надо?

Ионов: Ну стоит вообще-то. Короче. Однажды приходят к нам играть «Волчонок любит мышонка» — пьянющие подростки, которых я в первый раз в жизни вижу. Начинают снимать ботинки и кидаться в людей. Даня был в шоке.

Холодков: Я просто выбежал в этот момент.

Ионов: А я начал смеяться. Ну, они поорали что-то по пьяни в микрофон. Потом мы разговорились, оказалось, что главный чувак из этой группы работает учителем. Интеллигентный. Настроение просто было плохое. И на следующем фестивале они отлично отыграли — со стеной шума, электронщиной, все как надо. Другой бы промоутер послал их с ходу. Мы с Даней такие «музыканты для музыкантов», а не промоутеры. Мы все поймем и примем.

Холодков: При этом еще мы понимаем, что такое вменяемая охрана, бар, аппарат, как обращаться с деньгами и т.д. В общем, задача — сделать комфортно музыкантам и слушателям.

Ионов: Мы работаем с «Цоколем», Da:Da, «Грибоедовым», Fish Fabrique — и вообще всеми, кто понимает, чем мы занимаемся, и идет навстречу. Я не против сделать фестиваль в гигантском ангаре со списанными самолетами, но прежде всего хотелось бы, чтобы хозяин пространства подумал про аппаратуру для музыкантов. А мы организуем молву и приход.

В апреле концертное агентство Ионова и Холодкова проводит:
Мини-панк-фестиваль «Ледовое Побоище»
Чудовищный концерт Алексея Франчески
Трехдневный фестиваль «Ионосфера-5»
Концерт французской группы Yeepee


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20242148
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249915
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416532
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420739
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202426031
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427358